Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздел 1 Теоретические основы логопедии



Лекция 1

Раздел 1 Теоретические основы логопедии

Тема 1 Логопедия, предмет, задачи, методы.

1. Понятие «Логопедия»

2. Предмет логопедии.

3. Задачи логопедии

4. Формы речи. Основные задачи дошкольной логопедии.

5. Методы логопедии.

6. Принципы логопедии.

1. Логопедия – наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.

Логопедия – раздел специальной педагогики. Термин «логопедия» - с греческого «логос» - слово, речь; «пейдео» - воспитываю, обучаю. Т.О. перевод – воспитание речью.

2. Предметом логопедии – изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии.

Логопедия

Дошкольная логопедия Школьная логопедия Логопедия взрослых
наука об изучении, исправлении и предупреждении нарушений речи у детей дошкольного возраста. направленная на выявление, преодоление и профилактику речевых нарушений у детей школьного возраста. наука, ориентированная на изучение, коррекцию и компенсацию речевых расстройств у взрослых людей.

 

В дошкольной логопедии большое внимание уделяется изучению закономерностей формирования речевой деятельности ребенка с отклонениями в развитии и направленности его обучения и воспитания на реализацию речевых умений в различных коммуникативных условиях.

Цель – охарактеризовать речевые, коммуникативные и психические особенности детей с различными нарушениями речи и раскрыть специфику содержания и методов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.

Ориентирована на особый контингент с ОВЗ, имеющих первичные нарушения речи, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза речевых, психологических или физиологических механизмов при сохранном слухе, зрении и интеллекте.

Предметом дошкольной логопедией – процесс развития и формирования при различных отклонениях от нормального онтогенеза в условиях целенаправленного логопедического взаимодействия.

3. К основным задачам логопедии относится

1. Исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития.

2. Разработка методов ранней диагностики речевых расстройств и, соответственно, педагогической типологии недоразвития речи в дошкольном возрасте.

3. Определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения детей дошкольного возраста родному языку и полноценному речевому развитию.

Частные задачи решаются при разработке специальных программ для детей с различной структурой и выраженностью речевого нарушения; при создании дидактических пособий, системы коррекционно-развивающих занятий и специально разработанных упражнений; метод. Рекомендации для ДОУ, для родителей.

Дошкольная логопедия сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину относительно не давно благодаря научным дисциплинам в области физиологии и психологии речи, а также обобщению эмпирического опыта, накопленного специалистами, работающими в дифференцированной системе коррекционной помощи с отклонениями речевого развития.

Роза Евгеньевна Левина – логопед, основа разработана.

Алексей Алексеевич Леонтьев, Александр Романович Лурия – сложная структура речевой деятельности.

4. Формы речи. Задачи дошкольной логопедии.

Различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает следующие виды: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалогическая речь — психологически наиболее простая и естественная форма речи — возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

Отличительными чертами диалогической речи являются:

1 эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;

2 ситуативность, т.е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются.

Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с по­мощью специально подобранных вопросов.

Монологическая речь — последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли, грамматически правильное оформление, выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

Выделяются три основных вида монологической речи: повест­вование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности.

При отклонениях речевого развития от нормы монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосоз­нанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте (Р.Е. Левина, 1961). При недоразвитии устной речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя форма речи (речь «про себя») — это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет план высказывания. Внутренняя речь отличается по своей структуре предикативностью, свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения, т.е. имеет особое синтаксическое и семантическое строение при отсутствии фонетического оформления.

В онтогенезе внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого рече­вого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, кото­рая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур (Л.С. Выготский).

На этой основе осуществляется внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматиче­ской структурой, т. е. оформляется звучащая речь. Данный процесс может существенно нарушаться в любом из названных звеньев у детей и взрослых, имеющих недостаточный речевой опыт или выраженную патологию речи.

В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.

Коммуникативная функция речи выражается в обеспечении про­цесса общения людей речевыми средствами. Обобщающая функция речи понимается как закрепление с ее помощью не только узкой, частной информации об окружающем мире, но ее систематизация, классификация, детализация через речь.

Регулирующая функция речи трактуется как возможность с помо­щью речи регулировать высшие психические функции ребенка и его поведение.

Основные задачи дошкольной логопедии состоят в следующем:

• раннее и своевременное выявление речевых нарушений у детей;

• изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;

• определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного возраста;

• исследование структуры речевых нарушений и взаимосвязи ре­чевых расстройств и психического развития ребенка;

• разработка методов педагогической диагностики речевых рас­стройств и типологии речевых расстройств;

• разработка научно обоснованных методов работы по устранению речевой недостаточности с учетом возраста и структуры дефекта;

• организация дифференцированной системы логопедической по­мощи;

• предупреждение появления вторичных нарушений речи.

Практический аспект логопедии состоит в предупреждении, выяв­лении и устранении речевых нарушений. Теоретические и практиче­ские задачи логопедии взаимосвязаны.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развитию творческих сил личности, устраняют пре­пятствия для социализации и приобретения знаний. Поэтому логопе­дия, являясь отраслью специальной педагогики, в то же время участ­вует в решении общепедагогических задач.

