|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МДК 03.01 «Теоретические основы товароведения»
МДК 03.01 «Теоретические основы товароведения» для группы 1102 Преподаватель Щербинина М.В. Тема 3.Номенклатура потребительских свойств и показателей Тема 3.Номенклатура потребительских свойств и показателей
Совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей,называют номенклатурой потребительских свойств и показателей. По сути, эта номенклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров. Назначение– способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации. В зависимости от удовлетворяемых потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы: функционального, социального и классификационного назначения.
Рис. 5. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества продукции
Свойства функционального назначения (функциональные свойства) отражают способность товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности. При определении функциональных свойств необходимо установить условия использования (способ приготовления продукта) по назначению, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей. Свойства социального назначения – способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Для большинства продуктов степень значимости этой подгруппы потребительских свойств ниже, чем функциональных. Показателями социального назначения зачастую выступают внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компонентов. Свойства классификационного назначения – способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. Классификационными признаками могут служить многие показатели или свойства (химический состав и отдельные вещества, функциональные свойства и др.). Так, содержание жира является классификационным признаком для жиросодержащих пищевых продуктов: творог бывает нежирный и жирный; молоко - 1,5%-; 2,5%-; 3,2%-; 6,0%-ной жирности; рыба – особо жирная, жирная, среднежирная и тощая. Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления в течение заранее оговоренных сроков. Для пищевых продуктов надежность характеризуется сохраняемостью. Сохраняемость товаров обусловлена их структурой или строением, химическим составом и свойствами веществ, наличием защиты от неблагоприятных внешних воздействий (упаковка, защитные покрытия), зависит от условий и сроков хранения. Многофакторность, определяющая это свойство, требует для обеспечения сохраняемости профессиональных знаний и умения. Во время первого периода хранения товароведы, материально ответственные лица и специалисты технических служб осуществляют контроль за установлением и поддержанием заданного режима хранения, соблюдением сроков хранения, что позволяет сохранить товары с наименьшими потерями. Во втором периоде хранения товаров до их потребления потребитель не всегда знает, как правильно и как долго можно их хранить. Поэтому для сохранения качественных, а иногда и количественных характеристик товаров необходимо информировать потребителя об условиях и сроках хранения их с помощью доступной и понятной маркировки. Эргономические свойства – способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и физиологическими характеристиками потребителя. Антропометрические* свойства – способность товаров при потреблении соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя. Психологические свойства – способность товаров обеспечивать при потреблении душевную комфортность потребителю. Физиологические свойства – способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании. Эстетические свойства – способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Показателями эстетических свойств пищевых продуктов могут служить внешний вид (форма, цвет, состояние поверхности, целостность), информационная выразительность, совершенство производственного исполнения. Экологические свойства – способность товаров оказывать воздействие на безопасность окружающей среды при их производстве, транспортировании, хранении и потреблении. Безопасность пищевых продуктов – состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений (СанПиН 2.3.2.1078-01). В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают следующие ее виды: Химическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен токсичными веществами жизни, здоровью и имуществу потребителей. Токсичные элементы (мышьяк, ртуть, кадмий, свинец и др.) оказывают существенное влияние на безопасность товаров. Эти элементы учитываются при сертификации всех пищевых продуктов, при подтверждении соответствия их показателям безопасности. Радиационная безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу потребителя радиоактивными элементами (изотопами) или ионизирующим излучением этих элементов. В качестве показателей радиационной безопасности пищевых продуктов устанавливаются допустимые уровни радиоактивных изотопов цезия и стронция. Термическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при потреблении товаров. Ее необходимо обеспечивать при подаче и реализации готовых пищевых продуктов в горячем состоянии. Биологическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при различного рода биоповреждениях потребительских товаров. К биоповреждениям относятся повреждения микробиологические и зоологические. Микробиологические повреждения (заболевания) вызывают разнообразные микроорганизмы. Различают бактериальные и грибковые заболевания, являющиеся наиболее распространенными причинами, по которым пищевые продукты утрачивают биологическую безопасность. При этом в продуктах накапливаются токсические вещества (микотоксины - при плесневении, трупные и иные яды - при гниении, токсины сальмонеллы, стафилококка, кишечной палочки и др.), которые вызывают отравления разной степени, иногда и с летальным исходом. Пожарная безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания. Завершая рассмотрение номенклатуры потребительских свойств товаров, необходимо отметить, что существуют еще такие свойства продукции, как технологичность, экономичность, а также показатели стандартизации и унификации, патентно-правовые. Они представляют интерес лишь для изготовителей.
