Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры



 

Психологические науки ВАК 19.00.00 ВАК 13.00.04
код название
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
19.00.02 Психофизиология
19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика
19.00.04 Медицинская психология
19.00.05 Социальная психология
19.00.06 Юридическая психология
19.00.07 Педагогическая психология
19.00.10 Коррекционная психология
19.00.12 Политическая психология
19.00.13 Психология развития, акмеология

 

Шифр специальности:

19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии

Формула специальности:

Содержанием специальности 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» является исследование фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения, и функционирования психики человека и животных, сознания, самосознания и личности; применение этих закономерностей для решения практических задач диагностики, консультирования, экспертизы, профилактики аномалий личности; исторический и методологический анализ психологических теорий, концепций и воззрений, разработка исследовательской и прикладной методологии, создание методов психологического исследования и практической работы.

Области исследований:

1. Психическая жизнь и поведение человека. Соотношение поведения и деятельности. Детерминанты, определяющие психическую жизнь и поведение человека.

2. Разработка и анализ основ общепсихологического и историко-психологического исследования.

3. Эволюция психики в филогенезе.

4. Особенности психики и поведения разных видов животных.

5. Происхождение и развитие сознания и деятельности человека в антропогенезе, социогенезе и персоногенезе.

6. Историческое развитие психических процессов, сознания и личности.

7. Психофизическая проблема.

8. Сознание и познавательные процессы. Когнитивная психология.

9. Мышление, воображение. Эмоционально-смысловая регуляция мышления. Практическое мышление в сложных системах.

10. Ощущение и восприятие. Формирование перцептивных образов. Восприятие пространства, времени и движения. Мотивационная и смысловая регуляция восприятия. Образ мира: его структура и особенности.

11. Построение моделей психической реальности. Требования к психологическим моделям. Возможности моделирования психической реальности. Малопараметрические модели.

12. Внимание и память. Феноменология, основные теории и методы исследования внимания и памяти.

13. Психологические проблемы общения и коммуникации. Психолингвистика.

14. Психосемантика. Психология субъективной семантики. Психосемиотика. Психология смысла. Смысловая регуляция поведения личности. Психология экзистенциальных проблем. Психология жизни и смерти.

15. Эмоциональные процессы и состояния. Эмоциональная регуляция познавательных процессов и деятельности. Экспрессия человека. Семантика выражения эмоций. Телесные корреляты эмоций. Передача эмоциональных состояний. Диагностика эмоциональных состояний. Диагностика аффекта. Эмоциональная напряженность, фрустрация, стресс. Реакция на фрустрацию. Психология чувств. Психология переживания

16. Волевые процессы. Структура воли. Воля и целеполагание. Феномен борьбы мотивов.

17. Мотивация, ее механизмы, формирование и функционирование. Потребности, мотивы, личностные ценности и ценностные ориентации, интересы, стремления. Нравственные ориентации. Классификация и диагностика потребностей и мотивов. Влияние мотивации на деятельность и познавательные процессы. Смыслообразование. Мотивация достижения. Мотивация служения. Направленность и ее системообразующая роль.

18. Сознание. Мировоззрение и смысложизненное самоопределение. Рефлексивные процессы. Состояния сознания. Измененные состояния сознания.

19. Бессознательное. Психологическая защита. Психология половых различий. Психология сексуальности.

20. Временная перспектива. Психологическое время. Антиципация и образы будущего. Вероятностное прогнозирование.

21. Психомоторные процессы. Время и точность реакции. Обратная связьв исполнительных процессах.

22. Операции, их освоение. Формирование и перенос навыка. Моторные структуры.

23. Деятельность, ее генезис, структура, динамика и регуляция. Виды деятельности. Психология активности. Надситуативная активность.

24. Действия. Цели и целеобразование. Задачи в структуре деятельности. Принятие решений. Уровень притязаний. Психология ошибки.

25. Способности. Одаренность. Талант и гениальность, их природа. Творчество, его психологические механизмы (художественное, научное, техническое и другие виды творчества). Развитие способностей.

