|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формулирование целиФормулирование цели План лекции 1. Понятия «цель» и «задача». 2. Цель предприятия сервиса. 3. Личные и профессиональные цели человека. 4. SMART-критерии выбора цели 5. Дерево целей. Построение дерева целей. 6. Контрольные вопросы.
Понятия «цель» и «задача» Существует много определений понятия «цель системы». Ниже приведены некоторые формулировки, которые встречаются в учебной литературе. Цели системы – это, к примеру, – желаемое состояние выходов системы; – определенное извне или установленное самой системой состояние ее выходов; – идеальный образ того, чего человек либо группа людей хочет достичь; – предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия; – требуемые внешней средой результаты деятельности системы, заданные на множестве выходных конечных продуктов. Задача – это ситуация с известным начальным состоянием системы и конечным состоянием системы, причём алгоритм достижения конечного состояния от начального известен. К примеру, цель – провести научное исследование по выбранной темы. Классический алгоритм достижения этой цели включает решение, как минимум, трех задач: Задача 1. Выявление имеющихся научных данных по изучаемой тематике. Алгоритм решения: составить библиографический список научных работ других исследователей, ознакомиться с этими трудами, составить критический обзор изученных трудов с выделением достоверных фактов и вопросов, требующих дальнейшей доработки. Задача 2. Для решения вопросов, требующих дальнейшей доработки выбрать методы исследования, подобрать соответствующие инструменты исследования. Алгоритм решения: выделить набор, в том числе и на основании критического обзора литературных данных (задача 1), методов исследования, которые целесообразно использовать в данном исследования. Из совокупности методов и специфики исследования, обосновано выбрать подходящий метод либо комбинацию методов. Для выбранного метода подобрать инструмент исследования. Например, для метода социологического опроса исследователем составляется анкета самостоятельно либо используется подходящая анкета другого исследователя. Задача 3. Проведение исследования по конкретным вопросам, выделенным в ходе решения задачи 1, с использованием инструмента и методики, выбранной в ходе решения задачи 2.
Цель предприятия сервиса К целям систем сервиса часто относят – максимизация объема выпуска продукции; – минимизация затрат ресурсов; – максимизация прибыли; – максимизация эффективности инноваций; – минимизация финансовых затрат; – минимизация социальной напряженности; – минимизация загрязнения окружающей среды и др. Мнение Питера Друкера (1909-2005), один из самых влиятельных теоретиков менеджмента ХХ века о цели коммерческого предприятия: «Из пяти смертных грехов бизнеса первым, и как правило, самым распространенным является излишнее стремление к получению прибыли. Так как целью коммерческого предприятия является привлечение и удержание покупателей, у него могут быть две и только две функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации обеспечивают результаты, все остальное - это расходы». Питером Друкером была предложена концепция управления по целям (Management by Objectives, MBO). Положения концепции управления по целям: – каждый член организации представляет себе цели организации и стремится к их достижению. – деятельность сотрудников должна оцениваться по ее результатам (достижениям), а не по количеству отработанного времени; – сотрудники должны иметь право отстаивать свои собственные цели.
Личные и профессиональные цели человека Многочисленные социологические исследования показывают, что человек всегда стремится достичь разумного компромисса между личными и профессиональными интересами. Личные интересы, как правило, определяются человеком в виде определенного стандарта удовлетворения своих потребностей. Одним из возможных вариантов задания таких стандартов для определения личных целей являются следующие семь направлений целеполагания: вера (религия), идеалы; душевное состояние; физическое состояние; семья; материальное благополучие; карьера; друзья и др. Мнение известного специалиста по бизнесу Э. Фергюссона (Великобритания): «Мерой успеха жизни любого человека являются не деньги, а обучение и развитие. Материальные ценности, которыми мы обладаем, не говорят о нашем развитии, о том, насколько нам удалось реализовать свой потенциал и чему удалось научиться. Успех заключается в целостности: в признании и оценке того, что у нас есть, с одной стороны, и постоянном продолжении исследования и развития различных сторон своего Я — с другой. Единственное, что имеет значение в человеческой жизни, — это отношения. Мы должны работать для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы работать. Бизнес или другая деятельность должны служить прежде всего развитию человека, а не зарабатыванию денег. Не важно, какую материальную отдачу человек получает от своей работы, важно, чтобы он максимально самореализовывался в том, чем он занимается...». «Если человек стремится к целостности, к саморазвитию, к постоянному изучению различных сторон своего Я, у него не будет ни времени, ни энергии для того, чтобы «работать тяжело» или перерабатывать. Целостность