Под недостатками развития речи следует понимать отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Поня­тие о недостатках речевого развития у детей дошкольного возраста не только включает в себя состояние устной речи, но и предполага­ет во многих случаях сформированность других высших психических функций, определяющих готовность к овладению письменной фор­мой речи в школьном возрасте — письмом и чтением. Рассматрива­емые в дошкольной логопедии отклонения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток или на­рушение только с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой. Например, задержка развития фразовой речи в трехлетнем возрасте свидетельствует о системном нарушении речевой функции, в то время как дефекты произношения отдельных звуков в период от 4 до 5 лет рассматриваются как допустимые в период активного формирования фонетически правильной устной речи.

5 Методы логопедии как науки принято рассматривать в следующих группах:

• первая группа — организационные методы (изучение речевых и неречевых процессов в динамике; сравнительный анализ данных о развитии речи; комплексный анализ);

• вторая группа — эмпирические методы (наблюдение, различные виды экспериментального изучения речевых и неречевых процессов, применение психодиагностических тестов, анкетирование; беседы, интервью; сбор анамнестических данных и проч.);

• третья группа — количественные методы (различные виды ко­личественно-качественной, в том числе компьютерной, обработки и анализа данных, полученных эмпирическим путем в процессе, напри­мер, наблюдения, эксперимента, тестирования и проч.);

• четвертая группа — интерпретационные методы, направленные на выявление и определение связей между изучаемыми явлениями в ходе речевого и неречевого развития детей.

Направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, составляю­щими метод логопедической науки: 1) принципом развития; 2) прин­ципом системного подхода; 3) принципом рассмотрения речевых на­рушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического раз­вития. Эти принципы были сформулированы Р. Е. Левиной в 60-х гг. прошлого столетия.

6 Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Для правильной оценки генезиса того или иного отклоне­ния, как отмечал Л. С. Выготский, следует различать причины проис­хождения изменений развития, характер этих изменений, их последо­вательное появление и образование, а также причинно-следственные зависимости между ними.

Для осуществления генетического причинно-следственного ана­лиза необходимо представлять и учитывать комплекс условий, необ­ходимых для полноценного формирования речевой функции на ка­ждом этапе ее развития.

Принцип системного подхода. В сложном строении речевой деятель­ности различают проявления, составляющие звуковую, т. е. произно­сительную, сторону речи, фонематические процессы, лексику и грам­матический строй. При нарушениях речи могут пострадать все или некоторые из этих компонентов. Одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушениях звукопро- изношения и внятности речи без каких-либо сопутствующих проявле­ний. Другие отклонения затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в неточно­стях различения звуков, дефиците фонематических представлений, недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за со­бой в школьном возрасте нарушения чтения и письма. Значительную группу составляют сложные по структуре нарушения, которые охва­тывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматиче- скую системы и выражаются в общем недоразвитии речи.

Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи и грамотно определять направления логопеди­ческого воздействия. Раннее распознавание возможных отклонений как в устной, так и в дальнейшем в письменной речи позволяет пре­дупреждать их с помощью педагогических приемов.

Изучение структуры нарушения речи предполагает, таким обра­зом, анализ связей, существующих между различными компонентами языковой системы, понимание значимости этих связей.

Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с дру­гими сторонами психического развития. Речевая деятельность ребенка формируется и функционирует в тесной связи с его психическим раз­витием, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявля­ются не только в нормальном, но и в аномальном развитии.

Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сто­ронами психической деятельности помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого де­фекта и в его устранении. Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопеду необходимо воздействовать на те откло­нения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности.

Специальное обучение в логопедии тесно связано с коррекцион- но-воспитательным воздействием, направление и содержание которо­го определяются зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка.

Логопедия имеет тесные междисциплинарные связи с другими науками, прежде всего с психологией, педагогикой, лингвистикой, психолингвистикой, языкознанием, физиологией речи, различными областями медицины (в том числе нейронаукой).

Комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений предполагает знание теоретических достижений каждой из вышеназ­ванных отраслей науки, координированную разработку практических мероприятий.

Широко используются в логопедии данные психологии мышле­ния, восприятия, памяти. Лингвистическую основу логопедии состав­ляют фонологическая теория языка, учение о сложной структуре ре­чевой деятельности, о процессе порождения речевого высказывания.

Необходимость хорошо представлять причины, механизмы и сим­птоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др. определяет связь логопе­дии с медициной (психиатрия, неврология, отоларингология и др.). Логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касаю­щихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций ребенка, особенностей поведения в коллективе.

Коррекция речевых дефектов у детей осуществляется методами об­учения и воспитания. Большое значение имеет умелое использование дидактических принципов, разработанных в общей и дошкольной пе­дагогике.

В логопедии разработаны различные формы воздействия: воспи­тание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация. В дошкольной логопедии преимущественно используют­ся воспитание, обучение, коррекция, компенсация, абилитация.

Огромное значение для осуществления полноценного логопедиче­ского воздействия имеет уровень педагогической квалификации вос­питателя и логопеда. Работая со сложным контингентом детей, педа­гог должен обладать профессиональными компетенциями в области логопедии, коррекционной педагогики, специальной психологии, хо­рошо знать психологические особенности.детей, проявлять терпение и любовь к детям, постоянно чувствовать ответственность за успех их обучения, воспитания и полноценной интеграции в социум.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.