|
|||
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ ПЗ 7. Решение ситуационных задач по теме: «Конституционно-правовой статус РФ»
ВОПРОСЫ: 1. Понятие и принципы федеративного устройства России 2. Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации 3. Разграничение предметов ведения: понятие, способы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задача 1 На референдум субъекта Российской Федерации вынесен на рассмотрение вопрос о выходе из состава России. 58% граждан, принявших участие в референдуме, проголосовали за выход из Российской Федерации. Дайте юридическую оценку данной ситуации. Ответ нормативно обоснуйте. Задача 2 В уставе одного из субъектов Российской Федерации предусматривается следующая система органов государственной власти: Глава администрации – руководитель (лидер) субъекта Российской Федерации, Государственный Совет – высший законодательный и исполнительно-распорядительный орган власти, Верховный Суд – высший суд общей юрисдикции на территории субъекта Российской Федерации, Главный прокурор – глава прокуратуры субъекта Российской Федерации, назначаемый Главой администрации субъекта Российской Федерации. Какие нарушения федерального законодательства здесь допущены? Ответ нормативно обоснуйте. Задача 3 Отвечая на семинарском занятии по конституционному праву на вопрос «Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов» студент Иванов указал: «Из данного понятия следует, что субъект Федерации вправе принять региональный закон, не дожидаясь, пока будет издан федеральный закон по соответствующему вопросу». Студент Петров не согласился с подобным подходом. По его мнению, из буквального смысла ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации следует, что до принятия федерального закона не допускается издание правовых актов субъекта Российской Федерации. Оцените ответы с позиции действующего законодательства и практики его реализации. Задача 4 Население автономного округа, входящего в состав области, было включено в списки избирателей на выборах в законодательный орган государственной власти области. Гражданин Скворцов обратился в суд с заявлением о незаконном включении его в списки избирателей. По его мнению, действия органов власти не соответствуют Конституции Российской Федерации, т.к. население автономного округа не является частью населения области, в связи с тем, что в соответствии со ст. 5 и ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации автономный округ – самостоятельный субъект Российско Федерации. Дайте правовую оценку ситуации. Задача 5 Вправе ли органы государственной власти субъекта Российской Федерации установить в качестве государственного языка помимо русского язык титульной нации, коренного малочисленного народа, национального меньшинства, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации? Вправе ли органы государственной власти субъекта Российской Федерации признать какой-либо из религиозных праздников государственным праздником или нерабочим (праздничным) днем? Ответ нормативно обоснуйте.
ПРАВОВЫЕ АКТЫ: 1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398. 2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 01 апреля 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 3. 3. Федеральный закон от 01 июня 2005 № 53-ФЗ (в ред. от 05 мая 2014 г.) «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 23. Ст. 2199.3. 4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005. 5. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (в ред. от 12 марта 2014 г.) «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740. 6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 12-П по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 29. Ст. 3581.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Демидов М.В. Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: конституционно-правовой аспект ее статуса Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 62 – 65. 2. Корякин К.Д. Языковая политика в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование и практика // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 3. С. 7 – 12. 3. Кравцова Е.А. О действующих моделях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 8. С. 31 – 34. 4. Кряжков В.А. Государственный язык республики в контексте карельской ситуации: конституционно-правовые вопросы // Государство и право. 2018. № 5. 52 – 59. 5. Курбанова З.М. К вопросу об определении конституционно-правового статуса государственных языков республик (в контексте национально-языкового регулирования в Республике Дагестан) Конституционное и муниципальное право. 2017. № 4. С. 70 – 73. 6. Малый А.Ф. О равноправии субъектов Российской Федерации и критериях его проявления // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 7. С. 51 – 54. 7. Мочалов А.Н. Многонациональный федерализм как конституционно-правовая категория // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 3. С. 13 – 18.Галоян А.Р. Проблемы принадлежности суверенитета в федеративном государстве // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 3. С. 19 – 22. 8. Наумкина В.В. Конституция Республики в составе Российской Федерации как источник права // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 6. С. 34 – 36. 9. Степанова А.А. Заметки о референдуме // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 2. С. 28 – 33. 10. Чиркин В.Е. Являются ли республики в составе Российской Федерации государствами, и имеют ли субъекты федерации собственную государственную власть 9полемические заметки по поводу диссертационных исследований // Государство и право. 2017. № 9. С. 45 – 48. 11. Чистякова К.Д. Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами в сфере прав и свобод личности на примере России, Германии и Швейцарии // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 9. С. 23 – 27.Наумкина В.В. Конституция Республики в составе Российской Федерации как источник права // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 6. С. 34 – 36.
|
|||
|