Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вологодский государственный университет»



 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский государственный университет»

 

Финансовый менеджмент

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: «Финансовый менеджмент»

 

Наименование темы: «Управление дебиторской задолженностью»

 

Руководитель                                                                         доц. Аксютина С. В.

                                                                                  

Выполнил (а) студент                                                            Чечева А.А.

                                                                                                

Группа, курс                                                                       ЭФМ-31, 3 курс.

 

Дата сдачи                                                                __________________________________

 

Дата защиты                                                       __________________________________

 

Оценка по защите                                                   __________________________________

                                                                                       (подпись преподавателя)

 

Вологда

2020 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

   
   
   
   
   
   
   
   

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ТЕМЕ «УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ»

1.1.Понятие, цели, задачи, принципы управления дебиторской задолженностью.

Для обеспечения стабильного функционирования предприятия необходимо наличие дебиторской задолженности. Однако большое ее количество может подорвать финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо грамотно управлять дебиторской задолженностью.

Управление дебиторской задолженностью – это система принятия и реализации решений относительно величины дебиторской задолженности, приводящая к оптимизации денежных потоков предприятия при минимизации совокупных затрат по управлению дебиторской задолженностью за определенный период[1].

Основными задачами политики управления дебиторской задолженностью являются:

- проведение наиболее эффективной кредитной политики;

- уменьшение периода оборачиваемости дебиторской задолженности;

- увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности;

- применение наиболее эффективных форм расчетов для сокращения сроков движения денежных средств от покупателя к поставщику и расчетных документов от поставщика к покупателю;

- ограничение предельного уровня долга;

- выбор условий продаж;

- определение скидок/надбавок для различных видов покупателей.

Цели управления дебиторской задолженностью можно разделить на цели долгосрочного и цели краткосрочного характера.

В долгосрочном периоде целью является максимизация денежного потока при минимизации издержек, в краткосрочном – увеличение/стабилизация денежного потока, максимальный возврат дебиторской задолженности[2].

 

 

1.2. Методы управления дебиторской задолженностью.

Разные авторы предлагают разные подходы к управлению дебиторской задолженностью на предприятии, но если их всех обобщить, то можно сказать следующее: управление дебиторской задолженностью является одной из функций финансового менеджмента, главная цель которой – увеличение прибыли предприятия за счет наиболее эффективного использования дебиторской задолженности как экономического инструмента. Ее эффективное использование определяется главным образом оптимизацией ее размера и обеспечением инкассации имеющейся задолженности[Бердникова, Л. Ф., Одарич, В. В. Сущность и структура дебиторской и кредиторской задолженностей // Молодой ученый. – 2016. – №9.2. – С. 5-8.].

Всю совокупность методов управления можно разделить на три группы:

1) формирование кредитной политики в целях максимально эффективного использования дебиторской задолженности как инструмента увеличения продаж;

2) создание комплекса мер, нацеленных на сокращение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности и ее результативной инкассации в случае возникновения;

3) разработка комплекса мер по рефинансированию задолженности дебиторов[9, с 45].

Первая группа методов управления дебиторской задолженностью включает в себя:

1) Расчет относительных показателей оценки дебиторской задолженности и выбор по результатам ее анализа типа кредитной политики по отношению к покупателям и заказчикам.

В состав полного анализа дебиторской задолженности входит классификация задолженности, определение ее состава и уровня, оценка ее эффективности с помощью следующих финансовых показателей:

- коэффициент отвлечения оборотного капитала в дебиторскую задолженность, коэффициент просроченной дебиторской задолженности, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и ее просроченной части.

Коэффициент отвлечения оборотного капитала в дебиторскую задолженность находится по следующей формуле[27, с174]:

где: КОАдз – коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

ДЗ – общая сумма дебиторской задолженности организации;

ОА – общая сумма оборотных активов организации.

Количество оборотов дебиторской задолженности показывает насколько быстро обращаются инвестированные в нее средства в течение определенного периода. Для нахождения данного показателя используется формула[63, с 270]:

где: КОдз – количество оборотов дебиторской задолженности организации в анализируемом периоде;

ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в анализируемом периоде;

ДЗср – средний остаток дебиторской задолженности организации в анализируемом периоде.