26. Система ментальных качеств и их диагностика: способности, одаренность, интеллект, талант, гениальность.

27. Психогенетика и психология индивидуальных различий. Генетические предпосылки способностей.

28. Темперамент и характер. Диагностика темперамента. Структура и типология характера. Акцентуация характера, их диагностика.

29. Жизнестойкость, устойчивость и ситуативная обусловленность поведения. Черты личности, их диагностика. Психометрика. Конструирование и апробация опросников личностных черт.

30. Индивидуальный стиль деятельности. Стили общения, активности, саморетуляции. Когнитивные стили и когнитивный контроль. Эмоциональные стили.

31. Структура личности. Проблема индивидуальных различий и типология личности. Духовно-нравственная сфера личности. Соотношение внутреннего и внешнего мира человека. Направленность личности, жизненные и ценностные ориентации. Самосознание и самооценка. Образ Я. Идентичность личности. Поступок как личностная категория Движущие силы развития личности. Самоактуализация личности. Личностная зрелость. Норма и патология личности, Психологическое здоровье личности.

32. Индивид, личность, индивидуальность.

33. Проблема субъекта в психологии.

34. Жизненный путь, его структура и периодизация. Субъективная картина жизненного пути. Жизненная цель, жизненная задача, жизненный выбор. Образ жизни и стиль жизни.

35. Психология отношений. Психология установки.

36. Социальное конструирование психологических понятий. Психология научных открытий. Влияние социокультурного и исторического контекста на развитие психологических воззрений. Психологические воззрения в донаучный период развития психологии. История отечественной и зарубежной психологии. История отечественной и зарубежной психологии. Взаимообусловленность мировоззрения исследователя и его психологических воззрений.

37. Историческая психология. Этнопсихология.

38. Психология культурных явлений. Восприятие искусства и формирования художественных образов. Индивидуальные особенности восприятия искусства и художественной литературы.

39. Психологические процессы переработки информации. Информационные технологии и их влияние на сознание, и личность человека. Человек в системах искусственного интеллекта. Информационные и эмоциональные аспекты взаимодействия человека с компьютером. Познавательные процессы и общение в компьютерных сетях.

40. Методология и методы исследования в психологии. Основные теории и концепции развития деятельности, бессознательного, сознания и личности в психологической науке.

41. Теория и методология психологической науки. Взаимосвязь идеологии, методологии и теории. Разработка методов диагностики психических реальностей. Критерии оценки психологических теорий.

Отрасль наук:

психологические науки

 

Шифр специальности:

19.00.02 Психофизиология

Формула специальности:

Содержанием специальности 19.00.02 – «Психофизиология» является физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Области исследований:

1. История и методология психофизиологии:

- психофизиология как наука о физиологических механизмах психических явлений и состояний. Проблема взаимосвязи между психическим и физиологическим. Законы психогенеза. Методология исследований в психофизиологии, системный подход и синергетика.

- психофизиология в системе наук о человеке. Психофизиология и нейронауки;

- ключевые проблемы психологии, (психофизическая, психофизиологическая, психогностическая, психосоциальная) и психофизиология.

2. Методы психофизиологии:

- организация психофизиологического исследования, его этапы. Специфика психофизиологического исследования. Особенности применения методов смежных наук в психофизиологии Проблема интерпретации физиологических данных в психологических терминах;

- методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов в психофизиологии;

- связанные с событиями потенциалы мозга в психофизиологическом исследовании;

-методы многомерного анализа в психофизиологии;

- психофизические методы в психофизиологии;

- методы спектрального анализа биоэлектрической активности мозга в психофизиологии;

- локализация источников генерации ЭЭГ и вызванных потенциалов с использованием методов дипольного моделирования в психофизиологическом исследовании;

- методы картирования структур и функций мозга в психофизиологии: функциональный ядерно-магнитный резонанс; позитронно-эмиссионная томография; магнитоэнцефалоскопия; локальный мозговой кровоток;

- методы совмещения данных о фокусе биоэлектрической активности мозга, получаемых методом дипольного моделирования, со структурными томограммами мозга;

- компьютерное обеспечениепсихофизиологического эксперимента;

- методы исследования нейронной активности в психофизиологии;

- косвенные (периферические) методы исследования функций мозга (ЭКГ, ЭМГ, ЭОГ, пневмография и др.);

- методы воздействия на мозг и организм (биологическая обратная связь, сенсорные, электрические, магнитные воздействия и др.);

- моделирование психических явлений;

-системная психофизиология (теория функциональных систем; механизмы системной детерминации активности нейрона и мозга; системогенез.

