Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

 

 

Методическое пособие по теме:

«Натюрморт в технике коллаж»

2 класс ДХШ,

количество часов: 9

Предмет: «Декоративно-прикладная композиция»

 

 

                                                                       Выполнил:

                                                                       Студент 4 курса

                                                                       Группы 4 А

                                                                       Новиков Степан Витальевич

 

 

ВОРОНЕЖ 2020

Дата:

Класс: 2

Тема: «Натюрморт в технике коллаж»

Количество часов по теме:9 часов

Цель: Изучение основ композиционного построения и гармоничного сочетания цветов, выработка умений работы с материалом, дать представление о коллаж. Верно выдержать размер фигур, их соотношение с форматом листа, что бы всё пространство было задействовано, не было пустоты и фигурам не было тесно.

Задачи:

1. Обучающая.

Усвоение основ общей композиции, усвоение основ работы с коллажем, знакомство и закрепление специфики декоративной композиции.

2. Развивающая.

Совершенство умений и навыков при работе в технике коллаж. Развитие образа мышления, способности стилизации. Формирование колористического чувства и чувства пропорции.

3. Воспитательная.

Воспитание эстетического вкуса. Воспитание усердия и аккуратности в работе с декоративными элементами.

 

Оборудование:

а) Для преподавателя: методические разработки – аналоги, основы композиции, цветовые гармонии, средства выразительности, поиск композиции и цветовое решение. Наглядное пособие.

б) Для учащегося: простой карандаш, резинка, точилка, кисти, набор гуаши или акварели, стаканчик для воды, палитра, листы формата а4, лист формата а2, линейка, ножницы, клей-карандаш, журналы.

 

Используемая литература:

Электронный ресурс удалённого доступа:

1. Колосветова И. Б. Педагогический сайт Колосветовой Изабеллы Валерьевны [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://bella-master.ru/cvetovaya-garmoniya/

 

 

1 лист методического пособия: «Аналоги на тему «Натюрморт в коллаже»»

­­

Тема «натюрморт в коллаже» является основной по плану для детей второго класса.

По аналогам можно заметить обилие интересных натюрмортов. Каждый сделан в технике коллаж и сделан по-разному.

Где-то вырезки крупнее, где-то мельче. На одних доминируют теплые цвета, на других – холодные. В одних присутствует нюанс, в других контраст.

Все аналоги имеют статичную композицию, но не стоит забывать и про динамичную. Не будет лишним как-то выделить один объект, чтобы он отличался от остальных по форме, цвету или размеру. Также не стоит забывать, что помимо плоскостного коллажа (как на аналогах), существует и объемный.

Посмотрев на аналоги и подключив фантазию можно создать довольно таки интересный коллаж.

 

 

2 лист методического пособия: «Основы композиции»

В процессе создания декоративной композиции размещение и распределения изобразительных элементов происходит по определённой схеме в логичной последовательности, заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованны, подчинены целому, при этом нельзя забывать детали, которые играют очень важную роль.

Динамика – возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, то есть при их сдвиге вправо, влево, верх и вниз. Композиция считается динамичной, если в ней присутствуют диагонали.

Статика – возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальных и горизонтальных осей формата композиции симметричной формы.

Выделить объект можно увеличив его или уменьшить ( самый большой и самый маленький элемент).

Симметрией – это пропорциональность или гармония в расположении одинаковых частей по отношению к плоскости или к линии.

Асимметрия – это противоположное симметрии метод построения и организации пространства.

 

3 лист методического пособия: «Цветовые гармонии»

Цветовые гармонии – это согласование между собой цветов в результате найденной пропорциональностей их площадей и форм, равновесия и созвучии, основанное на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человека определённые положительные чувства и ощущения.

Монохромные гармонические сочетания построены на основе одного цвета. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений.

Гармонические сочетания родственных цветов достигаются благодаря использованию трех цветов, находящихся рядом в цветовом круге. Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются.

Гармонические сочетания контрастных цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге. Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью.

 Гармонические сочетания «Триада» – сочетание трёх цветов, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге. Данная схема предполагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность.

Квадрат – разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, равноудаленных друг от друга.

Тетрада – разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположены напротив друг друга.

4 лист методического пособия: «Средства выразительности»

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приёмов изменения формы, объёмных и цветовых отношений. 

Стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.

Линия – основной формообразующий элемент, передающий наиболее точно характер очертаний любой формы. Линия выполняет двойную функцию, являясь одновременно средством изображения и выражения.

Существует три вида линий:

1. Прямые (вертикальные, горизонтальные, наклонные);

2. Кривые (окружности, дуги);

3. Кривые с переменным радиусом кривизны (параболы, гиперболы и их отрезки).

Толстые линии выступают вперёд, а тонкие отступают вглубь плоскости.

Пятно применяют при ритмической организации неизобразительных орнаментальных мотивов. Пятна различной конфигурации, организованные в определенную композицию, приобретают художественную выразительность и, эмоционально воздействуя на зрителя, вызывают у него соответствующее настроение.

