Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПИ-215 группа



 

 

 15.01.2021                                            ПИ-215 группа

Дисциплина: «Основы философии»

 Раздел 1. Учение о бытии

Темы 3-4. Категории философии «существование», «бытие».

             Выдающиеся философы времени

                 

План занятия:Ознакомиться с лекционным материалом: «Категории бытия в философии», используя интернет источник https://www.yaklass.ru/materiali?chtid=150&mode=cht

Категория это предельно общее фундаментальное понятие, выражающее наиболее существенные отношения тех или иных областей действительности, знания и деятельности. Образуется как последний результат абстрагирования от предметов и их особенных признаков. К категориям относятся предельно широкие по-своему объёму понятия, то есть те, для которых не существует более общего, родового понятия.

Понятие категории сформировалось и развивалось в процессе становления философии. Первоначально оно означало основные понятия философии, отражающие высшие роды сущего и являющиеся универсальными формами мышления. Начиная с Античности и вплоть до конца XIX века в роли философских категорий выступали лишь онтологическиепонятия. Затем в их число стали включать и понятия гносеологии, а позднее категориями стали называть и основные понятия конкретных наук.

В ранней греческой философии в виде категорий выступали основные элементы реальности в её непосредственной данности (земля, вода, воздух, огонь, эфир). С возникновением интереса к проблемам сознания и познания категории приобретают логический вид и формулируются как обобщённые абстрактные понятия.

Платон- древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

 

Платон выявил пять высших категорий (родов) сущего:

1. Бытие.

2. Тождество.

3. Различие.

4. Движение.

5. Покой.

 

Аристотель — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 годах до н. э. основал Ликей. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики.

 

Аристотель выявил десять высших категорий (родов) сущего:

1. Субстанция — сущность, первооснова предмета (substantia).

2. Количество (сколько) — пространственно-числовые (количественные) характеристики предмета (quantitas).

3. Качество (какое) — неколичественные (качественные) свойства предмета (qualitas).

4. Отношение (то, по отношению к чему) — способ, которым один предмет может быть связан с другим (relatio).

5. Пространство (где) — положение предмета относительно ближайшего окружения (situs).

6. Время (когда) — положение предмета относительно последовательности событий (quando).

7. Состояние (ситуация) — положение частей предмета друг относительно друга (ubi).

8. Обладание — наличие постоянного внешнего обстоятельства предмета (habitus).

9. Действие — произведение изменения в некотором другом предмете (actio).

10. Претерпевание — принятие изменения от некоторого другого предмета (passio).

 

Иммануи́л Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма

 

 

   Новый этап в развитии учения о категориях связан с И. Кантом. Вслед за Аристотелем он объявил все категории порождением рассудка, связав каждую категорию с определённым типом суждения (например, категория общения — с разделительным суждением). Категории для него — условие возможности синтеза, то, что формирует, конституирует опыт. Категории значимы априори, предшествуют всякому опыту, выражают логические функции всех возможных суждений. Кант разделил все суждения на четыре класса и поставил им в соответствие четыре класса категорий:

1. Категории количества:

· Единство;

· Множество;

· Цельность (всеобщность).

Категории качества:

· Реальность;

· Отрицание;

· Ограничение.

Категории отношений:

· Субстанция и акциденция;

· Причинность и зависимость (причина и следствие);

· Общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся действию).

Категории модальности:

· Возможность и невозможность;

· Существование и несуществование;

· Необходимость и случайность.

 

Категория бытия в философии
Бытие— предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.
Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникла радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них — Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием.
«Бытие» — производное отелов «быть», «есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.
Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одною — быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его обьектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) — важный раздел философскою знания.
В основе понятия бытия лежит убежденность челове ка в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия.
Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природе и обществе мир является стабильным, постоянным, вечным. Этот мир и является истинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире составляет основу смыслообразующей человеческой деятельности. На интуитивное «ядро» как бы накладывается определенная система понятий, образующих смысл, заключенный в той или иной философской концепции.
Бытие формирует представление о том, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.
Можно выделить следующие основные формы бытия:
· вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком; · человека — подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие; · духовного, состоящего из объективного и субъективного духа; · социальное, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.
Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие. Но это уже относится к последующему изложению.
         

2. Задание № 3.Составить письменно краткий конспект:

А)Категория – это….

Б) Характеристика категории «бытие»

В)Основные формы бытия:

-_________;

-_________;

-_________;

-_________;

  

 

 3. Обратная связь:

Отправить выполненное заданием № 3 А,Б,В  в напечатанном эл. виде, на  эл. почту   

ira_kamensk69@mail.ru или ВК https://vk.com/id48226210 , подписав

ПИ-215,_Фамилия_Имя , дата, номер задания (например: ПИ-215 Иванов Иван, 15.01. 2021 Задание № 3 А,Б,В)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.