3. Классификация психических явлений и психофизиология.

Физиологическая база основных психических явлений. Локализационизм (атомизм) и структурализм (динамизм). Физиологические основания классификации психических явлений по временному критерию (процессы, состояния, свойства), по психическим сферам. Психическое явление как форма существования индивидуального сознания и его физиологическое основание. Категориальный строй психологии и психофизиология.

4. Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов:

-исследование и моделирование механизмов передачи информации в сенсорных системах;

-«перцептивные пространства» и их использование в психофизиологии

для интеграции данных нейрофизиологии и психологии;

-психофизиология целостного восприятия («гештальт-психофизиология»);

-механизмы константности восприятия;

-механизмы взаимодействия перцептивных (сенсорных) систем;

-механизмы соотношения врожденных и приобретенных форм (механизмов) в процессах восприятия;

-механизмы формирования сенсорных и перцептивных (сенсорноперцептивных) систем в онтогенезе, роль активирующих систем;

-сенсомоторная интеграция в процессах обнаружения и распознавания.

5. Функциональные состояния человека, эмоции, стресс и адаптация:

-механизмы регуляции функциональных состояний человека;

-механизмы ритмической активности мозга;

-психофизиология сна;

-психофизиология эмоциональных состояний;

-механизмы выражения (экспрессии) эмоций;

-психофизиология стресса;

-психофизиология функциональных резервов организма;

-психофизиология адаптации и работоспособности.

6. Когнитивная психофизиология:

-механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций;

-механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс;

-механизмы произвольного внимания;

-внимание и модулирующие системы мозга;

-психофизиология памяти;

-механизмы рабочей памяти;

-механизмы декларативной и процедурной памяти;

-нейронные механизмы памяти;

-механизмы речи, развитие речи;

-межполушарная асимметрия и речь;

-мышление и функциональная асимметрия мозга;

-механизмы интеллектуальных функций;

-психофизиология нарушений речи и мышления.

7. Системная психофизиология:

-теория функциональных систем;

-механизмы системной детерминации активности нейрона;

-системогенез;

-стохастические и динамические свойства больших интерактивных систем.

8. Психофизиология развития и обучения:

-механизмы формирования навыков;

-психофизиология развития сенсорных и двигательных систем в онтогенезе;

-психофизиология специализации межполушарных отношений в онтогенгезе;

-нейронные механизмы пластичности;

-участие генома в механизмах пластичности;

-механизмы формирования способностей;

-связь формирования структур мозга в онтогенезе с половыми и возрастными особенностями психических процессов и состояний;

-психофизиология процессов развития и старения;

-психофизиология речевого и интеллектуального развития;

-психофизиология эмоционального развития;

-депривация и нейропсихическоеразвитие;

-обогащенная среда и нейрогенез;

-системная психофизиология научения.

9. Физиологические основы осознаваемых и не осозноваемых форм психического отражения:

-психофизиологические парадигмы исследования сознания;

-психофизиологические и нейрофизиологические механизмы сознания;

-сознание и модулирующие системы мозга;

-осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга;

-механизмы сознания и установка;

-психофизиология защитного и овладевающего поведения.

10. Психофизиологические механизмы движения:

-механизмы инициации движения;

-механизмы управления движением;

-механизмы программирования и коррекции движений;

-механизмы формирования схемы тела и системы внутреннего представления;

-механизмы движений глаз;

-функции движений глаз в процессах восприятия.

11. Психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология):

-физиологические основы индивидуальных различий;

-механизмы соотношения общих свойств нервной системы и целостные характеристики индивидуальности;

-психофизиология темперамента;

-психофизиология характера;

-генетические основы индивидуальных различий в психофизиологических свойствах и состояниях;

-психофизиологические механизмы формирования индивидуальных различий;

-биохимические основы индивидуальных различий.

12. Психофизиология общения:

-биологические основы социального (просоциального) поведения (доминирование, иерархия, альтруизм) и асоциального поведения (агрессия) человека;

-психофизиологический статус лидера и подчиненного;

-механизмы вербальной и невербальной форм коммуникаций;

-психофизиология агрессии;

-психофизиология восприятия лица, просодических свойств речи;

-психофизиология витальных функций: сексуальное поведение, питание, самосохранение, психофизиология инстинктивного поведения.

13. Прикладная психофизиология:

-эргономическая психофизиология;

-психофизиология профотбора и профпригодности;

-психофизиология работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности;

-психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности;

-диагностика функциональных состояний;

-механизмы формирования наркотической зависимости;

-психофизиология взаимодействия «человек – компьютер»;

-психофизиологическая диагностика тревожности, стрессоустойчивости и выявление групп риска;

-психофизиологическая оценка эмоционального воздействия рекламы;

-психофизиология в системе компьютерного обучения;

-психофизиологическая коррекция функциональных состояний, биологическая обратная связь;

-психофизиологическая экспертиза биологически активных соединений.

Отрасль наук:

биологические науки

медицинские науки

психологические науки

 

Шифр специальности:

19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика

Формула специальности:

Содержанием специальности 19.00.03 – «Психология труда, инженерная психология, эргономика» в области психологических наук является исследование и разработка (проектирование, развитие, оптимизация) системы «человек (или группа людей) – средство труда (физическое или информационное) – предмет труда (воздействия, управления или пользования) – среда (физическая, информационная, социальная)» и процесса деятельности человека как субъекта – ведущего компонента системы, в различных условиях: внутренних (уровень интенсивности, экстенсивности и экстремальности деятельности) и внешних (экологических, технических, социальных, экономических, культурных). Труд понимается в широком смысле как производство людьми ценностей при взаимодействии с системами природы и культуры (в широком смысле слова), то есть, к сфере труда относятся не только профессиональные виды деятельности.

Объектом исследования и разработки являются психическая сфера (включая, психофизиологические составляющие) человека, как субъекта труда (индивидуального, группового), психологически значимые свойства неодушевленных компонентов эргатической системы в разнообразных условиях среды. При этом среда понимается как более широкая (включающая предметные, социальные, организационные, гигиенические, эстетические составляющие, факторы безопасности труда и подобное) социально и экономически обусловленная система видов труда в обществе.

Области исследований:

1. Методологические основы изучения процессов развития человека как субъекта труда (работника), психологического содержания и закономерностей его трудовой деятельности.

2. Изучение теории психологических основ трудовой деятельности, классификация, проектирование трудовых постов, организационных условий профессий как областей приложения духовных и физических сил людей; анализ требований, предъявляемых видами труда к личным качествам людей (включая вопросы работы человека в сложных, высокотехнологичных автоматизированных системах и системе интернет); разработка профессиограмм разного назначения (в том числе, в интересах разработки образовательных стандартов) и обоснования требований, предъявляемых разными видами труда к свойствам психики людей.

3. Изучение профессионально ценных свойств (качеств) психики людей по отношению к определенным классам и видам труда: особенности личности, в том числе, ее направленность на определенный класс труда, ценностные ориентации, потребности, установки и мотивы, характерологические особенности, свойства познавательных, творческих и психомоторных процессов, эмоциональной и рациональной регуляции индивидуальной и коллективной деятельности, движений.

4. Изучение своеобразия психического склада (типичного и индивидуального) представителей разнотипных видов труда, профессий, профессиональных общностей (склад ума, особенности образа мира, установки на творческий или исполнительский труд, производительную или потребительную мотивацию труда, индивидуальный и групповой стиль работы и подобное).

