Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Занятия № 11-12 Раздел: «Культура и техника речи» Тема: «Выразительность языка – основное требование к речи актеров. Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция. Громкость речи».



Занятия № 11-12 Раздел: «Культура и техника речи» Тема: «Выразительность языка – основное требование к речи актеров. Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция. Громкость речи».

Культура речи -умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.
Понятие «техника речи» включает правильное дыхание (физиологическая основа речи), голос (длящийся звук), произношение (дикция) в процессе речи и чтения.
ДЫХАНИЕ
Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фразами, там, где это требуется по смыслу речи.
Правильный тип дыхания — смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма.
Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей.
Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незаметном пополнении его запаса в легких (во время остановок — пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут.
При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утомляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нерационально.
Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше произносить под руководством опытного чтеца или специалиста-преподавателя. При известном самоконтроле можно работать над своим дыханием и самому.
Упражнение. Проверьте свое дыхание при чтении следующего текста:
Текст (из перевода  С.Я.Маршака) На месте знака / берется дыхание.
/Вот дом,
Который построил Джек.
/А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится,
В доме,
который построил Джек.
/А это веселая птица-синица,
Которая ловко ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме,
Который построил Джек.
/Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая ловко ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме,
Который построил Джек.

ГОЛОС
Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется
голосом.
Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (благозвучности). В школе нельзя работать человеку со слабым голосом, а также с неисправимой хрипотой, сиплостью, гнусавостью. Менее существенные недочеты голоса могут быть исправлены, ослаблены или сглажены путем тренировки. Голос необходимо беречь, соблюдая определенный режим: не перенапрягать голосовые связки; разгоряченным не выходить на холод, стараться меньше разговаривать на улице в морозную погоду.
Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности.
Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука — это объективная величина, характеризующая реальную энергию звука.,.
Громкость — отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т. е. понятие субъективное... Разгадка несоответствия силы и громкости звуков — в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы».
Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия.
Прислушайтесь, как говорите вы сами или кто-то из ваших близких. Вы различите в речи смену нижних, верхних и средних звуков, т. е. смену тона. Чтобы пронаблюдать, как меняется голос, произнесите фразу (движение голоса можно обозначить условно линиями):

 

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон. Чтец должен изучить свой звуко - высотный диапазон и знать его предел.
Надо развивать (совершенствовать) средний по высоте, обычный для чтеца голос, не требующий напряжения. Развивая голос в смысле подвижности, надо упражнять его в смене длительности (темпа). Путем упражнений вы можете добиться чувства темпа, чувства ритма. Прежде всего, следует вырабатывать спокойный, ровный и плавный темп речи.
Хорошо поставленный голос отличается полетностью.
Полетность — это способность звука лететь вдаль, распространяться на большие расстояния, выделяться на фоне других звуков.
Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса различается еще по своему качеству, т. е. по окраске голоса — тембру.
«Тембр, то есть звуковая окраска голоса, так же как и сила звука, мягкость его и «теплота», может улучшиться при постоянной заботе о нем, при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса».
Упражнение 2. Прочитайте текст, снижая и увеличивая громкость голоса в соответствии с содержанием.
Встреча замы
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,—
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

ДИКЦИЯ
Каждое слово должно быть произнесено ясно, отчетливо. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его правильной работы. К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, глотка, голосовые связки.

Произношение слов и звуков — это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляции). По указанию определенных участков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения.
В обыденной жизни мы слышим иногда речь небрежную, вялую. Отдельные звуки при беглом произношении опускаются, окончания слов «проглатываются», некоторые звуки произносятся неясно или заменяются другими. Эти недостатки делают речь неразборчивой и трудно воспринимаемой.
Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, т. е. правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба, одновременно с этим устранять некоторые дефекты речи, правильно произносить звуки.
Изучением артикуляции звуков речи обычно занимаются на занятиях театрального коллектива. Упражнения, которые рекомендуются ниже, помогут в выработке навыка правильного произношения.
Практические задания
Произнесите ясно гласные. Если вы произносите гласные верно, упражнение можно сократить. Если произношение какого-либо звука у вас неверное, упражнение повторите несколько раз.
1. И—рот слегка раскрыт, растянутые губы соприкасаются е зубами. Зубы не плотно сомкнуты. Кончик языка несколько приподнят, слегка напряжен, касается нижних передних зубов.
Произнесите гласную и нараспев. Следите за благозвучием произношения.
Э—рот раскрыт больше, чем при произнесении и. Форма губ приближается к овальной. Язык передней частью лежит у нижних зубов.
Произнесите э, затем иэ.
А—рот раскрыт шире, чем при э. Язык лежит распластавшись, кончик его может касаться нижних передних зубов.
Произнесите а, затем эа.
О—губы выдвинуты вперед, округлены, язык несколько приподнят у корня.
Произнесите о, затем эо, затем ао, сравнивая звуки и их артикуляцию.
У—губы вытянуты вперед, язык сильно отодвинут - к заднему небу.
Произнесите у, затем оу, эу, иу.
Ы—губы растянуты и раскрыты, как при произнесении и, язык приподнят по направлению к мягкому небу.
Произнесите ы, затем иы.
2. Произнесите слитно, переходя от одного звука к другому, все основные гласные и, э, а, о, у, ы.
3. Произнесите гласные е, я, ё, ю.
Сравните произношение основных гласных с йотированными гласными э — е, а—я, о — ё, у — ю.

Заметьте, что йотированные гласные произносятся так же, как и не йотированные, за исключением на­чального момента, т. е. звука й, предшествующего основному зву­ку.

Упражнение 2. Произносите четко согласные. При произношении любого согласного приводится в движение какая-либо часть ре­чевого аппарата, например: при звуке р происходит дрожание кон­чика языка, при звуках би ц — смыкание и размыкание губ, при т и д—упор, а затем отрыв языка от верхних передних зубов и т. д. Следите, чтобы образовывался именно тот звук, который тре­буется, без каких бы то ни было призвуков.

Задание для самостоятельной работы: Произнесите самостоятельно по 5 раз, поочередно звонкие и глухие согласные: б—п, в — ф, г—х—к, д—т, ж — ш, з — с. Произнесите, так же, сочетания согласных: пб, кг, тд, дт, фв, вф. Подготовьте и выучите по 5 скороговорок.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.