|
|||
Раздел 1 Теоретические основы логопедииЛекция 1 Раздел 1 Теоретические основы логопедии Тема 1 Логопедия, предмет, задачи, методы. 1. Понятие «Логопедия» 2. Предмет логопедии. 3. Задачи логопедии 4. Формы речи. Основные задачи дошкольной логопедии. 5. Методы логопедии. 6. Принципы логопедии. 1. Логопедия – наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Логопедия – раздел специальной педагогики. Термин «логопедия» - с греческого «логос» - слово, речь; «пейдео» - воспитываю, обучаю. Т.О. перевод – воспитание речью. 2. Предметом логопедии – изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии. Логопедия | |||
Дошкольная логопедия | Школьная логопедия | Логопедия взрослых | |
наука об изучении, исправлении и предупреждении нарушений речи у детей дошкольного возраста. | направленная на выявление, преодоление и профилактику речевых нарушений у детей школьного возраста. | наука, ориентированная на изучение, коррекцию и компенсацию речевых расстройств у взрослых людей. |
В дошкольной логопедии большое внимание уделяется изучению закономерностей формирования речевой деятельности ребенка с отклонениями в развитии и направленности его обучения и воспитания на реализацию речевых умений в различных коммуникативных условиях.
Цель – охарактеризовать речевые, коммуникативные и психические особенности детей с различными нарушениями речи и раскрыть специфику содержания и методов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.
Ориентирована на особый контингент с ОВЗ, имеющих первичные нарушения речи, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза речевых, психологических или физиологических механизмов при сохранном слухе, зрении и интеллекте.
Предметом дошкольной логопедией – процесс развития и формирования при различных отклонениях от нормального онтогенеза в условиях целенаправленного логопедического взаимодействия.
3. К основным задачам логопедии относится
1. Исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития.
2. Разработка методов ранней диагностики речевых расстройств и, соответственно, педагогической типологии недоразвития речи в дошкольном возрасте.
3. Определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения детей дошкольного возраста родному языку и полноценному речевому развитию.
Частные задачи решаются при разработке специальных программ для детей с различной структурой и выраженностью речевого нарушения; при создании дидактических пособий, системы коррекционно-развивающих занятий и специально разработанных упражнений; метод. Рекомендации для ДОУ, для родителей.
Дошкольная логопедия сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину относительно не давно благодаря научным дисциплинам в области физиологии и психологии речи, а также обобщению эмпирического опыта, накопленного специалистами, работающими в дифференцированной системе коррекционной помощи с отклонениями речевого развития.
Роза Евгеньевна Левина – логопед, основа разработана.
Алексей Алексеевич Леонтьев, Александр Романович Лурия – сложная структура речевой деятельности.
4. Формы речи. Задачи дошкольной логопедии.
Различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает следующие виды: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалогическая речь — психологически наиболее простая и естественная форма речи — возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
Отличительными чертами диалогической речи являются:
1 эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;
2 ситуативность, т.е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются.
Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.
Монологическая речь — последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли, грамматически правильное оформление, выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности.
При отклонениях речевого развития от нормы монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте (Р.Е. Левина, 1961). При недоразвитии устной речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.
Внутренняя форма речи (речь «про себя») — это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет план высказывания. Внутренняя речь отличается по своей структуре предикативностью, свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения, т.е. имеет особое синтаксическое и семантическое строение при отсутствии фонетического оформления.
В онтогенезе внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления.
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур (Л.С. Выготский).
На этой основе осуществляется внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматической структурой, т. е. оформляется звучащая речь. Данный процесс может существенно нарушаться в любом из названных звеньев у детей и взрослых, имеющих недостаточный речевой опыт или выраженную патологию речи.
В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.
Коммуникативная функция речи выражается в обеспечении процесса общения людей речевыми средствами. Обобщающая функция речи понимается как закрепление с ее помощью не только узкой, частной информации об окружающем мире, но ее систематизация, классификация, детализация через речь.
Регулирующая функция речи трактуется как возможность с помощью речи регулировать высшие психические функции ребенка и его поведение.
Основные задачи дошкольной логопедии состоят в следующем:
• раннее и своевременное выявление речевых нарушений у детей;
• изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;
• определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного возраста;
• исследование структуры речевых нарушений и взаимосвязи речевых расстройств и психического развития ребенка;
• разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии речевых расстройств;
• разработка научно обоснованных методов работы по устранению речевой недостаточности с учетом возраста и структуры дефекта;
• организация дифференцированной системы логопедической помощи;
• предупреждение появления вторичных нарушений речи.
Практический аспект логопедии состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии взаимосвязаны.
Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развитию творческих сил личности, устраняют препятствия для социализации и приобретения знаний. Поэтому логопедия, являясь отраслью специальной педагогики, в то же время участвует в решении общепедагогических задач.