Коэффициент просроченной дебиторской задолженности рассчитывается по формуле[25, с 172]:

где: КПдз – коэффициент просроченной дебиторской задолженности;

ДЗпр – сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в установленные сроки;

ДЗ – общая сумма дебиторской задолженности.

Для расчета среднего «возраста» просроченной дебиторской задолженности можно применить формулу[25, с 172]:

где: ВПдз – средний «возраст» просроченной дебиторской задолженности;

ДЗпр – средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок в анализируемом периоде;

Оо – сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.

Результаты данного анализа задолженности дебиторов применяются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации[44, с 98].

2) Определение максимально допустимой величины оборотного капитала, который может быть «инвестирован» предприятием в дебиторскую задолженность.

3) разработка и утверждение основных условий кредитной политики предприятия для различных групп покупателей и видов продукции, включающей установление лимитов и условий предоставления коммерческих кредитов контрагентам, а также применяемые методы их обеспечения[17, с 18].

Выделяют три типа кредитной политики: умеренная, консервативная и агрессивная.

Цель консервативного типа кредитной политики – минимизация риска предоставляемого коммерческого кредита и получение высокой надежности в части гарантий его возврата. Данный тип также характеризуется небольшой отсрочкой или ее отсутствием, высокой стоимостью и жесткими процедурами по инкассации задолженности. Стоит учесть еще один факт – для покупателей из групп повышенного риска продажи в кредит не осуществляются.

При агрессивном типе политики максимизацию прибыли можно достичь за счет расширения числа покупателей при увеличении реализации продукции в кредит, несмотря на высокий уровень риска. При данном типе отмечается отсутствие обеспечения и гарантии возврата долга, установление низких размеров штрафов за просрочку исполнения обязательств по договору[27, с 182].

Для умеренного типа кредитной политики характерен средний уровень кредитного риска и сравнительно малый период отсрочки оплаты. Этот тип определяется типичными условиями осуществления кредитной политики в соответствии со сложившейся на данном рынке финансовой и коммерческой практикой.

На выбор типа кредитной политики влияют следующие факторы: условия кредитования, принятые в отрасли; финансовое состояние покупателя; наличие у предприятия возможности предоставления кредита; маркетинговая стратегия предприятия[45, с 538].

Кроме того, стоит иметь в виду, что консервативный тип оказывает негативное влияние на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, а агрессивный тип может спровоцировать чрезмерное отвлечение финансовых средств, увеличить затраты по взысканию долгов, снизить уровень рентабельности оборотного капитала и платежеспособности предприятия.

Ко второй группе относятся методы работы с каждым покупателем, начиная с анализа его платежеспособности, выгодности его для предприятия, присвоения и изменения кредитного рейтинга и заканчивая процедурами взыскания задолженности[35, с 25].

В третий блок отнесены различные методы рефинансирования дебиторской задолженности. В настоящее время наиболее популярными из них являются цессия, страхование от непоступления или несвоевременного поступления платежей, дисконтирование счетов, факторинг, форфейтинг, учет векселей, секьюритизация.

Таким образом, на данный момент существует большое количество эффективных методов управления дебиторской задолженностью. При выборе инструмента стоит учитывать соотношение прогнозируемого эффекта от его внедрения и затрат по его реализации.

1.3. Зарубежная практика управления дебиторской задолженностью.

Управление дебиторской задолженностью является актуальной задачей не только для отечественных предприятий, но и для зарубежных.

Данная функция финансового менеджмента в странах с развитой экономикой реализуется с помощью различных инструментов, часть из которых успешно применяется и в российской практике. К ним можно отнести факторинг, форфейтинг и учет векселей.

