|
|||
Цели занятия.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция №11. 28.10.2020г преп Пыцкая Н.М. Тема: ДИФТЕРИЯ. План лекции 1.Этиология. 2.Эпидемиология. 3.Патогенез. 4.Клиника. 5.Осложнения. 6.Диагностика. Мотивация темы: Клинические проявления дифтерии с осложнениями могут быть многообразными, нередко –что может привести к госпитализации больного в лечебное заведение любого профиля. Умение распознать дифтерию, дифтерийный круп, грамотно провести обследование, сформулировать и обосновать диагноз необходимы любому медицинскому работнику в т. ч. фельдшеру. Диагностика должна осуществляться с клинико-эпидемиологических позиций, то есть с учетом эпидемиологического анамнеза. Это основной принцип диагностики инфекционных болезней. Основу диагностики инфекционных заболеваний представляет комплекс клинико-эпидемиологического обследования больного, которое дополняется данными лабораторных и других специальных методов исследования. Цели занятия. Учебные : изучить этиологию,эпидемиологию,патогенез. Клинику, осложнения,диагностику дифтерии. Воспитательные: сформировать специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии, обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных и социально-экономических знаний оценивать социально значимые факты и явления, проявляющего готовность соблюдать усвоенные правовые и этические нормы, определяющие отношение к человеку, обществу, окружающей среде. Акцентировать внимание на важности получения всеобъемлющей информации о пациенте с целью постановки правильного диагноза и выбора оптимальной тактики ведения пациента. Развивающие:максимально развить интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности, сформировать и развить познавательне интересы и способности, творческую активность.
Студент должен иметь практический опыт(ПО): ПО-1 , ПО -2, ПО-3. _Должен знать: З.1.,З.2. Должен уметь: У.1. ,У.2, У.3, У.4,У.5.
ДИФТЕРИЯ-это острое инфекционное заболевание, вызывается дифтерийной палочкой, характеризуется фибринозным воспалением слизистой оболочки зева, носа, гортани и токсическим поражением сердечно-сосудистой, нервной системы и почек. Французский учёный Бретонио предложил название «дифтерит» (от греч.diphthera-плёнка, перепонка). В конце 19 в. Анатомический термин «дифтерит» заменили на «дифтерию». 1.Этиология. Возбудителем является палочка Леффлера, был открыт Клебсом в 1883г. и Леффлером в 1884г. Спустя несколько лет Берингом и Ру получена противодифтерийная сыворотка. Относится к роду коринебактерии от латинского слова coryne-булава, на концах имеют утолщение, что придаёт ей вид ракетки или булавы. В мазках располагаются попарно, образуя римскую цифру пятьV или латинскую букву V .При окраске по Нейссеру- тело окрашивается в коричнево-жёлтый цвет, а включения в синий. Растёт на сывороточных средах и кровяном агаре. Выделяют три типа возбудителя: gravis, mitis, intermedius, тип gravis наиболее токсигенный и вирулентный, выделяется от больных токсической формой дифтерии. Устойчив во внешней среде, токсигенный штамм продуцирует экзотоксин. 2.Эпидемиология. Источником является больной человек, реконвалесцент, носитель токсигенных штаммов. Механизм заражения-воздушно-капельный. Возбудитель длительно сохраняется на предметах обихода. Болеют дети до 16 лет, подростки и взрослые. Подъём заболеваемости в осенне-зимний период. После заболевания иммунитет не стойкий. 3.Патогенез. Входными воротами являются-слизистые оболочки миндалин, носа, глотки, гортани, конъюнктивы и редко повреждённая кожа. В месте входных ворот развивается фибринозное воспаление с образованием плёнки. Дифтерийный экзотоксин вызывает общую интоксикацию с поражением миокарда, нервной системы, почек. Наличие плёнок в гортани и отёк слизистой могут привести к асфиксии. 4.Клиника. Клиническая картина определяется локализацией процесса и его тяжестью. Инкубационный период-2-10 дней. А. В зависимости от локализации различают: -дифтерия зева (миндалин)-98% всех случаев -дифтерия носа -дифтерия гортани и трахеи -дифтерия другой локализации (пупка, глаз, половых органов). Дифтерия зева: Локализованная: катаральная, островчатая, плёнчатая Распространенная (плёнка выходит за пределы миндалин) Комбинированная (зев+нос, зев+гортань) Гипертоксическая В. По тяжести-лёгкая, средней тяжести, тяжёлая К типичным формам относится плёнчатая дифтерия зева. Начало: повышается температура, общая слабость, недомогание, головная боль, незначительная боль в горле. При осмотре: умеренная гиперемия слизистой оболочки миндалин и дужек, с синюшным оттенком. Миндалины увеличены, отёчны, на поверхности плотный, беловатый с перламутровым оттенком фибринозный налёт-шпателем снимается трудно, при этом подлежащая слизистая кровоточит. Регионарные лимфоузлы увеличены, умеренно болезненные. Катаральная и островчатая формы протекают легко. Токсическая форма дифтерии зева имеет тяжёлое течение: Т-39-40, выраженная интоксикация. В зеве плёнчатая дифтерия. Изо рта специфический сладковато-гнойный запах. Выражен отёк подкожной клетчатки шеи:-3 стадии отёка- 1 ст.-до середины шеи 2 ст.-до ключицы 3 ст.-ниже ключицы При осмотре: бледность лица, цианоз губ, тахикардия, гипотония, может быть расстройство сознания и судороги. Дифтеия носа: умеренная интоксикация, кровянистые выделения из носа, мацерация кожи возле ноздрей на слизистой носа, м.б.фибринозная плёнка и эрозии, носовые кровотечения. Дифтерия гортани: в первые один два дня –«лающий кашель», осиплый голос, слабая интоксикация(Т-субфебрильная). На этом фоне возникают признаки дифтерийного крупа(стеноза гортани). 1ст стеноза-катаральная-затруднён вдох, «лающий кашель», длится 2-4 дня, голос осиплый 2ст стеноза-стенозирующая-шумное дыхание с удлинённым вдохом, участие в дыхании вспомогательных мышц, м.б. асфиксия. 3 степень стеноза-асфиктическая-нарастает кислородная недостаточность, беспокойство, сонливость, цианоз, холодный пот, судороги-это показания к интубации. 5.Осложнения. -миокардит -полирадикулоневриты ( периферические вялые параличи-невозможность ходить, пошатывание при ходьбе, слабость в руках и ногах вследствие атрофии мышц). -нефрозо-нефрит. 6.Диагностика. -бактериологический метод-основной делают анализ на БЛ(BL): материал берут по краю налёта до начала лечения антибиотиками, натощак. Берут мазок из носа и зева(2 пробирки). -бактериоскопический-ориентировочный-под микроскопом можно увидеть попарно расположенные в виде растопыренных пальцев или V, на конце утолщение. -серологиеский метод-РНГА, иммуноферментный.
|
|||
|