Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как создать героя?



 

07.05.2020

Как создать героя?

    Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на занятии поговорим о том, как создать героя художественного произведения, какие средства создания образов помогают писателю создать целостный художественный образ, а нам, читателям, понять авторский замысел.

    Герои и персонажи играют ключевую роль в повествовании – их глазами мы смотрим на мир, их чувствами живем, им сопереживаем на протяжении всей истории. Однако чтобы образ получился цельным и «живым», над ним придется потрудиться, придумывая и прописывая все его элементы.

    Какие же средства создают художественный образ?

    Средства создания образов помогают писателю раскрыть свой замысел, сделать персонажей зримыми, донести центральную идею до читателя, передать настроение — то есть создать целостный художественный образ в произведении. В теории литературы средствами создания образа выступает речевая характеристика героя (диалог, монолог, внутренний монолог), взаимохарактеристика персонажей, авторская характеристика (портрет, пейзаж).

Художественные средства создания образов:

1. Речевая характеристика героя, которая включает в себя монолог, диалог и внутренний монолог.

    Монолог– речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Монологи особенно характерны для драматургических произведений – один из самых знаменитых – монолог Чацкого из «Горя от ума» Грибоедова. В монологе, как правило, герой высказывает свои идеи, созвучные авторским, а иногда авторская позиция полностью отражается в монологе героя. Подчас монологи носят обличительный характер, призваны открыть глаза окружающим на какие-то проблемы действительности, обнаруживают имеющиеся противоречия, обозначают болевые точки общества.

    Для иллюстрации можно привести текст монолога Чацкого «А судьи кто?..» из комедии Грибоедова «Горе от ума» (действие II явление 5):

    Диалог– речевое общение между действующими лицами, которое в свою очередь, служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сюжета. То есть герои обмениваются репликами, которые 1) позволяют составить о них, героях, определённое представление, 2) и продвинуть историю: обнаружить новые обстоятельства, открыть возможность для новых поворотов сюжета.

    Посмотрим, каким образом диалог помогает дать характеристику героям на примере романа Булгакова «Мастер и Маргарита»:

   Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.
– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.
– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.
– Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный.
– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.
– А что есть? – спросил Берлиоз.
– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.
– Ну, давайте, давайте, давайте!..
Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

 

    В этом коротком диалоге, в котором с «женщиной в будочке» по очереди разговаривают Берлиоз и Бездомным перед нами предстают образы двух героев: один просит нарзану, подгоняет будочницу нетерпеливым «ну, давайте, давайте, давайте!»; а другой сиплым голосом просит пива.


    Внутренний монолог– речевая партия героя, обращенная к самому себе и произносимая «про себя», не вслух. Например, внутренний монолог Андрея Болконского под небом Аустерлица в «Войне и мире» Толстого.
В некоторых произведениях персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, записок, дневников, писем. Этот прием, например, используется в повести Л. Н. Толстого «После бала».

    Посмотрите, как это реализовано во внутреннем монологе Андрея Болконского «Небо Аустерлица» («Война и мир» Толстого) (том 1, часть 3, глава XVI):


   «Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются», – подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, – подумал князь Андрей, – не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, – совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»


    Взаимохарактеристика, когда один персонаж рассказывает о другом (взаимохарактеристика в гоголевском «Ревизоре»). При этом герои могут характеризовать друг друга не сразу же, в одной и то же время, а на большой временной дистанции. Характеристика героя, которая дается не автором, а вложена в уста персонажа, позволяет составить более полное представление о том, кого характеризуют. При этом, давая возможность каждому персонажу охарактеризовать героя, автор добивается полифонии мнений, иногда различных и даже подчас противоречивых, но помогающих читателю представить тех, кто высказывается, так и о тех, кого описывают.

    Авторская характеристика, когда автор рассказывает о своем герое. Так, читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в прямых оценках-характеристиках, и в авторской интонации.

    Портрет– изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться. В литературе часто встречается психологический портрет, в котором через внешность героя писатель стремиться раскрыть его внутренний мир (например, портрет Печорина в «Герое нашего времени»).

Портрет Григория Печорина в «Герое нашего времени»:

 

   "… карие глаза <...> Во‑первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из‑за полуопущенных ресниц они сияли каким‑то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный;

    Пейзаж– изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определённый момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы Гринева не казнят).


    Пейзаж — изображение бурана в повести Пушкина «Капитанская дочка». Буран здесь становится символом пугачевской вольницы:

   «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»… Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».

Для удобства предлагаю вашему вниманию таблицу:

Средства создания литературного героя

Средство создания литературного героя Краткая характеристика Пример
Название произведения Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Эпиграф к литературному произведению Может указывать на основную черту характера героя "Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина
Прямая авторская характеристика Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку "Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин)
Речь героя Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова
Поступки, действия героя Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Психологический анализ Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского
Другие герои произведения Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Портрет героя Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами) 1) Мастер в "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова 2)Печорин в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова 3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
Социальная среда, общество Общественные условия, в которых живет и действует персонаж "Гранатовый браслет" А. И. Куприна
Пейзаж Раскрывает внутренние переживания героя Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Художественная деталь Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая художественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа Халат Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова
Предыстория жизни героя (если есть) Описание детства, юности, становления героя как личности, помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа "Обломов" И. А. Гончаров

 

На сегодня всё!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.