|
|||
Психологическое заключение.
Список методик: 1. САН 2. Самооценка психических состояний Г. Айзенка 3. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина 4. Методика А.И.Крупнова по исследованию темперамента 5. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности Русалова В. М. 6. Методика диагностики темперамента Я. Стреляу 7. Личностный опросник EPI Айзенка 8. Методика исследования перфекционизма П. Л. Хьюитта и Г. Л. Флетта 9. Структура интересов Хеннинга 10. Методика СЖО в адаптации Д. А. Леонтьева 11. Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича 12. Опросник мотивации аффилиации А. Мехрабиана 13. Опросник мотивации достижения успеха и избегания неудачи А. Мехрабиана 14. Опросник мотивации обучения в ВУЗе Т. Н. Ильиной 15. Тест структуры интеллекта Амтхауэра 16. Тест Равена «Шкала прогрессивных матриц» 17. Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Р. Кэттела 18. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. 19. Опросник Басса-Дарки 20. Опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана 21. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко 22. Методика диагностики агрессивности Ассингера 23. Методика УСК (уровень субъективного контроля) Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд 24. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга 25. Опросник моделей личности по К. Юнгу 26. Опросник С. Шмишека 27. ПДО Личко 28. Методика СМИЛ (MMPI) 29. Многофакторный личностный опросник 16PF Р.Б. Кэттелла 30. Методика изучения самоотношения Столина В.В. 31. Самоактуализационный тест POI (САМОАЛ) 32. Личностный дифференциал (ЛД) 33. ИЖУ в адаптации Н.В. Паниной 34. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири 35. Опросник межличностных отношений (ОМО)
Психологическое заключение. Соболева Полина Ильинична, 29.12.1999 г. рождения. Проживает в городе Рязань. Возраст во время прохождения обследования 20 лет. Обследуемая является студенткой факультета клинической психологии РязГМУ, 3 курс, 2 группа. Имеет среднюю успеваемость, оценки 4-5.
Состояние на момент обследования Методика САН продемонстрировала средние значения по всем шкалам. Самочувствие – 41, активность – 40, настроение – 37. Методика самооценка психических состояний Г. Айзенка выявила средние показатели по шкалам тревожность (9), фрустрация (9), ригидность (9) и низкий уровень по шкале агрессивности (3), что характеризует состояние как спокойное и сдержанное. Исследование тревожности с помощью методики Спилбергера - Ханина показало высокий уровень ситуативной (54) и личностной тревожности (50). Т.е. мы имеем основание предполагать появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях у данной личности, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Состояние реактивной тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Таким образом, значение итогового показателя по данной по данной шкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него. Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу.
Темперамент С помощью методики А.И.Крупнова по исследованию темперамента было выявлено, что: В психомоторной сфере преобладает эргичность, т.е. сильные, интенсивные реакции и действия, пластичность (высокая скорость переключения с одних программ поведения на другие), стеничность (устойчивость к различным помехам, способность к длительной непрерывной двигательной деятельности) В интеллектуальной сфере преобладает эргичность (интенсивные стремления, реакции, интеллектуальные действия), ригидность переключения с одних программ поведения на другие, стеничность, т.е. устойчивость к различным помехам, способность к длительной непрерывной интеллектуальной деятельности, В коммуникативной сфере поведения преобладает аэнергичность, т.е. слабое стремление к коммуникации и ригидность, стеничности, т.е. устойчивость к различным помехам, способности к длительной непрерывной коммуникативной деятельности. Активационно-эргический компонент выражается эргичности (сила, интенсивность стремлений, реакций и действий) и ригидности (трудности переключения с одних программ поведения на другие). Эмоционально-аффективный компонент темперамента выражается в доминирующих эмоциях стеничности, т.е. устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности, а также в эмоциональной чувствительности (активной реакции на раздражители). Регуляторно-селективный компонент темперамента определяется внешней направленностью психической активности - экстраверсией, а также превалированием непроизвольности в регуляции поведения – импульсивностью. Полина обладает неопределенным типом темперамента (Опросник формально-динамических свойств индивидуальности Русалова В. М.). Данный опросник выявил следующие особенности темперамента: Психомоторная сфера - средняя двигательная активность, средняя мышечная работоспособность. Стремление к разнообразным способам физической деятельности (высокая переключаемость). Высокая скорость движений. В случае неудач в физической работе, несовпадения задуманного с реальным - средняя интенсивность эмоционального переживания. Интеллектуальная сфера характеризуется средним уровнем интеллектуальных возможностей. Скорость умственных процессов высокая, но в решении проблем наблюдается стереотипность. При неудачах в умственной работе слабое эмоциональное реагирование, проявляет спокойствие. Коммуникативная сфера характеризуется средней потребностью в общении, средним кругом контактов. Скорость речевой активности высокая. Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение беспокойства в процессе социального взаимодействия, неуверенность. Результаты методики диагностики темперамента Я. Стреляу в целом подтверждают и дополняют указанную выше информацию. Высокая сила возбуждения проявляется как сильная ответная реакция на стимул, быстрая включаемость в работу, высокая работоспособность и низкая утомляемость. Высокая сила процессов торможения реализуется в самоконтроле, собранности, бдительности в поведенческих реакциях. Высокая переключаемость позволяет с легкостью переходить с одних видов деятельности на другие, является предпосылкой решительности, смелости. Несущественная неуравновешенность по силе в сторону торможения может проявляться как уравновешенное поведение, помехоустойчивость, невозмутимое отношение к опасности. Личностный опросник EPI Айзенка выявил меланхолически-холерический тип (нейротический тип в сочетании с амбивалентностью экстраверсии-интроверсии) Внешние проявления: добросовестный, капризный, нейротичный, обидчивый, неспокойный. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, затрудненной адаптации, лабильности, чувстве беспокойства, депрессивных реакциях, рассеянном внимании, неустойчивости в стрессвых ситуациях. Эмоциональность, импульсивность, впечатлительность. Сильные реакции по отношению к вызывающим стимулам. В неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиваться невроз. По результатам исследования перфекционизма с помощью методики П. Л. Хьюитта и Г. Л. Флетта обследуемая обладает низким уровнем перфекционизма, не предъявляет высоких требований к себе и к окружающим и не считает, что кто-то предъявляет завышенные требования к ней.
МОТИВАЦИОННО - ВОЛЕВАЯ СФЕРА Результаты методики «Структура интересов» Хеннинга свидетельствуют о том, что доминирующей сферой является психология (50 баллов). Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова выявил ярко выраженную профессиональную направленность на профессии типа Человек — Человек. Труд людей этой группы профессий связан с: воспитанием, обучением, тренировкой других людей, медицинским обслуживанием людей и уходом за ними; правовой помощью, организацией людей, руководством и управлением ими; изучением, описанием, исследованием других людей. Источник смысла жизни может быть найден как в цели, так и в самом процессе. Высокая удовлетворенность своей жизнью в настоящем. Уверенность в том, что в жизни есть вещи, которые можно контролировать. (методика СЖО в адаптации Д. А. Леонтьева). Методика изучения ценностей "Ценностные ориентации" М. Рокича. К предпочитаемым ценностям относится счастье других, любовь, свобода, материальное благополучие, здоровье, интересная работа, жизнерадостность, независимость, рационализм, широта взглядов, терпимость, смелость в отстаивании своего мнения. Наблюдается баланс между конкретными и абстрактными ценностями, а также ценностями личной самореализации (среди конкретных предпочитаемые ценности материальные, здоровья и интересной работы, абстрактные ценности занимает ведущую позицию - счастье других, любовь и свобода. Среди групп инструментальных ценностей ведущими являются индивидуальными ценности - независимости, рационализма, смелости в отстаивании своего мнения. Конформистские ценности отличаются незначимостью. То есть мы можем предположить, что ценности обследуемой находятся в конфликтных отношениях. Полина выделяет счастье других как главную ценность и в то же время ведущими ценностями является независимость, смелость отстаивать свое мнение. Счастье других, любовь - предполагают наличие определенной зависимости психического состояния, настроения от других людей и конкретных ситуаций. Отстаиванию своего мнения, реализации собственной свободы может препятствовать убежденность в том, что счастье других является более значимым, чем собственное. Опросник мотивации аффилиации А. Мехрабиана выявил средние значения по шкалам "Стремление к людям" и "Боязнь быть отвергнутым", ничего определенного о возможном поведении человека и его переживаниях, связанных с человеческими отношениями сказать нельзя. Стремление к избеганию неудачи выражено в большей степени, чем стремление к достижению успеха (Опросник мотивации достижения успеха и избегания неудачи А. Мехрабиана) Опросник мотивации обучения в ВУЗе Т. Н. Ильиной свидетельствует об адекватном выборе профессии и удовлетворенности ей. Преобладают мотивы преобретения знаний и овладения профессией.