подразумевает системно эффективное действие, а не долгие часы, проведенные за работой. В умении выбирать одно маленькое действие, которое приведет к максимальным результатам, и заключается один из важнейших секретов успеха в любом виде деятельности! Жить целостной жизнью — значит быть самим собой во всем. Это значит — полностью соответствовать своему внутреннему Я и не ограничивать свободу его проявления. Большинство людей в своей жизни ориентируются не на свой внутренний, а на внешний мир. Они как бы всю жизнь пытаются приспособиться к тому, что не соответствует их истинной природе, и живут в мире несостоявшихся надежд и иллюзий. Люди, живущие целостной жизнью, руководствуются ориентиром на внутренний мир, они более серьезно относятся к своим чувствам, чем к работе, для них важна духовность, работа значима для них как возможность развития и источник удовольствия. Такая целостная модель является символом осознанного, а потому и более изобильного существования. Итак, целостная работа — это то, что развивает нас. Именно на такой работе мы можем учиться и расти. Если работа не является для Вас источником саморазвития, бросьте ее! Жизнь дана для того, чтобы жить». Как видно, система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Цели человека зависят от его системы ценностных ориентаций; они вторичны по отношению к ценностям. Без ценностей цели не имеют смысла. Средства достижения целей объективны и зависят от целей. Важно: если ваши средства не соответствуют вашим целям, то вы ничего не достигнете. Если ваши цели не соответствуют вашим ценностям, то достижение целей не принесет счастья. Счастье — высшая степень ценного, значимого для человека; высшее благо, как завершенное самодостаточное состояние жизни. Методика изучения ценностных ориентаций Милтона Рокича наиболее распространена, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различал два класса ценностей: – терминальные (ценности-цели) – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. К терминальным целям М. Рокич относил любовь, счастливую семейную жизнь, материальное благополучие, дружбу, здоровье, интересную работу, карьеру, общественное признание, свободу, активную деятельную жизнь, продуктивную жизнь, удовольствие, творчество, развитие, достижение мудрости, красоту природы и искусства, познание, счастье других людей, уверенность в себе; – инструментальные (ценности – средства) – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К инструментальным целям М. Рокич относил: независимость, ответственность, терпимость, чуткость, твердую волю, здоровый образ жизни, самоконтроль, высокие запросы, широту взглядов, воспитанность, непримиримость к недостаткам, жизнерадостность, рационализм, аккуратность, исполнительность, смелость в отстаивании своих взглядов, деловую эффективность. При желании Вы можете пройти тест М. Рокича по ссылке: http://testometrika.com/personality-and-temper/test-rokicha-value-orientation/ SMART-критерии выбора цели Формулирование цели рекомендуется проводить в соответствии SMART-критериями (англ. smart - «умный»). Аббревиатура SMART имеет значение и расшифровывается: S - specific – конкретный; M – measurable – измеримый; A – attainable – достижимый; R – relevant – значимый; T - time-bounded – имеющий конкретный срок исполнения - цель должна иметь дату начала работы по её достижению и дату конца. Рассмотрим в чем выражается конкретность, измеримость, достижимость, значимость, срочность цели. S – specific – конкретный. Нужно ответить на вопрос: Что мы хотим получить в результате ее достижения? Почему это важно? M – measurable – измеримый. Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Критерий – мера близости к цели. В качестве критериев достижения цели можно использовать: – проценты, соотношения (например, увеличить объем продаж на 30%); – внешние стандарты (для повышения уровня обслуживания – позитивные отзывы клиентов); – частоту происходящего (эффективность продаж будет являться успешной, если каждый второй (третий, пятый) клиент повторно обратится за услугой); – средние показатели (этот показатель можно использовать, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно лишь обеспечить стабильность и поддержать качество работы, например, три (пять, десять) звонков-писем, клиентов в день, месяц); – время (каждый час, день, неделю). A – attainable – достижимый. При постановке задач необходимо учитывать свои профессиональные возможности и личностные качества, то есть ответить на вопрос: «Как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата?». Нужно ставить цели, соответствующие своему опыту и индивидуальным особенностям. При этом не должна занижаться планка, и в то же время необходимо сохранять достаточно интенсивный ритм работы. R – relevant – значимый. Нужно ответить на вопрос: «Зачем необходимо выполнить эту задачу, то есть, почему она важна с точки зрения целей более высокого уровня (вплоть до стратегических)?». Дерево целей. Построение дерева целей Дерево целей – это иерархическое визуальное представление достижение целей; принцип, при которой главная цель достигается за счет совокупности второстепенных и дополнительных целей. Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом* и Р. Акоффом* в 1957 году. Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево. Дерево целей позволяет выявить, какие возможные комбинации обеспечат наилучшую отдачу. Этот метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий, а также для составления личных целей, профессиональных, целей любой компании. Дерево целей может быть составлено и для любой цели: глобальной, годичной и т.п. Главный принцип построения дерева целей – разбиение общей цели на подцели и задачи. Генеральная цель - «вершина дерева». Подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней - «ветви дерева». Составленное дерево целей имеет систему решений на бумаге - план по достижению ОСНОВНОЙ цели. Схема дерева целей представлена на рисунке 1. Рисунок 1. Схема дерева целей. Алгоритм построения дерева целей 1. Формулировка стратегической цели. Эта цель отвечает на вопросы: что я (мы, организация) хотим получить или получать в прошествии такого-то срока? Кем я хочу быть? Чего хотим достигнуть или достигать? Ответ – записываем в вершину. 2. Записываем условия, подцели способствующие осуществления глобальной стратегической цели. Отвечаем на вопросы: при каких условиях возможна реализация поставленной цели? Какие задачи или подцели нужно решить, чтобы осуществить генеральную цель? Второстепенные цели – могут быть как составляющие для достижения главной цели (без их успешного выполнения – никак не выполнить главную, например, без активной трудовой деятельности доход существенно не увеличить), так и дополнительные (можно обойтись, но не желательно – например, без освоения иностранных языков не трудоустроиться в фирму с зарубежными партнерами). 3. Дробим дальше цели, делаем ту же процедуру, что и в случае в п.2, но только в отношении 2-го ряда целей. Наша задача выстроить последовательную иерархию до тех пор, пока все цели на сведутся к реализации конкретной мелкой задачи, либо разово выполненной (например, освоение новой компьютерной программы), либо находящейся в постоянном цикле (например, ежедневная зарядка для поддержания физической формы). Пример: построение дерева целей «Достаток ресурсов». 1. Вершина дерева – стратегическая цель – достижение состояния достатка ресурсов для человека в течение одного года, исходя из имеющихся условий – наличие работы с средней зарплатой, проблем со здоровьем и общением с окружающими, некоторых отклонений от норм здорового образа жизни, пустующего гаража, небольших накоплений под покупку нового автомобиля. 2. Условия достижения цели («главные ветви дерева»): – подцель 1 – рост активных доходов, – подцель 2 – рост пассивных доходов, – подцель 3 – оптимизация затрат, – подцель 4 – рост случайных доходов. 3. Проработка каждой «ветви дерева» («сучки»): 3.1. Для роста активных доходов: 3.1.1. расширить функционал на своей работе с целью роста заработка и получения опыта работы; 3.1.2. пройти курсы повышения квалификации (переподготовки), чтобы получить возможность в ближайшем будущем претендовать на более высокооплачиваемую должность; 3.1.3. подготовить и разместить хорошее резюме с целью поиска более высокооплачиваемой работы; 3.1.4. систематически следить за своим настроением, состоянием здоровья и внешностью, т.к. это влияет на решение работодателя о приеме на работу; 3.1.5. получить навыки грамотной речи, в том числе на иностранном языке методами самообразования, т.к. это влияет на решение работодателя о приеме на работу. 3.2. Для роста пассивных доходов: 3.2.1. сдать пустующий гараж арендатору; 3.2.2. имеющиеся накопления 100 000 рублей положить на банковский депозит (один год) под максимальный процент; 3.3. Для оптимизации затрат: 3.3.1. отказаться от импульсивных покупок, все расходы – по плану; вести учет финансовых расходов; 3.3.2. отказаться от неполезных излишеств; 3.3.3. сократить коммунальные платежи за счет экономии энергоресурсов; 3.3.4. продумать организацию бюджетного досуга – участие в волонтерском движении, дворовый спорт, прогулки в парках и лесу и т.п.; 3.4. Возможность случайных доходов: 3.4.1. собирать дикоросы в лесу во время прогулок; 3.4.2. следить за акциями и распродажами. Далее следует проработать каждый подпункт («веточки», «листья»). К примеру, п. 3.1.1. трудно рассчитывать на получение высокооплачиваемой престижной работы вечно угрюмому, нездоровому, не ухоженному человеку. Даже в имеющейся работе высоких результатов сложно добиться человеку с частыми серьёзными заболеваниями в острой фазе. В этот подпункт можно включить закаливание, иммунизацию, диспансеризацию, мониторинг собственных хронических заболеваний и др. В данном случае дерево целей может принять вид табл. 1. Важно: формат лекции не позволяет детально расшифровать каждый подпункт, но при составлении реального дерева целей, расшифровка каждого подпункта продолжается до тех задач - «листиков», к выполнению которых по понятному автору дерева целей алгоритму можно приступить сегодня же.
Контрольные вопросы 1. Для цели достижения Вашей личной конкурентоспособности на рынке труда поставьте не менее трех задач, решение которых необходимо для её достижения. 2. Построить дерево целей по проблеме личной конкурентоспособности на рынке труда. Фотографию рисунка выслать преподавателю.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|