Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учебная дисциплина: Основы философии



Учебная дисциплина: Основы философии

Раздел рабочей программы: Теория философии

Тема занятия: Философские проблемы культуры

 Материал лекции

План.

1. Понятие «культура» и характеристика трёх этапов развития культуры в истории философии.

2. Философия об основных функциях культуры.

3. Основные   категории культуры

1. Слово культура — одно из самых популярных в рассуждениях о веч­ных философских проблемах. Существуют сотни различных опреде­лений культуры и десятки подходов к ее изучению. В самом общем смысле под культурой чаще всего понимают достижения науки и ис­кусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения. Слово «культура» появилось в латинском языке (сикига —возделы­вание, уход) и первоначально относилось к обработке земли. Римский оратор Цицерон впервые применил слово культура в переносном зна­чении для характеристики человеческого мышления: «Философия есть культура ума».

В наше время культуру изучает целый ряд наук: история, археоло­гия, этнография, антропология, религиоведение, социология, искусст­воведение и т. д. Каждая из этих наук выбирает свой ракурс в изуче­нии культуры, исследует одну из составляющих культуры в целом (например, политология изучает политическую культуру, а социоло­гия — культуру социальных отношений). На рубеже Х1Х-ХХ вв. воз­никла даже специальная наука о культуре — культурология, поставив­шая перед собой задачу изучения уже не отдельных элементов культуры, а культуры как системы. Ситуация диалога культур потребовала но­вых подходов в изучении культуры, таких, например, как социологи­ческий и антропологический. Несмотря на то что культура изучается как культурологией, так и рядом социальных и гуманитарных наук, сохраняет свое значение философский анализ культуры. Философия культуры давно уже стала необходимой органичной составной частью философского осмысления бытия, мира и человека в мире.

В истории философии культуры можно выделить три главных этапа.

Первый этап, начавшийся в античной философии и продлившийся до XVIII в., был временем зарождения знания о культуре. Ни в антич­ности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, ни даже в XVII в. культура как специфическое явление не становилась специально пред­метом изучения. Однако независимо от того, пользовались ли мысли­тели разных эпох понятием культура или же употребляли близкие по смыслу термины, такие как цивилизация или образование, обсуждае­мые проблемы оказывались необходимой частью философского зна­ния.

Вторым этапом стал этап превращения культуры в предмет само­стоятельного философского анализа. Процесс осмысления культуры философией осуществлялся внутри традиционных философских об­ластей и проблем: в теории познания, в философии человека, в соци­альной философии, этике и эстетике. Большинство мыслителей XVII- XVIII вв. были убеждены в огромных возможностях научного знания и создали целую программу совершенствования разума. Именно эта программа стала тем направлением в истории философии, которое имело непосредственное отношение к философии культуры.

Программа совершенствования разума обосновывалась в расчете на отдельного познающего субъекта, в то время как появившаяся на ру­беже XVII-XVIII вв. проблема «естественного и искусственного» привела мыслителей к обсуждению социальных проблем. Так, Т. Гоббс разграничивал естественное (существующее от природы) и искусст­венное (созданное людьми). Общество, как и государство, для него являются искусственно созданными для ограничения эгоистических интересов людей. Понимание культуры как искусственного вошло со­ставной частью во все последующие теории культуры. Мыслители XVIII в. (Руссо, Вико и Гердер) открыли историческое измерение культуры, обратив внимание на ее развитие.

Знание о культуре было столь же разнообразным, как и философ­ская мысль в целом: достаточно привести такие имена, как Гегель/Ниц­ше и Шпенглер на Западе и Данилевский, Розанов и Бердяев в России.

На третьем этапе стремление к научности достигает крайней степе­ни. Вместо обсуждения философских проблем отношения культуры к другим формам бытия, таким как природа, общество и человек, иссле­дователь обращается к анализу конкретных феноменов культуры (ис­торических, социальных, этнических). Наряду с философией культуры возникают конкретные исследования культуры в рамках специальных гуманитарных и социальных наук. Происходит становление особой науки — культурологии.

2. Социальная философия выделяет следующие функции культуры: социализирующая функция, коммуникативная функция, функция дифференциации и интеграции общества, знаково-коммуникативная функция, игровая функция

3.Поскольку искусство является формой эстетической деятельности, то эстетика изучает- его специфику и такие проблемы, как художествен­ное творчество, классификация искусства, художественные направления и стили. Эстетика пользуется специальными понятиями, эстетически­ми категориями, такими как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Центральной категорией эс­тетики долгое время считалась категория прекрасного, поэтому суще­ствовала даже трактовка эстетики как учения о прекрасном, филосо­фии прекрасного.

Эстетическое также выступает универсальной категорией. Помимо нее можно выделить три группы категорий, которые отражают:

1) объективные состояния (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое);

2) духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эсте­тический вкус, эстетическое чувство);

3) мир субъекта социальной жизни (искусство, художественный об­раз, творчество).

Каково место личности в культуре? В философии существует сле­дующее положение: человек — это субъект и объект культуры. Дей­ствительно, культура является результатом деятельности людей, но в то же время именно культура воздействует на формирование человека.

                                                                   

Задание

1.Составить план- конспект

2.Ответить на вопросы

- Согласны ли вы с утверждением Цицерона, что «Философия есть культура ума»?

-Каково место личности в культуре?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.