Под недостатками развития речи следует понимать отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Понятие о недостатках речевого развития у детей дошкольного возраста не только включает в себя состояние устной речи, но и предполагает во многих случаях сформированность других высших психических функций, определяющих готовность к овладению письменной формой речи в школьном возрасте — письмом и чтением. Рассматриваемые в дошкольной логопедии отклонения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток или нарушение только с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой. Например, задержка развития фразовой речи в трехлетнем возрасте свидетельствует о системном нарушении речевой функции, в то время как дефекты произношения отдельных звуков в период от 4 до 5 лет рассматриваются как допустимые в период активного формирования фонетически правильной устной речи.
5 Методы логопедии как науки принято рассматривать в следующих группах:
• первая группа — организационные методы (изучение речевых и неречевых процессов в динамике; сравнительный анализ данных о развитии речи; комплексный анализ);
• вторая группа — эмпирические методы (наблюдение, различные виды экспериментального изучения речевых и неречевых процессов, применение психодиагностических тестов, анкетирование; беседы, интервью; сбор анамнестических данных и проч.);
• третья группа — количественные методы (различные виды количественно-качественной, в том числе компьютерной, обработки и анализа данных, полученных эмпирическим путем в процессе, например, наблюдения, эксперимента, тестирования и проч.);
• четвертая группа — интерпретационные методы, направленные на выявление и определение связей между изучаемыми явлениями в ходе речевого и неречевого развития детей.
Направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, составляющими метод логопедической науки: 1) принципом развития; 2) принципом системного подхода; 3) принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Эти принципы были сформулированы Р. Е. Левиной в 60-х гг. прошлого столетия.
6 Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Для правильной оценки генезиса того или иного отклонения, как отмечал Л. С. Выготский, следует различать причины происхождения изменений развития, характер этих изменений, их последовательное появление и образование, а также причинно-следственные зависимости между ними.
Для осуществления генетического причинно-следственного анализа необходимо представлять и учитывать комплекс условий, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом этапе ее развития.
Принцип системного подхода. В сложном строении речевой деятельности различают проявления, составляющие звуковую, т. е. произносительную, сторону речи, фонематические процессы, лексику и грамматический строй. При нарушениях речи могут пострадать все или некоторые из этих компонентов. Одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушениях звукопро- изношения и внятности речи без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие отклонения затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в неточностях различения звуков, дефиците фонематических представлений, недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за собой в школьном возрасте нарушения чтения и письма. Значительную группу составляют сложные по структуре нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматиче- скую системы и выражаются в общем недоразвитии речи.
Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи и грамотно определять направления логопедического воздействия. Раннее распознавание возможных отклонений как в устной, так и в дальнейшем в письменной речи позволяет предупреждать их с помощью педагогических приемов.
Изучение структуры нарушения речи предполагает, таким образом, анализ связей, существующих между различными компонентами языковой системы, понимание значимости этих связей.
Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Речевая деятельность ребенка формируется и функционирует в тесной связи с его психическим развитием, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии.
Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта и в его устранении. Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопеду необходимо воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности.
Специальное обучение в логопедии тесно связано с коррекцион- но-воспитательным воздействием, направление и содержание которого определяются зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка.
Логопедия имеет тесные междисциплинарные связи с другими науками, прежде всего с психологией, педагогикой, лингвистикой, психолингвистикой, языкознанием, физиологией речи, различными областями медицины (в том числе нейронаукой).
Комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений предполагает знание теоретических достижений каждой из вышеназванных отраслей науки, координированную разработку практических мероприятий.
Широко используются в логопедии данные психологии мышления, восприятия, памяти. Лингвистическую основу логопедии составляют фонологическая теория языка, учение о сложной структуре речевой деятельности, о процессе порождения речевого высказывания.
Необходимость хорошо представлять причины, механизмы и симптоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др. определяет связь логопедии с медициной (психиатрия, неврология, отоларингология и др.). Логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций ребенка, особенностей поведения в коллективе.
Коррекция речевых дефектов у детей осуществляется методами обучения и воспитания. Большое значение имеет умелое использование дидактических принципов, разработанных в общей и дошкольной педагогике.
В логопедии разработаны различные формы воздействия: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация. В дошкольной логопедии преимущественно используются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, абилитация.
Огромное значение для осуществления полноценного логопедического воздействия имеет уровень педагогической квалификации воспитателя и логопеда. Работая со сложным контингентом детей, педагог должен обладать профессиональными компетенциями в области логопедии, коррекционной педагогики, специальной психологии, хорошо знать психологические особенности.детей, проявлять терпение и любовь к детям, постоянно чувствовать ответственность за успех их обучения, воспитания и полноценной интеграции в социум.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|