|
|||
Игра: «Посмотри и запомни»Стр 1 из 2Следующая ⇒
– можно нарисовать солнце, чай утром пью – рисует кружку и т.п.). Ход игры: Нарисованные ребенком схемы на карточках карточки откладываются в сторону изображением вниз. Через 10- 15 минут (иногда ранее) ребенку по очереди в последовательном, первоначальном варианте его выбора предъявляют карточки. «Посмотри на эту картонку. Какое слово ты запоминал, когда ее рисовал? Вспомни это слово». В ситуации усложнения игры увеличивается время, через которое ребенка просят вспомнить слова и/или нарисованные им изображения предъявляют в случайном порядке.
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения запоминания и последующего воспроизведения. То есть это своего рода шпаргалки в картинках. Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например, ребенок ходит в детском саду в группу «Слива». На его шкафчике изображён этот фрукт, над умывальником его полотенце висит под изображением сливы и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой. Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение. За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой дети собираются на улицу.. Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии – ещё и предлагать придумывать собственные. Чтобы ребенок запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда». МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 50» КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (МДОУ «ДС № 50») * ул. Заводская, 9, г. Копейск, Челябинской области, Россия, 456604 ( 8 (35139) 7 31 39; факс 8 (35139) 2 23 20 е-mail: ds50@kopeysk-uo.ru
Игры с элементами мнемотехники, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти у детей с ЗПР
Материал подготовил: учитель-дефектолог, педагог-психолог Макарова Н.В. 2020г. Игра: «Посмотри и запомни» Оборудование: карточки с любыми изображениями. Карточек должно быть минимум в 3 раза больше, чем предъявляемых слов для запоминания.
Для запоминания слов детьми младшего возраста не стоит использовать более чем 5-7 слов Для детей старшего возраста – 7-8 слов Инструкция 1: «Сейчас ты будешь запоминать слова, но необычным способом. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы его легче было запомнить, будешь выбирать картинку, которая тебе его напоминает, поможет вспомнить» Инструкция 2: «Тебе нужно запомнить слово «утро». Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про «утро». Затем последовательно предъявляются другие слова. Примечание: если ребенок не может сделать самостоятельного выбора, то на примере любого слова проводится обучение, где определяются существенные признаки, по которым произошел выбор, связь карточки и слова. Ход игры: Выбранные ребенком карточки откладываются в сторону изображением вниз. Через 10-15 минут (иногда ранее) ребенку по очереди в последовательном, первоначальном варианте его выбора предъявляют карточки. «Посмотри на эту картонку. Какое слово ты запоминал, когда ее выбирал? Вспомни это слово». В ситуации усложнения игры увеличивается время, через которое ребенка просят вспомнить слова и/или выбранные им изображения предъявляют в случайном порядке.
|
|||
|