|
||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛКИ БЕЛАРУСЬСтр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Доклад на тему: «СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.
Выполнили: студентки 57 группы
Минск, 2020 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 3 Глава 1 Семья и брак. 4 Глава 2 Браки в Беларуси: современная статистика. 8 Глава 3 Отношение молодежи к браку и семье. 10 Заключение. 19 Список использованных источников. 20
Введение
Семья как социальный институт тесно связана со всеми сферами жизни общества. Для создания устойчивого фундамента семейно-брачных отношений важно научное исследование и распространение социологических знаний. Это имеет не только познавательное, но и огромное нравственно-воспитательное значение, служит одним из средств формирования самой личности и существующих общественных отношений. В данной работе обрисовано положение дел по бракам в Беларуси на сегодняшний день, а также предпринята попытка спрогнозировать будущее семьи и брака на основании социологического опроса молодежи. В первой главе представлена теоретическая часть работы (общие понятия о семье и браке, их отличие, современные тенденции, а также функции семьи). Современная статистика по бракам и разводам в Республике Беларусь показана во второй главе. И, наконец, заключительная глава доклада содержит результаты анкетирования «Отношение молодежи к браку и семье», проведенного нами среди молодых людей Беларуси.
Глава 1
Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Брак – институт, регулирующий отношения только супругов. Брак, по своей сути, идентичное понятие семье. Современные исследователи говорят о браке, как о семейном союзе женщины и мужчины, которые порождают их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Брак, иными словами – это добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый с целью создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов, заключаемый в органах ЗАГСа. Семья, в рамках социологии, представляет собой основанную на целой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляют воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. В итоге, семья представляет собой социальную структуру, в основании чего расположена взаимность мужчины и женщины по отношению друг к другу. Для разграничения таких понятий как «семья» и «брак», необходимо обратиться к истории развития отношений семьи и брака. Семейно-бытовая культура формировалась на протяжении многих столетий, подкрепляясь различными законами, нормативными актами, впитывая в себя традиции, обычаи и суеверия народа. В современном обществе понимание сущности семейно-брачных отношений в какой-то степени деформировалось. Во-первых, произошли изменения в социально-правовом аспекте, многие государства допускают возможность создания однополых браков с последующим усыновлением детей. Во-вторых, прослеживаться тенденция большого количества разводов. То есть люди, вступая в брак, не достаточно осознанно принимают данное решение и неответственно относятся к созданию семьи. И, наконец, в третьих, в настоящее время можно увидеть большое разнообразие различных форм брака – гостевой, партнерский, пробный, временный, «шведская семья». Одной из самых распространенных форм брака в нынешнее время является сожительство (гражданский брак). Сожительство – это союз между мужчиной и женщиной, который не зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния, то есть их добровольное совместное проживание без каких-либо взаимных обязательств. Изначально данная форма брака означала союз между мужчиной и женщиной, которые по разным причинам не имели возможности обвенчаться в церкви (относились к разной вере, незаконнорожденный ребенок и др.). С одобрения административных органов такие пары начали жить, как принято говорить в обществе сегодня, «гражданским браком». В наше время союзы подобного рода привычная форма брачно-семейных отношений. Молодёжь, рассматривая сожительство в качестве подготовки к официальному браку, находит данную форму семейно-брачных отношений более простой, не создающей лишних проблем [4]. Семья образует базовое предисловие функционирования социума благодаря физическому и социокультурному замещению поколений, посредством рождения детей и поддержания существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и этой социализации потомства невозможно восполнение всех социально-культурных институтов, обеспечение социальной культурной жизни. В современном обществе семья предстает как противоречивый социокультурный феномен. С одной стороны, в многочисленных социологических исследованиях зафиксировано приоритетное место семьи, ценностей социального «микромира» в системе ценностных ориентаций людей. С другой стороны, под влиянием глобализационных тенденций растет количество разводов, нерегистрируемых браков, неполных семей, одиночного домохозяйствования (в том числе и осознанного, добровольного), откладывания деторождений, немотивированного изъятия детей из родительских семей, сопровождающихся навязчивой пропагандой однополой семьи, дискредитацией роли женщины-матери и мужчины-отца, авторитета родителей на фоне «борьбы за права ребенка». Увеличивается число регистрируемых случаев насилия в семье, усиливается девиантность, что приводит «к снижению уровня воспроизводства населения, атомизации общества и семьи, утрате коллективистских, в том числе и семейных, ценностей, падению престижности социальных ролей матери и отца». Семья как ценность сохраняется, но трансформируются формы ее конкретного воплощения, то есть семейно-брачные практики. Динамичность изменений семейно-брачных практик в современном обществе требует их пристального изучения [6]. Как социальный институт семья осуществляет воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья образует первичную окружающую среду в развитии ребенка, формируя у него представление о социальных связях и включая его в них. Она приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Так же за семьей закреплены такие функции, как [5]: 1) Репродуктивная. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. 2) Экономическая и хозяйственно-бытовая. Включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета; 3) Регенеративная (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных ценностей; 4) Образовательно-воспитательная. Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что здесь огромную роль играет родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям; 5) Сфера первоначального социального контроля. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; 6) Рекреативная (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. 7) Духовного общения. Развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; 8) Социально-статусная. Предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; 9) Психотерапевтическая Позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка служит обязательным фактором нормального воспитания. Ребенок, воспитывающийся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержен опасности одностороннего или запоздалого развития, чем дети, которые являются членами семейных коллективов. В силу своей социально-биологической природы семья является первичным институтом социализации человека, опосредующим звеном между социальными нормами и процессом развития личности.
Глава 2
На данный момент в Республике Беларусь распадается больше половины браков. Количество разводов с 2018 года по 2019 год выросло больше чем на 10%. Развод – официальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов. Более трети белорусских союзов проживают от 1 года до 4 лет, еще часть белорусских пар распадается позже, не выдерживая кризисов. Количество разводов с каждым годом растет. В 2019 году было 549 разводов на 1000 браков. И если сравнить с предыдущими годами, то тенденция неутешительная (рис. 2.1). И часто речь идет не только о разводах родителей друг с другом, но и о влиянии расставания мамы и папы на детей. Ведь около 40% всех белорусских семей имеет детей в возрасте до 18 лет.
Рисунок 2.1 – Браки и разводы
Чаще разводятся жители городов. Например, в 2018 году на 1.000 браков в городе было 570 разводов, а в деревне – 416 (рис. 2.2). В количественном отношении по числу и браков, и разводов последние пять лет лидирует столица. На 14.425 браков в Минске в 2018-м по статистике приходилось 7.547 разводов. По областям больше всего и браков и разводов в Минской области, а меньше всего – в Гродненской [7]. Самым опасным возрастом супругов для брака считается 25-34 лет. Именно эта возрастная группа чаще всего принимает решение о разрыве отношений. В среднем, первые браки длятся не более 10 лет. Наблюдается устойчивая тенденция увеличения возраста вступления в брак и мужчин, и женщин. Средний возраст для вступления в первый брак в Беларуси в 2019 году для женщин составлял 26.1, у мужчин – 28.3. В 2018 году эти цифры были меньше: у женщин – 26.0, у мужчин – 28.1 (рис.2.3).
Рисунок 2.2 – Соотношение браков и разводов (число разводов на 1000 браков)
Средний возраст для вступления в повторный брак в Беларуси в 2019 году для женщин составлял 38.3, для мужчин – 41.5. в 2018 году: у женщин – 38.1, у мужчин – 41.3 [1, 3].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|