Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музей «Дорога памяти - 1418 шагов к Победе» и Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации



Музей «Дорога памяти - 1418 шагов к Победе» и Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации

Музей «Дорога памяти - 1418 шагов к Победе» и Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации – новый современный музейно-храмовый комплекс. Он построен в 2020 году и торжественно открыт 22 июня, в День памяти и скорби по погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 22 июня 1941 года фашистская германия напала на Советский Союз, что привело к огромным жертвам как среди Красной Армии, так и среди мирного населения. 25 июня 2020 года музейно-храмовый комплекс открыл свои двери для посетителей. За первые три месяца работы его посетило более полумиллиона человек.

Музейно-храмовый комплекс – масштабный памятник подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Великой Победе. Несмотря на то, что события 1941-1945 годов изучены и освещены в историографии во всем многообразии аспектов: созданы музеи, написаны книги, установлены памятники народу-освободителю в разных городах России и странах Европы, здесь, в музее «Дорога памяти», история изложена с помощью новых решений, способов и на современном языке.

Музейно-храмовый комплекс расположен на территории Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот» и представляет собой обособленный архитектурный ансамбль. Музей «Дорога памяти» – галерея, расположенная вокруг Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации. Вход посетителей на территорию комплекса осуществляется с западной стороны через большую площадь. С южной и северной сторон от храма расположены Административные центры, с восточной стороны, напротив самого большого складня храма, установлен памятник «Матерям Победителей» авторства скульптора Даши Намдакова. Внутри скульптуры горит «Свеча» - символ вечной памяти матерям, давшим стране защитников Отечества. Территория ансамбля украшена садово-парковым ландшафтом, в котором уютно расположены кафе-ротонды.

Музей «Дорога памяти» протяженностью 1418 шагов. Ровно столько дней длилась Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Экспозиция, размещенная в анфиладе галерей и залов, повествует о каждом дне и самых заметных событиях войны, начиная с нападения вооруженных сил гитлеровской коалиции на СССР 22 июня 1941 года и заканчивая Днем Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 1945 года.

С правой стороны каждой галереи на стене расположены художественные панно, состоящие из фотографий более 33 миллионов участников войны – это мужчины, женщины и дети, все те, кто с первых дней прошел путь к Победе, многие из них - длиною в жизнь. Там же размещены интерактивные мониторы, где можно найти своего родственника или друга семьи в базе данных героев. С левой стороны галереи – «лента времени» с ежедневными сводками Генерального штаба Красной Армии, а на полу указаны метки каждого «шага» войны. Таким образом, посетитель проходит ровно 1418 шагов равных дням войны.

Помимо документального фонда в экспозиции представлены письма, личные вещи, оружие, снаряжение, снаряды. Галереи сменяют иммерсивные залы, в которых зритель становится участником того или иного события. Например, в зале «Оборона Брестской крепости» он попадает во внутрь крепости в момент ее осады. Слышны звуки взрывов, перед окном на груде камней лежа расположился солдат-красноармеец, стреляющий из пулемета «Максим», а за окном виден мост, который он защищает, наступающая пехота и танки гитлеровской армии. Вокруг клубится дым и видны руины. В другом зале он оказывается на пристани морского порта в Мурманске, где идет погрузка вооружения, продуктов питания, снаряжения. Плеск волн и крики чаек заглушают звуки погрузочных работ и команды матросов. В зале «Тыл-фронту» каждый проходящий почувствует сильный запах резины и промышленных процессов, а в зале «Блокада Ленинграда» - установлена температура существенно ниже нормы. Все это дает возможность прочувствовать на себе то, что испытывали люди в то непростое для нашей страны время. В последнем зале музея есть возможность зажечь свечу и возложить цветы в память об погибших.

Центром архитектурного ансамбля комплекса является Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации, возведенный в честь Великой Победы к 75-летию со дня окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и освещен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом 22 июня 2020 года в честь Воскресения Христова. Главный архитектор храма – Дмитрий Смирнов.

Некоторые параметры храма символичны и отсылают к важнейшим цифрам, связанным с историей Великой Отечественной войны: диаметр барабана главного купола составляет 19,45 метров. 1945 год — окончание Великой отечественной войны, высота колокольни 75 метров – в 2020 году состоялся 75-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне, высота малого купола составляет 14,18 метров - 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война.

Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации сочетает в себе византийский крестово-купольный тип храмовой архитектуры с элементами стиля ар-деко в его архитектурных деталях и убранстве. Этот стиль зародился в Европе в 1920-е гг. и оставался актуальным до начала Второй мировой войны. В России в тот период ар-деко проявляется в синтезе модерна и традиционных стилей, чаще всего встречался в декоративно-прикладном искусстве и оформлении экстерьера и интерьера жилых домов, промышленных сооружений, станций метрополитена.

