|
|||
Тема 2. Культурная политика как проблематика социологии культуры (4 часа)Тема 2. Культурная политика как проблематика социологии культуры (4 часа) Вопросы (Дуков Е.А., 2001, с.167-189): 1. Культурная политика и художественная жизнь. 2. Субъекты культурной жизни и их интересы 3. Национальное своеобразие картины мира 4. Субкультурная дифференциация и культурная политика 5. Культурная политика как управление культурной жизнью
Подготовка к занятию: студенты изучают литературу из рекомендованного списка, готовят ответы на вопросы плана, выполняют практическое задание, осмысливают рекомендованные к обсуждению вопросы. Практическое задание. 1. Какие субкультуры, близкие к ядру национальной культуры, сегодня декларативно поддерживает государство? Проанализируйте нормативные документы Об утверждении Основ государственной культурной политики и Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года. Соотнесите полученный результат анализа с известными вам современными фактами культурной жизни страны. Подготовьте презентацию этих фактов современной культурной жизни страны. 2. Каков медиа-портрет «картины мира», транслируемый основными каналами телевидения и печати (газетами)? Сделайте анализ. Рекомендации: 1) Выберите для анализа объект (ТАСС/ВГТРК/RT и МИА «Россия сегодня»/ «Российская газета» и т.д.). 2) Выберите предмет анализа (например, новостные сюжеты/передачи/шоу и т.д.) 3) Выберите временной интервал (например, субботний/воскресный вечер) 4) Проанализируйте контент по выделенным вами тегам (культура, искусство, политика, спорт, здоровье и т.д.), учитывая модальность информации (позитивная/негативная) 5) Сделайте вывод 3. Какие модели культурной политики, на ваш взгляд, осуществляются в современной России (1.популистская/патерналистская/тоталитарная; 2.инновационная/консервативная)? Аргументируйте ответ Рекомендованные к обсуждению вопросы: 1. Особенность определения государственной культурной политики в проблемном поле социологии культуры 2. Как субъект культурной жизни становится субъектом государственной культурной политики? 3. Роль субкультурной дифференциации общества в определении направления государственной культурной политики 4. Роль государства в регулировании субкультурной дифференциации общества 5. Проблема отбора культурных ценностей в реализации государственной культурной политики 6. Модели культурной политики, реализуемые в РФ на современном этапе. Рекомендуемая литература: 1. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 Об утверждении Основ государственной культурной политики - http://kremlin.ru/acts/bank/39208 2. Дуков Е.В. Введение в социологию искусства Тема 11. п.1-2: [Учеб. пособие для гуманит. вузов] / Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания; Дуков Е.В., Жидков В.С., Осокин Ю.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. — СПб. : Алетейя, 2001 .— С. 167-189 3. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утвержд. Распоряжением Правительства РФ от 29.02. 2016 г. № 326-р) - http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf 4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. — 3-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 101 с . - ISBN 978-5-16-016495-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1167966 (дата обращения: 25.02.2021). – Режим доступа: по подписке. Ход занятия: На семинарском занятии после вступительного слова преподавателя студенты выступают с докладами по вопросам плана. Выполняются практические задания. Далее следует обсуждение проблемы отбора культурных ценностей в реализации государственной культурной политики. Студенты рассматривают, в том числе, вопросы о влиянии формы правления государства и его государственно-политического режима на реализуемую культурную политику. В заключение группа делится на подгруппы: методом «мозгового штурма» составляется интеллект карта «Модель культурной политики в современной России», которая иллюстрируется примерами. Работа представляется в аудитории, затем следуют уточняющие и дополнительные вопросы преподавателя.
В конце занятия следует рефлексия.
|
|||
|