 

5 лист методического пособия: «Эскизы в графике. Поиск композиции»

Для выполнение эскизов надо следовать законам построения композиции.

При компоновке форм на плоскости большое значение играет масштаб, пропорции и модуль изображаемых величин. От правильного их использования зависит выразительность композиции.

Масштаб – это соизмерение величин изображаемого объекта по отношению к действительным величинам. Всякая композиция начинается с установления размеров изображения: крупное изображение зрительно уменьшает формат изображаемой плоскости, мелкое – увеличивает.

Пропорции – это соотношение элементов изображаемой формы.

При решении вопросов равновесия и композиции важно местоположение элементов: от того, в какой части композиции размещается предмет, зависит его вес. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной центральной оси композиционно весит меньше, чем элемент находящийся вне этих основных линий.

Компактность, то есть степень, с которой масса концентрируется вокруг своего центра, так же влияет на вес. Компактное изображение выглядит тяжелее, нежели распадающееся в стороны, когда вес стремиться выйти за пределы формата.

Для выразительности в декоративной композиции немало важную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости.

 

 

6 лист методического пособия: «Эскизы в цвете. Поиск цветового решения»

Роль цвета в декоративной композиции так же велика, как и в любом другом живописном произведении. С помощью умелого использования цветовых оттенков можно добиваться решения различных задач и создания необходимого эффекта.

Когда мы даём характеристику цвету, то обычно говорим о трёх признаках: цветовом тоне, насыщенности и светлоте.

Цветовой тон – это качество хроматического цвета, которое мы называем – красный, жёлтый, зелёный и т. д.

Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты (то есть темнее или светлее).

Цветовой тон и насыщенность – качественные характеристики цвета количественную его сторону характеризует светлота (напряжённость) цвета. Малейшее изменение одной из трёх величин влечёт за собой изменение цвета. Хроматические цвета, которые в оптическом смешении дают ахроматический цвет, называются взаимодополнительными.

При построении цветовых гармоний необходимо помнить, что каждый конкретный цвет на изобразительной плоскости всегда выступает во взаимодействие с окружающими его цветами и оказывает на них определённое влияние; и в тоже время каждый цвет самостоятелен сам по себе и имеет свой тип движения на плоскости.

 

 

8 лист методического пособия: «1 этап. Контурное изображение».

 

1-й этап: «Контурное изображение».

На листе формата А2 необходимо начертить квадрат 30 на 30 см. В нем нарисовать эскиз карандашом.

Все детали должны быть хорошо прописаны.

Данный эскиз не подлежит раскрашиванию. Так же не стоит карандашом делать толстые и тонкие линии.

Чтобы не запутаться в линиях, можно отметить плоскости по номерам.

Работа начнется с заполнения заднего плана, его отметим цифрой «1».

 

 

9 лист методического пособия: «2 этап. Разбор фона».

2-й этап: «Разбор фона».

Плоскости, отмеченные под цифрой «1» заполняем вырезками среднего размера. Это будет являться задним планом. Цветовое решение – плавный переход от синего к оранжевому. Так же можно добавлять смысловые элементы (например, рыба в правом нижнем углу, кошка левее от кружки и разные слова, мелькающие по всему фону).

 

10 лист методического пособия: «3 этап. Полная проработка фона»

3-й этап: «Полная проработка фона».

На данном этапе мы заполняем плоскости под номером «2». Эти полосы стоит сделать нейтрального цвета. Для этого делаем вырезки маленького размера различные по цвету, но одинаковые по тону. Выбираем красные, зеленые, фиолетовые, голубые и желтые пастельные цвета. Если мы сталкиваемся с проблемой, когда появляются слишком яркие пятна, разбавляем их белыми или серыми вырезками.

 

 

11 лист методического пособия: «4 этап. Разбор второстепенных предметов»

4-й этап: «Разбор второстепенных предметов»

На этом этапе мы заполняем второстепенные предметы. Они обозначены цифрой «3». Делаем маленькие вырезки и располагаем их на каждом предмете с плавным переходом цвета:

1. Чайник – от желтого к оранжевому.

2. Баночка с сахаром – от оранжевого к красному.

3. Соусница со сливками – от фиолетового к синему.

4. Банка с кофе – от голубого к темно-зеленому.

5. Кружка – от темно зеленого к салатовому.

Все 5 объектов демонстрируют переходы цветов как на цветовом круге.

Справа внизу обклеиваем маленькую ложку.

 

12 лист методического пособия: «5 этап. Проработка деталей»

 

5-й этап: «Проработка деталей»

Наш коллаж является объемным. Детали мы сделаем из других материалов.

На «полках» клеим настоящие кофейные зерна.

Для воды, которая льется из чайника, мы используем целлофановый пакетик.

Для сахара – салфетка.

Для сливок – вата.

Для кофе я выбрал вырезку из журнала с изображением кофейных зерен. Для объемности можно добавить настоящие кофейные зерна.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.