В храме стиль ар-деко воплощен в полной мере. Прежде всего, это стрельчатые окна, большая часть потолков сделана из витражей и стекла зеленоватого цвета, в декоре храма использованы православные славянские орнаменты, разработанные специально на основе орнаментов православных северных, дальневосточных, а также южных народов Древней Руси.

В строительстве храма применялись современные архитектурные и инженерные технологии. Здание железобетонное, снаружи покрыто панелями с медью толщиной до 2 мм. Элементы декора снаружи и внутри храма, выполненные из натуральных материалов и материалов, созданных путем гальванопластики, покрыты патинированной медью. Таким образом, храм можно назвать «Медным храмом», что впервые встречается во всемирной истории храмовой архитектуры.

Центральный купол весом 80 тонн и другие пять куполов меньшего размера, включая купол для колокольни, выполненные в виде шлема Святого благовеpного князя Александра Невского, были собраны на земле из деталей и облицованы палладием и сусальным золотом, а затем подняты и установлен на основание (барабан) с помощью мощного крана. Ступени и металлический пол храма вылиты из 6 тонн чугуна, куда вплавлена 1 тонна трофейного вооружения и техники войск нацисткой Германии. Таким образом народ-победитель попирает символы нацистского милитаризма.

В западной части храма расположена колокольня, на которую был поднят уникальный набор 18 колоколов, от 8 кг до 10 тонн, переданный в дар храму от воронежского завода «Вера». Все купола созданы по старинным технологиям отливки колоколов из идеального сплава: 82% меди к 18% олова.

Храм делится на нижний и верхний. Нижний храм освящен в честь Святого равноапостольного князя Владимира, верхний, в честь Воскресения Христова.

Автором концептуальной идеи внутреннего убранства храма является народный художник России, академик Российской академии художеств Василий Нестеренко. Художественный совет со стороны Русской православной церкви возглавил протоиерей Леонид Калинин. Над проектом трудился большой коллектив художников, скульпторов, мозаичистов, витражистов, иконописцев и других мастеров и строителей общей численностью 1500 человек.

Нижний храм оформлен в каноническом стиле. На его стенах изображены сюжеты Нового Завета и православной истории Древней Руси, выполненные в технике византийской мозаики. Однако и здесь авторы мозаичных панно, заслуженные художники Российской Федерации, Михаил Леонтьев и Дарья Шабалина, использовали неординарный подход. В притворе посетитель попадает как бы внутрь иконы «Собор воинства Царя Небесного» – в ней действия разворачиваются по кругу. На стене алтарной части мозаичное панно с изображением таинства Евхаристии обрамлено металлическим окладом, что можно назвать иконой размером во всю стену.

За алтарной частью храма размещена крестильня. Купель в ней расположенная в центре зала и выполнена по старой византийской традиции в виде «реки», в которую входит окрещаемый, с одной стороны его за руку держит священнослужитель, с другой – крестный отец или мать.

Для нижнего храма ярославскими мастерами было написано 16 канонических икон с изображением святых Русской Православной Церкви. Стены и колонны нижнего храма декорированы фарфоровой плиткой, расписанной кобальтом (он и дает синий цвет). На изготовление уникального декора пошло 70 тонн фарфора, 2 тонны глазури и 100 кг пигмента. Во всем убранстве нижнего храма преобладают два цвета – синий и золотой, что придает ему подобие небес.

Убранство верхнего храма значительно отличается от канонического оформления интерьеров храмов. Его стены также, как и в нижнем, украшают мозаичные полотна, однако сюжеты являются неканоническими. Впервые в православном храме изображены подвиги защитников Отечества со времен Древней Руси до наших дней. Все они выполнены по эскизам народного художника России Василия Нестеренко. Главным образом храма является Спас Нерукотворный – это самое крупное изображение, которое впервые было воплощено в центральном куполе.

В притворе храма мозаики повествуют о вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне. Среди изображенных персонажей мы видим Патриарха Сергия (Страгородского) с текстом обращения к народу 22 июня 1941 года, Святую блаженную Матрону и Святого Серафима Вырицкого, Святого Луку Воино-Ясенецкого, святителя Крымского, Патриарха Алексия Первого (Симанского), всех тех, кто молился и помогал воинам защищать Отечество.