Критерии выставления оценки: «5» - ставится, если выполнено 100% тестовых заданий «4» - если выполнено не менее 80%заданий «3» - если выполнено 60 – 79% заданий «2» - если выполнено менее 60% заданий Тесты Теоретические основы товароведения
Задание 1
Предметом товароведения является:
1. конструкция товаров
2. потребительная стоимость товара
3. технология производства товаров
4. меновая стоимость
Задание 2
Объектом товароведения служит:
1. ассортимент
2. стоимость
3. качество товаров
4. товар
Задание 3
Показатель экономичности стиральной машины:
1. расход моющего средства на стирку
2. количество обрабатываемого белья
3.количество оборотов барабана в минуту
4. ресурс
Задание 4
Распределение множества объектов на подмножества по общим признакам – это:
1. кодирование
2. идентификация
3. классификации
4. ранжирование
Задание 5
Иерархический метод классификации – это:
1. последовательное разделение множества на независимые группировки
2. параллельное разделение множества на подчиненные группировки
3. последовательное разделение множества на подчиненные группировки
4. параллельное разделение множества по различным признакам
Задание 6
Различают два метода классификации:
1. иерархический и фасетный
2. дифференциальный и комплексный
3. иерархический и комплексный
4. фасетный и комплексный
Задание 7
Термин "торговый ассортимент" означает:
1. перечень товаров, входящих в ассортиментный минимум завода - изготовителя
2. перечень товаров, предназначенных для экспортно-импортных операций
3. перечень товаров, изготавливаемых предприятием
4. перечень товаров, реализуемых торговой организацией
Задание 8
Совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением – это:
1. конкурентоспособность
2. надежность
3. удобство пользования
4. качество
Задание 9
Способность товаров создавать ощущение удобства, комфортности характеризуют свойства:
1. надежности
2. функциональные
3. эстетические
4. эргономические
Задание 10
Качество товаров формируют факторы:
1. исходное сырье, технологические процессы, упаковка, маркировка
2. условия хранения и транспортирование
3. принципы маркетинга
4. аудит качества и сбытовая политика
Задание 11
Наиболее объективный метод определения показателей качества из приведенных:
1. экспертный
2. органолептический
3. расчетный
4. измерительный
Задание 12
ПСП - это
1. постоянная суточная потребность
2. полный состав продукта
3. предельное суточное потребление
4. система потребительских показателей
Задание 13
Объектом товароведения служит: 1. ассортимент
2. стоимость
3. качество товаров
4. товар
Задание 14
Показатель "устойчивость ассортимента" характеризуется товарами:
1. удовлетворяющими изменившиеся потребности за счет новых товаров
2. имеющими устойчивый спрос
3. включенными в ассортиментный перечень
4. имеющимися в наличии
Задание 15
К эстетическим свойствам относятся:
1. соответствие моде
2. безотказность
3. целостность композиции
4. взаимозаменяемость
Задание 16
Объектом товароведения служит:
1. услуги
2. стоимость
3. качество товаров
4. товар
Задание 17
Способность товара удовлетворять конкретную потребность человека определяет
1. ассортимент
2. качество
3. количество
4. индивидуальная потребительная стоимость
Задание 18
Показателем надежности автомобиля является
1. ресурс
2. КПД
3. расход топлива
4. эффективность тормозной системы
Задание 19
Свойства или характеристика объекта, по которому производится классификация
1. признак классификации
2. параметр классификации
3. код товара
4. идентификационный номер
Задание 20
Фасетный метод классификации – это:
1. параллельное разделение множества по разным признакам
2. последовательное разделение множества на подчиненные группировки
3. параллельное разделение множества на подчиненные группировки
4. параллельное разделение множества на независимые группировки
Задание 21
Наиболее объективный метод или методы определения показателей качества из приведенных: 1. измерительный
2. органолептический
3. расчетный и социологический
4. экспертный и расчетный
Задание 22
К экологическим показателям мотоцикла относится:
1. скорость
2. количество пассажиров
3. расход топлива
4. уровень шума
Задание 23
К эргономическим показателям обуви относится:
1. размер
2. устойчивость носка
3. износостойкость подошвы
4. цвет
Задание 24
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество – это:
1. признак
2. принцип
3. показатель
4. качественная определенность
Задание 25
К эстетическим свойствам относятся:
1. универсальность и взаимозаменяемость
2. долговечность
3. соответствие моде и целостность композиции
4. безотказность
Задание 26
ДКМ - это
1. допустимое качество модели
2. допустимое количество миграции
3. данные качества модели
4. достаточное количество меламина
Задание 27
Недостатки органолептического метода определения показателей качества:
1. точность оценки
2. сложность
3. субъективность
4. длительность по времени
Задание 28
К товарной информации предъявляют следующие основные требования:
1. краткость и информативность
2. воспроизводимость, четкость, точность
3. сопоставимость, достаточность, достоверность
4. краткость, воспроизводимость, четкость
Задание 29
Наиболее доступной для потребителя является информация
1. цифровая
2. словесная
3. символическая
4. штриховая
Задание 30
Термин "ассортиментная политика" означает деятельность:
1. по формированию рационального ассортимента и его оптимизации
2. по закупке товаров для торговой организации
3. по установлению хозяйственных связей с поставщиками
4. по обновлению ассортимента товаров
Методическое урока: 1.Райкова Е.Ю., Додонкин Ю.В.Теория товароведения: учеб. пособие для СПО. – М.:Академия, 2009. 2.Тебекин А.В.Управление качеством: учебник. М.:Юрайт, 2012 3.Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник. –М.: Юрайт, 2012
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|