Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Реферат на тему: «Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида»



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Реферат на тему: «Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида»

 

 

Выполнила: студентка 4 курса заочной формы обучения (квалификация: бакалавриат по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Математика. Информатика»)физико-математического факультета Болохонцева Диана Геннадьевна    

 

ВОРОНЕЖ 2020

 

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. Так как семья и школа — два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения. В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика  должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.

Естественной средой, созданной природой для воспитания детей, является семья. Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. По существующему законодательству о семье родители несут ответственность за воспитание детей. В семье проходит важнейший период развития человека – детство, она является той средой, в которой происходит первичная социализация ребенка, формируется и воспитывается будущий член общества. В семье закладываются основы личности физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и приятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные привычки и качества. В качестве субъектов выступают и макрофакторы (страна, этнос, общество), и мезофакторы (регион, место проживания), и, конечно, микрофакторы (родители ребёнка; прямые прародители - бабушки и дедушки; прямые тети и дяди ребёнка;  старшие братья и сестры; другие члены семьи; сама семья как коллектив). Государство как субъект семейного воспитания детей осуществляет социальную политику в отношении поддержки, помощи и охраны прав семьи.

Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой ее членов объединяет многообразие отношений, а также общее жизненное пространство, совместная деятельность, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга, праздники, увлечение членов семьи. Все эти явления и процессы, взаимодействия и взаимовлияния членов семьи друг на друга имеют в основном случайный, стихийный, ситуативный характер и составляют среду, в которой происходит социализация ребенка. В этой социализирующей семейной среде есть и сознательные, целенаправленные компоненты, представляющие собой собственно воспитание, хотя выделить их отдельно чрезвычайно трудно. Поэтому под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи. Цель семейного воспитания выражает то, чем должен стать ребенок к18 годам. В наиболее общем виде родители хотят вырастить своего ребенка хорошим человеком. Различные вариации этой общей цели связаны с уровнем ее осознания субъектами воспитания и с различными сословными, региональными и прочими условиями.  

В отдаленной перспективе все родители хотят видеть своего ребенка:1) здоровым;2) образованным (умным);3) воспитанным (порядочным, уважительным, честным, человечным);4) подготовленным к жизни (самостоятельным, трудолюбивым, конкурентоспособным);5) счастливым (семейственным, хозяйственным);Действующие в текущей семейной обстановке цели воспитания могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру. Многообразие целей семейного воспитания предполагает: привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения; в подростковом возрасте – физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; в старшем школьном – культивирование отдельных способностей (в каких либо видах спорта, искусства, отрасли знания);подготовку к определенной профессии или деятельности. По содержанию текущие цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно воспитывать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.п.).

Особенности семейного воспитания:

1) Наличие врожденных, генетических механизмов родительского поведения.
2) Стихийный, спонтанный характер семейных воспитательных воздействий, которые происходят в случайно складывающихся обстоятельствах и ситуациях.
3) Латентный характер целей. Воспитание в семейном социуме происходит в процессе жизнедеятельности его членов, цели и смыслы процесса семейного воспитания не всегда осознаются его субъектами.
4) Натурализм педагогических средств. В качестве воспитательных и дидактических средств семья использует натуральный вещно-предметный мир, естественное бытовое общение, реальную трудовую деятельность, другие натуральные элементы и явления жизни. Исключения составляют лишь игрушки и игры, которые изначально имеют педагогический смысл.
5) Автоматизм функционирования семейной педагогики, постоянная включенность ребенка во все характерные типы отношений в семье. Воспитание в семье начинается естественным образом с рождения ребенка и заканчивается по мере присвоения им самостоятельных социальных ролей и сопутствующих отношений.
6) Адаптивность к любым результатам воспитания. Семья воспринимает любые особенности, любые результаты развития и социализации ребенка как нечто естественное. Она не столько добивается результатов, сколько терпеливо ожидает их, продолжая свои усилия сколь угодно долго.
7) Направленность на поведенческие ориентиры. Нравственные предписания человечества настолько вариативны, ситуативны и нередко противоречивы, что познать эту сферу человеческих отношений только путем логического запоминания практически невозможно. Технология семейного воспитания направлена не столько на формирование нравственных истин, сколько на включение ребенка в поведенческие ситуации.
8) Многоплановость (комплексность) воспитывающих воздействий.