На западной стене расположены шесть мозаичных сюжетов. Каждый сюжет разделен на две условные части. В нижней части – изображения воинов Великой Отечественной войны, участникам вооруженных конфликтов, происходивших в послевоенное время, вплоть до наших дней. По замыслу Василия Нестеренко, изображен собирательный образ простых солдат и офицеров войны различных родов войск, которых непросто тысячи, а миллионы. В верхней части – их небесные покровители. Общая площадь мозаичных полотен превышает семь тысяч квадратных метров. Все работы были выполнены по традиционным, старинным технологиям, требующим кропотливого труда сотен людей.

Верхний храм имеет основной алтарь и четыре предела. Прототипом формы иконостаса послужил переносного иконостас, который располагался в походной церкви. Такую церковь размещали в военной палатке, где могли молиться воины перед боем. В центральной части алтарной абсиды запечатлен момент Воскресения Христово, когда величайшее событие в истории человечества уже свершилось, но весть о нём ещё не пришла к людям. Одиннадцатиметровая рельефная фигура воскресшего Христа, покрытая сусальным золотом, выполнена скульптором Даши Намдаковым. Фон апсиды, общей площадью почти 500 квадратных метров, покрыт мозаикой синего цвета, плавно переходящий в темно-фиолетовый цвет овала мандорлы, воссоздающей ночь Воскресения над Иерусалимом. Фигуру Христа окружают ликующие серафимы, блистающие золотым светом.

Четыре малых предела посвящены видам Вооруженных Сил и располагаются попарно с двух сторон от восточной апсиды. Главным образом каждого предела являются святые покровители разных видов войск: Святая Великомученица Варвара, Святой Андрей Первозванный, Святой Александр Невский, Святой Пророк Илия. Кроме этого, в каждом из приделов, изображены праведные русские полководцы и флотоводцы, прославившие наше Отечество и воинство, но не причисленные к лику святых, что не противоречит православному канону.

Еще с древних времен на Руси существовала традиция во время ведения военных действий прибегать к помощи чтимых икон. В верхнем храме в стационарных киотах представлено более 10 древних святынь, написанные в период со второй половины XVIII века до конца XIX века и преданные в дар храму. Все современные иконы, выполненные ярославскими мастерами для верхнего храма, написаны по канону, но традиционный золотой фон заменен на живописный с узнаваемым пейзажем городов-героев.

Особое внимание привлекает главная икона-складень храма с образом Спаса Нерукотворного, написанная народным художником России Михаилом Леонтьевым. Основой для иконы послужил орудийный лафет от восьмифунтовой пушки 1710 года, поднятой со дна Невы в Санкт-Петербурге. Сама икона написана темперой по старинным технологиям. Под иконой расположен мощевик, который также является часть складня.

Есть еще один складень, который расположен с внешней стороны восточной абсиды храма. Это рельефная икона, посвящённая Воскресению Христову. По праздничным дням и каждую субботу после вечерней службы замок торжественно отпирается и складень открывают.

Особенностью архитектурной композиции храма стал витражный свод центральных нефов, который был разработан и создан в мастерской Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, народного художника России, действительного члена Российской академии художеств. Витражи, трудная и кропотливая ручная работа, были сделаны по традиционным технологиям – фьюзинг и тиффани, а также местами дополнительно расписывались вручную, чтобы добиться сложных цветов и оттенков. С помощью историков и фалеристов Военно-геральдическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации на витражах предстали сорок детальных изображений воинских наград трех эпох России – императорской, советской и современной.

Для Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации известные скульпторы Виталий Шанов и Дарья Успенская выполнили южные и северные врата с порталами, барельефы и скульптуры. На них с внешней стороны изображены основные события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов – «плечом к плечу, прикрывая друг друга, стоят на вратах небес бронзовые святые воины и герои Великой Отечественной…»[1]

На внешних фасадах храма в нижнем ярусе размещены 10 горельефов с изображением государственных, религиозных и военных деятелей с X по XX века, которые способствовали становлению военной мощи страны. Данные горельефы выполнены народным художником России, скульптором Салаватом Щербаковым. Там же в нижнем ярусе нашли свое постоянное место бронзовые таблички с указанием имени каждого жертвователя, внесшего свой вклад в строительство храма. Всего 94360 человек и 1217 организаций.

Только ознакомившись с музейно-храмовым комплексом лично, можно в полной мере оценить его масштаб и великолепие. Это нужно видеть своими глазами.

Время работы: каждый день, кроме понедельника с 10:00 до 19:00,

в выходные и праздничные дни – с 09:00 до 21:00.

www.1418museum.ru

 

С уважением,

коллектив Музейно-храмового комплекса


[1] «Сей храм во имя Веры и Победы. – Москва: Издательский дом «ПриПресс Интернэшнл». 2020. – с. 145



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.