Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Художественное время



 

Филдинг избегал жанрового определения роман. Он над ним даже в итдн смеётся над ним называя месье роман

Он избирает комическую эпопею. Черты:
1. эпичность в отличие от греков в прозе
2. Смешному предпочитает возвышенное
3. Ему чужда нормативность эстетики (он не ограничивает себя строгими нормами)
4. Изображение жизни в реалиях самой жизни. Филдинг предостерегает современного ему писателя от фантастики вроде фей и духов. При этом он не удовлетворяешься требованием, чтобы картина была бы списана с природы только.
5. Филдинг пишет: фабула и действие в комической эпопее должны быть легки и забавны.


В эпиграфе к ТД: видел нравы многих людей. Важно слово многих: в комической эпопее показывает многообразие характеров и ситуаций.

Его герои - особы низших сословий. Главный герой тоже простолюдин, только в конце случается узнавание его истинного происхождения.

Персонажи Олверти и Блайфил - имеют значение лишь в рамках этой системы, во взаимодействии с ее компонентами. Это не столько персонажи типы, сколько персонажи- функции.

Важен у Филдинга принцип контраста. Смысл, значение нравственной позиции персонажа обнаруживается в оппозициях. Правда у них есть нечто общее: родство, профессия или другое.

Пары в оппозициях:
Том Джонс (добрая натура) - Блайфил
Олверти - Вестерн
Сквайр Вестерн - его сестра (их перепалки раскрывают их характеры, выявляют отношения между столичным и провинциальным дворянством, взгляды на якобитский мятеж 1745)
Тваком - Сквейр (Философ и богослов, постоянно спорят кроме одного предпочитают Б-Тому.)
Том Джонс - Партридж

Противостоят друг другу нравственные позиции, разные взгляды на воспитание, на политику, темпераменты


Бывает контраст в характере одного героя (партридж, миссис вотерс, том).

Том Джонс не эталон.

ХРОНОТОПЧИК


В истории ТД поместная Англия и Лондон столь же значимые части худ пространства, как и большая дорога.

То, что случается в доме Олверти, эптонской гостинице, в столице - могло случиться только там.

В романе четкая симметрия композиции: 18 книг: на три части в каждой по шесть книг.

1-6 книги - в поместье Олверти
7-12 - путешествие героя в Лондон
13-18 - Лондонская жизнь

Пространственная симметрия связана с построением сюжета и системой персонажей. В середине первого шестикнижия появляется Софья и внимание теперь между поместьем Олверти и Вестерна. Эптон находится на полпути от Сомерсетшира к Лондону и здесь сходятся (но не встречаются) герой и героиня.

В первом шестикнижии делятся и на группы:

Группа Олверти (сам сквайр, его сестра, Тваком, Сквейр, слуги, семейство Сигрим)

Группа Вестерна (сквайр, его сестра, Сапл, слуги).

В третьем шестикнижии:

Аристократы и их окружение (Леди Белластон, лорд Фелламар и др)

Группа миссис Миллер (семейство Миллер и семейство Найтингейлов)

Ещё

Софью сопровождает Гонора, Джонса – Партридж. У Олверти – сестра Бриджет, у Вестерна тоже сестра. У Ол – священник Тваком, у В- Сапл.

+В Лондоне Джонса домогается леди Белластон, а Софью – лорд Фелламар.

Художественное время

Здесь уже не стремится к симметрии.

Писатель отказывается от традиционной хроникальности, не устанавливает четкие временные рамки, утверждает своё право распоряжаться худ временем в зависимости от выбранного материала.

Всё действие в романе: 20 лет и 8 месяцев.

По мере драматизации каждой книги – время действия сокращается.

1-3 книги – 19 лет.

4 – 1 год.

5 – чуть более полугода.

6 – 3 недели.

7-18 книги – от 12 дней до 12 часов.

Наиболее значительные события в жизни 20летнего героя укладываются в 2 месяца (6-18 книги). Поздняя осень 1745 года.

Филдинг указывает на особенность худ времени в комич эпопеях – дискретность.

 

ГЛАВЫ – пролегомены:

Есть перед каждой из 18 книг. Не мб убраны тк иначе нарушится композиционное единство.

Даже здесь принцип контраста: в первых главах в отл от ост нет героев, автор общается напрямую с читателем. Первые главы четко отграничены от ост сюжета, в отл от вставных новелл (о горном отшельнике, история Миссис Фитцпатрик).

Вступления дают представление о литературно-критических, эстетических, политических, морально-правовых и прочих взглядах писателя.

+Филдинг – первый англ романист,кт предпочёл повествование от третьего лица. Хотя автор оставляет за собой право прокомментировать эпизод

+Даже пародийные сцены, вкл-я откровенно бурлескные, отмечены эпичностью («бой» Молли Сигрим с женщинами на паперти – это пародия на Илиаду)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.