5. Условия и способы установления взаимного соответствия свойств психики человека и требований трудовой деятельности разного вида (профессиональный отбор и подбор, самовоспитание и саморегуляция работников; психологические аспекты подготовки и переподготовки работников, расстановки кадров сообразно их личным качествам). Методы, процедуры, критерии оценки, аттестации работников. Психологические основы и средства компенсации слабо выраженных у работников профессионально ценных свойств психики.

6. Теория и методы исследования профессионального мастерства и операционально-смысловых структур профессионального опыта (пространственных, временных, технологических, социальных). Психологические условия и способы формирования профессионализма работника как совокупности компетенций, духовных, нравственных и мировоззренческих основ человека как субъекта труда; трудовая мотивация, системы психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в разных профессиях и на разных этапах трудовой жизни.

7. Проявления психики в сложных и опасных профессиях (включая военную и боевую деятельность, ошибки и отказы в деятельности по психологическим причинам, приводящие к снижению ее эффективности, к авариям, происшествиям, катастрофам, способы устранения этих причин, невротические срывы работников, профессиональные деформации личности, способы их предотвращения); формирование профессиональной и личностной надежности работников опасных профессий, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

8. Формирование профессиональной и человеческой (личностной) надежности представителей опасных профессий, условия и способы психологического обеспечения безопасности труда в разных видах труда (включая психологическую безопасность, как сохранение оптимальных состояний работников, их психического здоровья).

9. Психологические особенности деятельности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов разного типа, лиц пожилого возраста, лиц с выраженными акцентуациями характера), психологическое обеспечение их трудоустройства (консультирование, профориентация, профотбор), способы поддержания их работоспособности, специфические требования к средствам труда, трудовым постам, внутренним и внешним условиям деятельности).

10. Изучение психологических условий и путей установления взаимного соответствия личных качеств человека и требований профессии (самовоспитание и саморегуляция профессионалов, их консультирование; психологические вопросы переподготовки работников, проектирование средств труда и производственной среды сообразно психологическим особенностям и жизненным ориентациям человека, расстановка кадров сообразно их личным качествам, профподбор, профотбор ит.д.).

11. Психологические аспекты смены профессий, способы оптимизации возникающих при этом внутрисубъектных состояний (применительно к случаям вынужденной перемены вида труда при частичной утрате трудоспособности, в случаях безработицы, существенных изменений привычных трудовых постов, средств и условий труда в связи с научно-техническим прогрессом и социально-экономическими трансформациями); предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а так же профессиональныхрисковвразличныхвидахдеятельности.

12. Допрофессиональное развитие человека, формирование его как субъекта труда (возрастные закономерности развития психики в части формирования профессионально ценных свойств, психологические основы трудового воспитания, обучения, профориентации, профконсультирования, психологической помощи молодым людям при планировании ими трудового жизненного пути); закономерности трудового развития человека на начальных этапах антропогенеза, онтогенеза; установление периодов, границ сенситивности психики человека к развитию в качестве субъекта труда.

13. Особенности изменений свойств психики человека как субъекта труда на разных этапах трудовой жизни (включая кризисы профессионального развития, связанные с профессиональным «выгоранием», сменой вида труда, уходом от привычной активной трудовой деятельности; проведение психологической реабилитации и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников, способы предотвращения или снижения выраженности возникающих при этом неблагоприятных психических состояний); посттрудовая адаптация, связаннаяспрекращениемтрудовойдеятельности.

14. Закономерности информационного взаимодействия человека и технических устройств (в том числе, автоматизированных рабочих мест, компьютеров, мобильных телефонов и подобное), их использование для проектирования или оптимизации психологических структур деятельности и разработки их информационного обеспечения; построение моделей пользователей компьютеров как основы разработки «дружественных» интерфейсов.

15. Психологические основы изучения, разработки методов, процедур оценки, аттестации, диагностики профессиональной компетентности и профессионально важных качеств специалистов, повышения их квалификации, в том числе разработка концепций соответствующих учебных центров на основе психологического моделирования деятельности специалистов по решению ими трудовых задач (включая деятельность с использованием компьютерных технологий); изучение этапов, стадий развития, формирования человека как субъекта труда на разных возрастных этапах (включая вопросы кризисов профессионального развития, в частности, и в возрасте «отставки», ухода от привычной активной трудовой деятельности).