Но не все распространенные зарубежные методы получили свое развитие в России. Во-первых, это методы управления дебиторской задолженностью с использованием онлайновых технологий. В качестве примера можно привести американскую корпорацию WellsFargo, разработавшая Trade Finance Online (TFO) – сервис комплексного онлайного решения по управлению корпоративными финансами Commercial Electronic Office. Данный сервис дает возможность предприятиям и организациям конвертировать дебиторскую задолженность и внутренних, и зарубежных компаний в наличные денежные средства. Задолженность клиентов – дебиторов системы проверяется специалистами WellsFargo и после этого она может быть либо продана, либо оставлена под залог при выдаче клиенту ссуды. Продавая свои дебиторские счета WellsFargo, американские компании ускорят движение своих финансовых потоков и снизят риски неплатежей со стороны иностранных клиентов[Тадеева, З. Б. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии//Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2(63-2). С. 519.].

Для зарубежной практики регулирования возникшей задолженности дебиторов характерно то, что для ее контроля и предотвращения возникновения безнадежных долгов фирмы часто используют классификацию задолженностей по срокам возникновения и показатель оборачиваемости дебиторской задолженности в днях. Однако недостаток заключается в том, что данные инструменты не дают возможности полностью проследить за изменением качества общей величины задолженности. Наилучшим способом может послужить оценка и анализ с позиции платежной дисциплины, основным инструментом этого подхода является ведомость непогашенных остатков[Зарубежный и отечественный опыт управления дебиторской задолженностью].

Таким образом, обобщая зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью, можно отметить следующие особенности:

- ранжирование дебиторов по срокам возникновения задолженности, осуществление анализа и оценки показателя оборачиваемости дебиторской задолженности в целях предотвращения появления безнадежной задолженности, то есть контроль за величиной дебиторской задолженности;

- ведение ведомости непогашенных дебиторских остатков, позволяющая контролировать и анализировать их величину;

- источниками информации о платежной дисциплине хозяйствующих субъектов служат кредитные ассоциации и информационные агентства;

- одним из факторов, влияющих на кредитную политику предприятия, является его потенциальная прибыль от расширения объемов реализации в кредит надежным клиентам[Шеин, В. И. Корпоративный менеджмент: опыт России и США/В. И. Шеин, А.В. Жуплев, А.А. Володин; Гос. ун-т упр; Нац. Фонд подгот. Кадров. – Москва: Типография «Новости», 2011. – 280 стр.]

Зарубежная теория и практика также предлагают механизмы реализации кредитной политики в области управления дебиторской задолженностью.

Кредитная политика как основа управления задолженностью дебиторов представляет собой свод правил в области предоставления коммерческого кредита и включает в себя следующие параметры: срок, на который предоставляется покупателям кредит, лимит, скидки на досрочную оплату, система оценки кредитоспособности покупателей и дифференциации кредитных условий, меры по возврату задолженности[Воронцова, Е. А. Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью / Е. А. Воронцова // Ученые записки петрозаводского государственного университета. – 2015. - №3 Т.2. – 97-100с.].

Реализация политики управления дебиторской задолженностью обеспечивает высокий уровень управляемости расчетами организации. Но гибкая система скидок часто считается причиной возникновения дебиторской задолженности за рубежом. Предоставляемые покупателю скидки делятся на две группы:

1. Торговые скидки, представляющие собой процентные скидки от базовой цены;

2. Скидки за оплату в срок – это скидки в зависимости от срока оплаты.

С помощью торговых скидок учитываются различные ситуации, возникающие у продавца, а скидки за оплату в срок – это стимул для потребителя. Использование скидок позволяет минимизировать кредитный риск.

Коммерческим кредитом, чьи условия могут варьироваться, является оплата через определенное время после поставки товара. наиболее распространены следующие условия оплаты при отсрочке платежа:

- чистый период без скидки;

- чистый период со скидкой;

- датировка[Галицкая, С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: учебное пособие / С. В. Галицкая. – Москва: Эксмо, 2011. – 652 с.].

Проводя анализ и управление дебиторской задолженностью, стоит учитывать риски ее невозврата и риск банкротства дебиторов. Одним из продвинутых способов оценки кредитоспособности заграницей являются различные модели прогнозирования банкротства.

Однако не стоит останавливаться на расчетах вероятного банкротства должников предприятия.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.