|
|||
Как консультировать родителей со 100%-м результатом?Как консультировать родителей со 100%-м результатом? Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми сопровождается консультативной работой с родителями с целью вовлечения в процесс взаимодействия с детьми в домашней обстановке. Результат взаимодействия родителей с ребенком зависит от ряда причин, главная из которых – сформировавшийся стиль общения с ребенком. Например, если в семье не сформирован телесный/эмоциональный контакт с ребенком, то родителю приходится преодолевать некоторое внутреннее сопротивление, чтобы разрешить эту сложную ситуацию. Зачастую, они так и не могут ничего с этим поделать… 1. Любят своих детей, но сами учить и воспитывать не хотят. Ответственность за результат перекладывают на специалистов. 2. Любят своих детей, хотят сами учить и воспитывать своих детей, но у них ничего не получается. Поэтому вынуждены обращаться к специалистам. 3. Любят своих детей, хотят сами учить и воспитывать своих детей, делают это успешно, но все равно обращаются за помощью к специалистам. 4. Любят своих детей, хотят сами учить и воспитывать своих детей, делают это успешно и ни к кому за помощью не обращаются 5. Не любят, не принимают или ненавидят своих детей. Работа с каждой категорией родителей требует уникального подхода. В числе таких техник - обсуждение коротких видеороликов, таких как «Гарвардский эксперимент». Мотивационный ролик показывает важность и значение взаимодействия ребенка с родителем. Любовь таких родителей к ребенку является тем ресурсным полем, на которое может опереться консультант. 2. Родители 2-го типа хотят, ждут и прислушиваются к рекомендациям специалистов, как правильно взаимодействовать с детьми. Пытаются и стараются заниматься с ребенком, но что-то в этом процессе идет не так. Фокусировка на том, как взаимодействует родитель с ребенком на уровне поведения с целью поиска причин и анализа низкой эффективности работы такой категории родителей с детьми, открывает неспособность видеть себя объективно в ситуации взаимодействия. А ключевым фактором, определяющим низкий результат, выступает привычная манера взаимодействия с ребенком, например, привычка командовать или тревожиться, пасовать перед действиями ребенка в неожиданных ситуациях, проведение занятия по принципу «мне нужно с тобой поработать». Например, мама может удивляться и искать причины вербальной агрессии ребенка, не замечая при этом, что таким образом он ответно реагирует на ее собственный крик. В работе с этой категорией родителей важно обращать внимание на уровень действий и отклонения в процессе проведения занятия с ребенком и тогда система взаимоотношений начинает перестраиваться. 1) Акцентирование внимания родителей на необходимости мотивировать интерес ребенка к занятию; 2) Детализация процесса для родителей – специалист обращает внимание на мелкие и, на первый взгляд, неважные аспекты взаимодействия с ребенком и их изменение в сочетании с обучением родителей новым поведенческим моделям взаимодействия родителей с ребенком; 3) Целостность всего происходящего. В работе с родителями 2-й категории может оказаться полезным видео с названием «Каменное лицо», иллюстрирующее причину саботирования ребенком занятий с ним. Суть эксперимента, результаты которого запечатлены на видео, состоит в том, что в комнату приглашалась мама с ребенком, одни камеры снимали реакцию и поведение мамы, другие – ребенка. Вначале мама общалась с ребенком, включая эмоции, жестикуляцию, речь, мимику, а затем она получала команду перестать реагировать на поведение ребенка, оставаясь рядом безучастной к его реакциям, без поддержки общения с ним. С ребенком начинали происходить изменения. Специалисту важно прокомментировать сюжет для родителей и поинтересоваться у них: «Как вы увидели, что больше всего понравилось ребенку во взаимодействии с мамой?», «Что делал ребенок, когда мама отвечала/ не реагировала на его действия?», «Какие действия мамы повлияли на появление у ребенка агрессивного поведения?», «Как часто вы улыбаетесь в общении с ребенком?». Залогом нормального развития ребенка является не ситуативный, а постоянный характер коммуникации внутри родительской системы. Когда родители подключаются к миру ребенка во время занятий, у него возрастает интерес и эффективность их проведения. Эти же рекомендации применимы и в работе в 3-й категорией родителей. 3. Родители 3-го типа, несмотря на успешность своих действий, любят познавать и стремятся расширить свое представление, как лучше развивать ребенка и эффективнее оказывать ребенку помощь и поддержку. Всегда открыты к диалогу и сотрудничеству. 4. Сложности в работе с 4-м типом родителей состоит в том, что, зачастую, обоснованно они считают себя умнее специалистов. Консультации с 4-м типом родителей редкие и, как правило, носят адресный характер в отношении какого-то ключевого вопроса, после решения которого они «пропадают из поля зрения».
Мирцало А.Р., методист ДРУМЦ ПС СО
|
|||
|