16. Психологические проблемы конструирования, эксплуатации и производства сложных технических систем, проектирование средств труда (включая компьютеры и средства связи) и производственной среды сообразно психологическим особенностям человека. Психологические проблемы оптимизации использования компьютерных и коммуникационных систем, изучение особенностей функционирования операторов и операторских групп («команд»), включенных в управление сложными автоматизированными системами; разработка методов оптимизации их работы (на основе анализа процессов делового общения, распределения трудовых функций, координации движений, согласования, исполнения решений, формирования опыта работы в команде и подобное).

17. Изучение и проектирование процессов формирования трудовых компетенций, в том числе путем тренажерной подготовки операторов для работы в сложных, высокотехнологичных системах, обучения работников стилю принятия решений в условиях неопределенности, конфликта, ситуациях неизбежного риска, тренажерной подготовки операторов для работы в сложных, высокотехнологичных системах.

18. Психологические основы организации рабочего пространства (трудовых постов, рабочих мест) работника и групп работников (геометрические параметры пространства, компоновка средств труда и вспомогательного оборудования, организация информационных потоков; для групп – размещение членов группы), а также гигиенических условий в этом пространстве.

19. Психологические особенности совместной деятельности работников в группе, комплектование групп по психологическим критериям, распределение функций между работниками, пути оптимизации деятельности (на основе анализа процессов делового общения, согласования и исполнения решений, формирования благоприятного психологического климата в группе и подобное).

20. Исследование психологического содержания стадий развития организации, оценка необходимости и фасилитация организационных изменений, управление изменениями. Комплексное психологическое проектирование организаций. Психологические особенности деятельности работников в организационных системах, обусловленные, в том числе, взаимодействием между руководителями и подчиненными; условия возникновения производственных конфликтов и способы их конструктивного разрешения. Приемы психологического воздействия в процессе руководства людьми. Психологическое обеспечение оптимизации организационных структур в сфере труда.

21. Вопросы синтеза эргономических и антропологических (в частности антропометрических) подходов в целях оптимизации работы операторов и операторских групп, команд профессионалов, обеспечения оптимальной гигиенической (в широком смысле слова, включая и психогигиену) производственной среды; изучение, оценка и проектирование средств отображения информации об управляемых объектах и органов, средств управления объектами сообразно особенностям психики людей (включая и управление в организационных — социальных — системах); психологические проблемы построения критериев экспертного оценивания объектов, эргономического обеспечения организации рабочих мест, их материально-технического оснащения; разработка технических заданий на проектирование и создание нестандартного психологического инструментария и средств технического оснащения работы психолога - практика.

22. Изучение психологических и медико-социальных проблем, порожденных технологическим прогрессом. Оценка качества рабочей жизни. Изучение психологических факторов профессионального здоровья. Функциональные состояния работника в процессе трудовой деятельности; диагностика, коррекция, профилактика неблагоприятных состояний; психологические основы изучения, проектирования и оптимизация режимов труда и отдыха в разных видах деятельности, организации активного и пассивного отдыха.

23. Изучение, оценка и оптимизация трудовых процессов в разных профессиях, классификация и оптимизация субъективных (концептуальных, образных, интуитивных и т.п.) моделей управляемых, обрабатываемых объектов, производственных ситуаций в работе различных профессионалов. Оптимизация временной, пространственной и технологической структуры трудовой деятельности.

24. Своеобразие мышления (решения задач) представителями разнотипных профессий, построения движений (в частности невербальной экспрессии) в разных видах труда. Практическое (экспертное) мышление.

25. Изучение cоцио-технических (организационно-технологических) систем, их особенностей и условий эффективного функционирования: задач и структуры организаций, характеристик технологий, дизайна трудовой деятельности, организационной культуры, коммуникации. Функционирование человека, взаимодействие работников и управление коллективом в распределенных организационных системах с использованием современных информационных технологий (включая ситуации неопределенности, неизбежного риска, производственных конфликтов и поиска путей их конструктивного разрешения), психологическое обеспечение оптимизации организационных структур в сфере труда, оптимизация процессов принятия решений профессионалами (включая вопросы психологической поддержки обучения стилю принятия решений).

