|
|||
Повышение педагогической культуры родителей
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №204 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Повышение педагогической культуры родителей посредством применения современных форм взаимодействия
Воспитатель ВКК Гаврилюк Татьяна Петровна АБАКАН- 2020 Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе её лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и др. Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Взаимодействие ДОУ с семьей требует инновационного подхода. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Каждая форма общения дошкольных работников с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, соответственно повышению педагогической культуры. Современный подход к организации и проведению этих форм общения ставит нас перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Одной из традиционных форм в работе с родителями является родительское собрание, которое требует тщательной предварительной подготовки. В настоящее время собрания в нашей группе проводятся в разной форме: «Круглый стол», «Деловая игра», «Игра – квест» и т.д., с использованием ИКТ, игровых методов и приемов. Для родителей, вновь принятых в группу детей, проводим экскурсию по детскому саду, знакомим со специалистами, организовываем выставку детских работ. Тематические беседы и консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Для выявления интересов, потребностей и запросов родителей в группе имеется «Почтовый ящик». Читая почту, у нас есть возможность заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух. Родители принимают участие в праздниках, играя роли, участвуют в оформлении. В детском саду ежегодно проводится «День самоуправления», где родители под руководством педагогов, самостоятельно проводят с детьми все режимные моменты и образовательную деятельность.
Несмотря на то, что с детьми занимались их родители, дети внимательно их слушали и старались выполнить правильно задания, а родители в свою очередь побывали на месте педагогов и достаточно хорошо справились со своей миссией. Такой день проходит плодотворно и интересно. Данное мероприятие достаточно эффективное и помогает достигнуть во взаимодействии педагогов и родителей взаимопонимание, равноправное партнерство, повышается уровень педагогической культуры, отношения в группе становятся доброжелательными и доверительными. Установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми также способствуют совместные экскурсии выходного дня, досуги и праздники.
Очень интересно и гармонично в детском саду проходит ежегодно праздник, посвященный международному дню семьи.
В празднике, посвященному «Дню Победы» принимали участие бабушки и дедушки наших воспитанников, которые поведали детям о своем военном детстве.
Мероприятия, организованные с родителями в ДОО обогащают знаниями и впечатлениями не только детей, но и сплачивают родителей группы и повышается их авторитет Ежегодно активные семьи принимают участие в спортивных мероприятиях не только в детском саду, но и за его пределами, и занимают призовые места.
Несколько лет назад в нашем саду зародилась хорошая традиция, высаживать деревья в парке выпускников детьми и их родителями. Воспитанники нашей группы были первыми выпускниками, посадившими свои первые саженцы можжевельника в парке «Выпускник».
Таким образом, в процессе систематической работы заметили, что отношения с родителями стали более доверительными, они стали чаще интересоваться успехами своих детей и детского сада, активнее принимать участие в мероприятиях ДОО и группы. Использование разнообразных форм и методов в работе позволило активизировать, заинтересовать родителей и соответственно способствовало повышению уровня педагогической культуры родителей.
|
|||
|