Когнитивная сфера Общий уровень интеллекта по тесту Амтхауэра 115- средний уровень. 1.Комплекс вербальных субтестов (57), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами. При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным. 2. Комплекс математических субтестов (19), предполагающий способности в области практической математики и программирования. 3. Комплекс конструктивных субтестов (20), предполагающий развитые конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана. 4. Комплексы теоретических (25) и практических планов способностей (32). Результативность по этим тестам следует сравнить попарно, чтобы более определенно высказать заключение о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении. Интерпретация результативности по отдельным субтестам: Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений):15. возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления. Субтест 2: «ИС» (исключение слова):12. чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, прибавляется повышенная реактивность, которая у взрослых скорее относится к вербальному плану. Субтест 3: «ан» (аналогии); 17. Способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями. Субтест 4: «Об» (обобщение): 13. способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей. Субтест 5: «Пм» (арифметические задачи): 9. практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы. Субтест 6: «A3» (числовые ряды): 10 высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания. Субтест 7 «ЧР» (числовые ряды) 14 , теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму. Субтест 8 «ПВ» (пространственное воображение) 6 умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление Субтест 9 «ПО» (память, мнемические способности) 20 умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения Развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей. IQ полученный с помощью теста «Прогрессивные матрицы» Равена равен 108, что соответствует среднему уровню интеллекта. В серии А (11/12) использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Выполнение задания требует тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. Серия В (10/12) построена по принципу аналогии между парами фигур. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. Серия С (12/12) построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру. Серия D (9/12) построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях. Серия Е (7/12) основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур. Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Р. Кэттела выявил IQ=119, что является показателем выше нормы и может свидетельствовать об одаренности. Методика диагностики ведущей перцептивной модальности Ефремцева выявила кинестетический тип восприятия. Данный тип получает информацию посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении. Такие люди привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться. При общении с людьми обращают внимание на то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается. В речи широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику. Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону. Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты
Эмоциональная сфера Опросник Басса-Дарки выявил повышенный уровень враждебности у обследуемой, как сочетание обиды и подозрительности. И высокий уровень агрессивности, которая включает в себя раздражение, вербальную и физическую агрессию. Методика Ассингера показала, что Полина умеренно анрессивна, вполне успешно идет по жизни, поскольку имеет достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. Возможны вспышки агрессии, которые успешно подавляются. Опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана свидетельствует о среднем уровне эмпатических способностей обследуемой (29 баллов). Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко выявила также средний уровень эмпатии (22 балла). Рациональный канал эмпатии (2) характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность. Эмоциональный канал эмпатии (4) фиксирует способность эмпатирующего входить в одну эмоциональную "волну" с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством “вхождения” в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла эмоциональная подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно. Интуитивный канал эмпатии (3) свидетельствует о способности человека видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Интуиция менее зависит от стереотипов, чем осмысленное понимание партнеров. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии (3). Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности. Проникающая способность в эмпатии (5) расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Идентификация (5) — умение понять другого на основе со переживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Методика УСК выявила следующие показатели: Шкала общей интернальности (Ио) – 5 стен. Низкий показатель соответствует низкому уровню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами. Шкала интернальности в области достижений (Ид). – 4. Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Шкала интернальности в области неудач (Ин) – 3. Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис) - 2. Низкие указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. Шкала интернальности в области производственных отношении (Ип) – 5. Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению-невезению. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) -7. Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими. Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из) – 6. Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга выявила значительное отклонения от самозащитного типа направленности, остальное близко к норме. Это связано с тем, что обследуемый не стремится кого-либо обвинить, пытается убедить себя, что ситуация в целом не фрустрирующая, а значит не за чем тратить свои силы и время. Личность Исследование моделей личности по К. Юнгу выявило интроверсию (30 баллов): сосредоточенность на собственных переживаниях, малоконтактность, молчаливость, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и регидности; обычно флегматик или меланхолик. Исследование акцентуаций характера при помощи опросника С. Шмишека выявило Аффективно-экзальтированный тип акцентуации, который характеризуется легкостью перехода от состояния восторга к состоянию печали. Обследуемая впечатлительна, бурно реагирует на события. Искренне и глубоко переживает за других, близко к сердцу принимает их проблемы. Свойственна контактность, влюбчивость. Часто вступает в споры, но обычно не доводит дело до открытых конфликтов. Сильно привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, проявляет искренность чувств. Подверженность сиюминутным настроениям, порывисты, обладают лабильностью психики. Социально-адаптивные черты: эмоциональность, добродушие, искренность, чуткость, готовность помочь. Дезадаптивные особенности: зависимость от смены настроения, ослабленный самоконтроль, паникерство, избегание трудностей, склонность к самообвинению, невозможность длительного прогноза деятельности, эгоизм. Стрессовые ситуации: высокие требования, ответственность, регламентированная деятельность, недостаток общения, обвинения в непорядочных поступках, публичные указания на физические или другие недостатки, необходимость давать взвешенные оценки. Типичные способы совладания со стрессом: вербальная агрессия, психологические защиты (отрицание, уход в болезнь, фантазирование), часто творческие натуры. Ситуации наибольшей продуктивности: возможность иметь "пищу для чувств", работа наизнос. ПДО Личко выявил промежуточный тип акцентуации характера "Шизо-истероидный" - полярный тип. Ведущим является шизоидный радикал. Потребность в замкнутости, интровертированности, глубоком контакте - распространяется на основную сферу деятельности. В более отдаленных - истероидный. Неконформен и своеобразен в своем отношении с широким социумом и потребности в контакте не имеют. Контакт устанавливается по мере необходимости. Поскольку существует вторичная способность к глубокому контакту такие люди, образуют замкнутые группы, внутри которых они глубоко контактны и конформны. То есть внутри группы ведут себя как истероиды. Но вся группа целиком неконформна к окружающему социуму - выделяющиеся, замкнутые группы (но не антисоциальные). Снаружи отсутствие тенденции к расширению контактов, внутри - истероидная эгоцентричность, высокомерие, снисходительность к оценке остальных, высокая самооценка себя как члена группы. Методика СМИЛ (MMPI) выявила повышение профиля личности по 3 шкале (эмоциональная лабильность): неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций (эгоистичность с альтруизмом, агрессивность с желанием нравиться окружающим). Эмоциональная лабильность проявляется как ведущая тенденция, придающая типу мышления наглядно образный, чувственный стиль. Отличается известной демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений, неустойчивостью самооценки. Убежденность в идентичности Я декларируемым идеалам, некоторая ребячливость, незрелость установок и суждений. Влечение к профессиональной деятельности, в которой насыщается потребность в общении, переживание ярких чувств. Таким личностям необходима возможность самодемонстрации, повышенная эмотивность, склонность к перевоплощению. Способны и подчиняться, и командовать, легко меняют эти роли. Повышение 6 шкалы (ригидность) свидетельствует о тенденции к рационализации психического конфликта, вызывающего тревогу, о наличии внешнеобвиняющей реакции (проекции), снимающей с личности ответственности за сложившуюся конфликтную ситуацию. Об эффективности механизмов защит свидетельствуют низкие показатели по шкале тревожности. Низкие показатели шкалы 7 (тревожность) приводят к отсутствию осторожности в поступках, щепетильности в вопросах морали, неконформность установок. 9 шкала соответствует защитному механизму отрицания проблем. Слепота к реально существующим, негативным аспектам своего поведения в сложившейся ситуации, упорное отстаивание своей завышенной самооценки и оптимистического настроя. 9 шкала (Оптимистичность): активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка, склонность к шуткам, приподнятое настроение. В ответ на противодействие легко вспыхивает и легко угасает. Успех вызывает экзальтацию, эмоции гордости. Житейские трудности воспринимаются как легко преодолимые, либо их значимость обесценивается. Снисходительное отношение к своим промахам, недостаткам, влюбчивость. Многофакторный личностный опросник 16PF Р.Б. Кэттелла. Потребность в общении, умение общаться: взаимодействий с людьми не избегает, но собственная активность в установлении и сохранении контактов невысокая. Инициатором общения становится, если затрагиваются его интересы или проблема решается, только с помощью общения. Избирателен в общении. Имеет небольшой круг друзей и знакомых, которые близки по интересам и ценностям, с которыми комфортно. Общение с большой аудиторией или авторитетными людьми требует напряжения. Отношение к другим людям: естественен в поведении. Доброжелательно, без предубеждений относится к окружающим, снисходительно оценивает их поступки. Может обидеть из-за неточного понимания состояния собеседника, мотивов его поведения или недостаточного проникновения в суть ситуации. Редко чувствует нюансы общения. Сохраняет стиль и дистанцию общения, независимо от изменившейся коммуникативной ситуации. Чувствительность к эмоциогенным воздействиям: сохраняет эмоциональное равновесие преимущественно в привычной обстановке. При неожиданном появлении дополнительных трудностей возникает кратковременное чувство тревоги и беспомощности. Сильные эмоциональные реакции возможны, когда глубоко затрагиваются актуальные потребности. Склонность к рискованному поведению: стремление