26. Психологические проблемы предпринимательства (как частного случая трудовой деятельности в современных условиях) и инновационной деятельности, маркетинга, рекламы, как разновидностей активности людей, вовлеченных в хозяйственную деятельность (включая вопросы производства рекламной продукции на основе закономерностей познавательных процессов и личностных особенностей потребителей рекламируемых объектов).

27. Анализ и проектирование средств и условий труда (с учетом особенностей психики людей) в связи с развитием новых технологий (в том числе нанотехнологий и систем интернет) в разных профессиях: анализ ситуации, определение потребностей, диктующих необходимость изменений, формулирование ограничений и рисков проекта, планирование деятельности по подбору методов диагностики, интервенции и психологического сопровождения инноваций.

28. Исследование духовных основ профессионализма в интересах формирования человека как субъекта труда, осуществление профессиональной психологической подготовки, формирование морально-психологической готовности персонала (личного состава) к деятельности в повседневных и экстремальных условиях; оценка, классификация и оптимизация приемов и методов психологического воздействия в руководстве людьми, изучение и оптимизация явлений мотивации в труде, разработка систем психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в разных профессиях и на разных стадиях развития профессионалов.

29. Консультирование должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией служебной деятельности сотрудников, формированию в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата; проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации; оптимизация средств компенсации слабо выраженных у работников профессионально ценных качеств (вопросы компенсаторного профессионального приспособления, в частности при вынужденной перемене труда); организация работы персонала и совершенствование методического инструментария психологической службы; использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.

30. Психологические проблемы распределения ресурсов и обеспечения организаций ресурсами (трудовыми, материально-финансовыми, информационными, включая психологические аспекты анализа и проектирования коммуникационных сетей в организациях).

Отрасль наук:

психологические науки

 

Шифр специальности:

19.00.04 Медицинская психология

Формула специальности:

Содержанием специальности 19.00.04 – «Медицинская психология» является:

-изучение общих и частных психологических закономерностей изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития;

-выявление закономерностей влияния психических факторов на укрепление здоровья и формирование установок на здоровый образ жизни;

-анализ и выявление психических факторов, влияющих на возникновение, течение и преодоление болезней и других стойких состояний дезадаптации, на успешную социально-трудовую реабилитацию;

-повышение адаптационных ресурсов личности, гармонизация психического развития и межличностных отношений в процессах предупреждения заболеваний, собственно патологии, восстановительного лечения и реабилитации;

-изучение особенностей деятельности психологов в сфере здравоохранения (диагностика, экспертиза, психотерапия, психологическая коррекция, консультирование, и др.);

-разработка, адаптация и изучение эффективности методов психологической диагностики и психологического вмешательства;

-анализ направлений и этапов развития медико-психологических исследований.

Области исследований:

1. История и методология медицинской психологии.

-становление медицинской психологии как самостоятельной области научного знания;

-история развития медицинской психологии и ее отдельных направлений в России и за рубежом;

-теоретико-методологические подходы к пониманию психологической структуры болезни и организации терапевтического процесса;

-развитие методологии научных исследований в медицинской психологии: изучение проблем разграничения нормы и патологии, уровней здоровья, проблем развития и нарушений психики, соотношений биологического и психосоциального, психосоматического и соматопсихического; парадигмы психического здоровья; проблемы психической адаптации и компенсации;

-развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ медико-психологической диагностики и вмешательства;

-психологические особенности профессиональной деятельности медицинского психолога; деонтологические и этические проблемы работы психолога в медицинской психологии.

2. Патопсихология.

-проблема соотношений развития и нарушений психики, проблема нормы и патологии в патопсихологии; роль и соотношение психологических, биологических и социально-средовых факторов в этиологии и патогенезе различных психических расстройств;

-нарушения психических процессов и личности при различных психических расстройствах; генезис и структура патопсихологических синдромов; возрастной асп



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.