Носителями педагогических функций в той или иной   мере являются все члены семьи. Все виды жизнедеятельности ребенка имеют воспитательные функции. Вариативность семейного воспитания. Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий членов семьи и др. В технологии семейного воспитания можно выделить общие, особенные и единичные составляющие. Общие элементы присущи всем явлениям и процессам семейного воспитания, особенные представляют собой вариации на уровне типологии, а единичные присущи отдельно взятой семье.

 Особенности методов
Основное воспитательное влияние в семье на ребёнка оказывают:
1) сама социальная макросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям;
2) внутри - и вне семейная деятельность, бытовой труд, являющиеся одними из основных средств приобщения ребёнка к будущей жизнедеятельности;
3) собственно воспитательная деятельность родителей;
4) средства массовой коммуникации.

В практике современного семейного воспитания на фоне общего поддерживающего стиля можно выделить четыре его основные, альтернативные разновидности (в которых просматриваются черты исторических стилей): авторитарный, свободно-либеральный, гиперопека и активно-заинтересованный. Авторитарный стиль (метод) - самый древний, самый жестокий тип воспитательных отношений, при котором используются власть, принуждение, а самостоятельность и активность ребёнка постоянно подавляются. Ему присущи агрессия, нетерпимость, несправедливость, безжалостность и т.п. Те же качества передаются и детям. Свободно-либеральный стиль предоставляет ребёнку свободу действий, при этом родители обычно отстраняются от участия в детской жизни, проявляют безразличие и даже попустительство и вседозволенность. При этом стремятся к ложному заигрыванию, созданию дешёвого авторитета. При гиперопеке сводится к минимуму поле самовыражения и самоутверждения ребёнка, его освобождают от элементарной заботы о себе, ограничивая лишь функциями потребления. Для этого стиля характерны сюсюканье, баловство, переоценка способностей ребёнка. Результат таких методов - эгоизм, инфантилизм, торможение развития самостоятельности, достоинства, свободы, творчества. Активно-заинтересованные методы в семейном воспитании, в основе являясь гуманно-демократическими, предполагают душевное отношение к детям, творческое сотрудничество, грамотный педагогический подход к ребёнку.

При всех стилях и методах отрицательными факторами являются: занятость, конфликты, вредные привычки, двойная мораль родителей.

Школа как воспитательная организация.

Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования и социализации детей в возрасте от 6-7 до18 лет. 

 Специфика деятельности школы обусловлена следующими факторами: 1) знанием объективных закономерностей педагогического процесса;
2) четким представлением социальных функций школы в современных условиях;
3) пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи;
4) практической подготовленностью учителя к работе с родителями, по воспитанию подрастающего поколения.

Мастерство педагога-воспитателя, по мнению А.С. Макаренко, не является «каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». Нет такой специальности, которой нельзя было бы выучить человека: специальность учителя - быть воспитателем, педагогом. Более того: быть воспитателем - это «очень легкое дело». Решающим условием при этом выступает тот бесспорный факт, что педагог должен быть личностью: личность воспитывается личностью, и потому личность педагога сама должна быть воспитана. В этой же новаторской логике решались и вопросы методики воспитательного процесса. Педагог-воспитатель, по его мнению, «имеет в своем распоряжении единственный метод» - быть всегда рядом со своими воспитанниками, вместе с ними решать жизненно важные проблемы (коллективные и индивидуальные), думать об их будущем. Ведущим и основополагающим условием успешной работы педагога является авторитетность его личности для детей: «Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем», -подчеркивал А.С. Макаренко.

Целевые ориентации

Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей школы:
1) цели государственной образовательной политики;
2) региональные социально-воспитательные цели;
3) цели как планируемые результаты развития личности школьника

Цели высшего уровня — это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах
1) формирование физически здоровой, духовно-богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
2) воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
3) формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
4) разностороннее развитие детей, их познавательных интересов творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребёнка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

Третий уровень целей касается средств и способов воспитания; их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:
1) включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм;
2) формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности; развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуро-творческого процесса;
3) приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремёслам;
4) включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);
5) организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.