находить позитивное в жизни. Однако полностью отключиться от неприятных повседневных проблем не удается. Верит в удачу, когда ситуации знакомы и можно использовать проверенные стратегии поведения и решения задач. Рискует взвешенно. Рискованные ситуации привлекают, когда риск оправдан, успеъ реально гарантирован. Проявления тревожности: испытывает тревогу и беспокойство в непривычных для себя ситуациях. Когда обстановка знакома тревога ослабевает или не возникает вообще. Пытается объективно воспринимать происходящее и окружающих людей. Препятствия на пути к достижению цели кажутся непреодолимыми, но долго ищет оптимальные выходы из сложившейся ситуации. Критические замечания воспринимает с раздражением, затем находит в них рациональное зерно и раздражение снимается. В конфликтных ситуациях склонен обвинять не только других, но и себя. Регуляторные свойства личности: отступает от желаемой цели, как только появляется внутреннее или внешнее препятствие. Часто действует неорганизованно. Не умеет планировать и распределять время. Поведение регулируется преимущественно личными сиюминутными желаниями и потребностями - не всегда вписывается в традиции, рамки. Свои возможности не всегда оценивает критично. Достаточно свободно относится к моральным нормам. Хрупкая эмоциональность, чувствительность к тонкостям, спокойствие, вежливость, трудности в принятии решений из-за избытка раздумий, агрессивность, сообразительность, быстрота, хваткость, смелость. Методика изучения самоотношения Столина В.В. выявила низкие показатели по шкале "Зеркальное Я" - представления о том, что личность, характер и деятельность не способны вызывать симпатию, уважение, одобрение от других. Высокие значения шкалы самоценность: заинтересованность в собственном Я, любовь к себе по внутренним критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира. Принятие себя, согласие с собой, нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Умеренное повышение конфликтности: повышенная рефлексия, отсутствие вытеснения, осознание трудностей. Самообвинение отсутствует. Самоактуализационный тест POI показал результаты по следующим шкалам: 1. Шкала ориентации во времени (6) показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Низкий результат показывают люди, погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе. 2. Шкала ценностей (8). Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, такие как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. 3. Взгляд на природу человека (9) положительный. Шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность. 4. Потребность в познании (7,5) - способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть, и ценит это. 5. Стремление к творчеству или креативность (11) – непременный атрибут самоактуализации, творческое отношение к жизни. 6. Автономность (6). Личность недостаточно автономна, независима и свободна. Автономность предполагает доверие себе, своему мнению и взгляду на жизнь, самостоятельность. 7. Спонтанность (10) – качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия. 8. Самопонимание (10,5) Высокий показатель свидетельствует о чувствительности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. 9. Аутосимпатия (6) – уровень положительного отношения к себе. 10. Шкала контактности (6) измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, общая предрасположенность ко взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми. 11. Шкала гибкости в общении (7,5) соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям. Низкие показатели характерны для людей, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие. Исследование с помощью опросника ИЖУ выявило как низкий уровень жизненной удовлетворенности (20 баллов) в целом, так и низкие показатели по отдельным шкалам: Интерес к жизни (4) - средняя степень энтузиазма, увлечённого отношения к обычной повседневной жизни. Последовательность в достижении целей (8). Высокие показатели отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями (2) Низкие показатели отражают убеждённость человека в том, что он не достиг или не способен достичь тех целей, которые считает для себя важными. Положительная оценка себя и собственных поступков (3) - оценка своих внешних и внутренних качеств. Низкий балл отражает низкую самооценку. Общий фон настроения (3) - низкая степень удовольствия от жизни. Методика личностный дифференциал дала следующие результаты: Фактор оценки (13) Человек удовлетворен собой, позиционирует себя как носителя положительных характеристик. Скорее это самооценка оптимиста, имеющего шанс подняться до уровня своей самооценки. Фактор силы (15) Самооценка волевых способностей завышена. По натуре это прирожденные бойцы, нередко оказывающие пользу другим. В сложных ситуациях предпочитают рассчитывать на свои силы. Можно предположить демонстративность. Или усиление самоуважения в определенный период как форма вызова со стороны индивидуальности. Фактор активности (10) Испытуемый оценивает себя как интроверт, однако, указанное качество выражено незначительно. Тенденция к интровертированности. Активной компании предпочитает уединение и спокойствие. Однако, в располагающих условиях возможно усиление организационных и иных деловых качеств. Склонность к рефлексии. Изменчивость коммуникативного характера может отражать свойства натуры, недостаточно самореализующейся или находящейся на этапе перемен, потому примеряющей на себя новые роли. Избегает чрезмерной ответственности и настойчивого внимания к себе. Недостаточно уверен в своих коммуникативных и деловых возможностях. Самооценка личности выше самооценки своих способностей волевых, коммуникативных), т.е. средств самореализации. Поэтому необходимо дополнительное стимулирование извне. Подобное несоответствие характерно также для демонстративного типа личности. Диагностика межличностных отношений с помощью методики Т. Лири выявило следующие результаты. Типы межличностных отношений, п
|
|||
|