 

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определённая комбинация вышеперечисленных целей. В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» они сформулированы так:
1) научить учиться;
2) научить жить;
3) научить жить вместе;
4) научить работать и зарабатывать.

Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы

Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

Педагог в работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей:
1) советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей и др.;
2) консультант: консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет   родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, и др.;
3) защитник: защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Различные исследования свидетельствуют, что не все современные молодые родители владеют методикой воспитания своих детей. Среди причин такого явления А. П. Ситник выделяет следующие:
1) однодетность и малодетность (особенно в городских условиях) приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений;
2) жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;
3) основательно утрачены традиции народной педагогики;
4) если раньше в условиях деревни, где все люди знали друг друга, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась автономность общения детей и взрослого населения;
5) возникающие социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание.

Названные причины диктуют необходимость активизации работы по повышению педагогической культуры родителей, под которой понимается, достаточный уровень их педагогических, психологических, физиологических знаний из наук о человеке, а также сформированные умения и навыки семейного и общественного воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных различий (М. Е. Иванова, Г. Н. Пашкевич).Л.Н. Толстой в своих дневниковых записях отмечал, что «воспитание представляется сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. Я не знаю ни одного действия воспитания детей, говорит писатель, которое не включало бы воспитания себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей». Антон Семенович Макаренко придерживался мнения, что школа должна воздействовать на улучшение семейного воспитания через учащихся. Он говорил: «Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей. Я педагог… и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью. Попробуйте стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы  научите детей чувствовать ответственность за семью. Нужно детей в школе так воспитывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнительную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь». Идея А.С. Макаренко о влиянии на семью через учащихся заслуживает серьезного внимания. Автор настоящих строк, работая в школе, не раз лично убеждался в ее плодотворности. С.П. Шевырев, в своей статье «0б отношении семейного воспитания к государственному», говорит о  пользе «государственного воспитания», то есть школьного: во первых, «характер из идеальной сферы семейной переходит в живую сферу общественных отношений», вторая польза, которую «оно приносит, состоит в приведении к единству разного образа мыслей, характеров, обычаев, привычек, предрассудков, из семей приносимых. Особенный дух семьи бывает весьма полезен для образования личного характера в человеке». ...

Главная задача воспитания, по мнению С.П. Шевырева состоит в том, чтобы «предлагать питомцу надлежащую почву, пищу, свет и окружение, дабы при этих условиях развивался он сам. Учение, ограничиваясь только умственными способностями, составляет окончательную часть воспитания и представляет в образованном разумное сознание того, что приобретено самим воспитанником для жизни, - другими словами: учение есть воспитание, доведенное до сознания, укрепленное разумом.»В.А. Караковский говорил о циклической структуре воспитательных мероприятий, замкнутой в пространстве учебного года. Основной такой структурой является годовой цикл из нескольких тематических периодов. Тематический период включает в себя разнообразные по содержанию и объёму мероприятия (соревнования, игры, конкурсы, фестивали и т.п.),объединённые общей тематикой и заканчивающиеся общешкольным, коллективным, творческим «делом» - КТД. Через КТД осуществляется целостное, комплексное воздействие на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферу. В этих комплексных делах участвуют все ученики с I по XI класс, все учителя, классные руководители, родители, выпускники школы. Рамки общешкольного комплексного воспитательного дела достаточно свободны, они не только позволяют проявлять, но и стимулируют инициативу, творчество, много вариативность самовыражения класса и отдельного ученика.

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и   внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.

Формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы

Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Воспитание детей -конституционная обязанность родителей. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи. Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дело в том, что дети, как известно, цементируют семью, вносят в нее дух бодрости и здорового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал. Прежде чем перейти к характеристике основных форм и методов работы учителей с   родителями учащихся, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.

Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» -исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, соблюдение меры словесных и практических методов воздействия), тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

Хорошо известно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель. Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные.

К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание, организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися и др. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы — завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.

Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагогическим всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия. Конечно, не каждая родительская аудитория готова к работе по этой форме. Часто в школах имеет место упрощение этой «университетской» системы работы, остается лишь сохранение названия при несоответствующем содержании.

Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы сучащимися. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны труда и др. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися придает ей разнообразие и повышает ее содержательность. Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в научные учреждения, а также организация краеведческой работы. С помощью родителей школы имеют возможность расширять содержание работы ученических кружков, а также факультативных занятий. Родители нередко руководят кружками «Умелые руки», авиамоделирования, технического творчества. Специалисты-инженеры и научные работники проводят факультативные занятия по химии, физике, математике и другим предметам.

Наконец, совместно с семьей школа проводит профориентационную работу. Родители помогают учителям знакомить учащихся с особенностями различных профессий, участвуют в проведении встреч с производственниками, в создании витрин и стендов о людях различных видов труда.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется наиболее назревшая проблема семейного воспитания. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в школеи в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь кдобру - через прекрасное» и др.

День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т.д. Классные родительские собрания традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний - проблемная формулировка тем собраний, например: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?» и др. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованное проведение собрания. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогают воспитанию детей?» могут быть поставлены вопросы: Припомните, какие жизненные трудности закаляли ваш характер, вырабатывали волю. Припомните и охарактеризуйте состояние вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью. Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации преодоления трудностей? Какие трудности чаще побеждает ваш ребенок, с какими не справляется? Как ваш ребенок относится к избавлению от трудностей в семье? Какими чувствами и мыслями вы руководствуетесь, когда видите, что ребенок борется с трудностями, но преодолеть их не может? Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. К ним относятся и педагогические консультации.

В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как отмечалось, одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышения содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе, готовить образованных и инициативных граждан нашей страны. Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость формирования личности, и обращали внимание не только на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании. Некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости детей и не придают должного значения другим сторонам их развития. Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения  детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д. В отдаленной перспективе все родители хотят видеть своего ребенка: здоровым, образованным, воспитанным, подготовленным к жизни, счастливым.
Воспитание в школе происходит в форме внеурочной воспитательной работы. Это   словесно-логические формы, образно-художественные, трудовые, игровые (досуговые), психологические. В научной практике мы выделили идею А.С. Макаренко о влиянии на семью через учащихся, подход С.П. Шевырева: «Учение есть воспитание, доведенное до сознания, укрепленное разумом», разработку В.А.Караковского о циклической структуре воспитательных мероприятий, в которых участвуют и ученики, и родители, и учителя. Были описаны формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы. Формы организации могут быть как индивидуальные, так и коллективные – педагогический лекторий, педагогический всеобуч, организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися и другие. Этим, конечно, не исчерпывается арсенал форм и методов изучения учащихся и их семей. Выбирать их следует исходя из конкретных условий. Изучена организационно-педагогическая работа школы с родителями. К таким формам относятся родительские собрания, конференции и консультации для родителей.

К основным условия эффективности воспитательного процесса следует отнести следующие моменты: отношение к ребенку, процесс развития ребенка, поведение родителей с ребенком, императивы семейного воспитания. Из всего выше сказанного в курсовой работе можно сделать вывод, что для развития ребенка необходимо воспитывать его   как в семье, так и в школе, основываясь на принципы взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи. Взаимодействие этих двух институтов социализации в воспитательном процессе - главная задача развития ребенка сегодня.

 

Список литературы:

1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей. Хрестоматия: Семейная психотерапия. – Спб.: Питер, 2000. – 410 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.
3. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в младшем школьном возрасте // Вестник МГУ. – 1997. – № 4. – С.50 – 52.
4. Андреева Т.М. Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 375 с.
5. Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательной функции. Семья как объект социальной политики. – М.: Наука, 1986. – 359 с.
6. Арон Р. История социологии в Западной Европе и США. – М.: Издательская группа «Прогресс – Универс», 1993. – 550 с.
7. Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. – 2005. – №2. – С. 104–106
8. Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр.пер. с англ. – М.: Ин–т соц. работы, 1994. – 658 с.
9. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Спб.: Питер, 2006. – 176 с.
10. Дядюнова И.А. К вопросу о социализации детей // Начальная школа. – 2007. – №10. – С.89–92.
11. Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования // Школа и производство. – 1990. – № 1. – С.62.
12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.сред. и высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
13. Макаренко. А.С. Ле



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.