|
|||
Был ли счастлив ты в жизни земной?». ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 «Был ли счастлив ты в жизни земной?». И забуду я все- вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав – И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным колосьям припав. Иван Бунин Произведения искусства по сюжетам Библии создаются на протяжении последних двух тысячелетий. Сложившаяся за это время галерея художественных образов передает сложный, духовно насыщенный мир Священного Писания, вдохновлявший художников, и позволяет проследить не только смену направлений и стилей изобразительного искусства, но прежде всего мироощущение людей разных эпох, их восприятие человека и окружающего мира.
Рембрандт «Автопортрет» Вряд ли можно сосчитать произведения изобразительного искусства, посвященные блудному сыну. Но Рембрандт стоит совершенно особняком в этом бесконечном ряду художников. Никто и никогда не смог приблизиться к его простоте и глубине, величию и вселенской мощи.
Рембрандт – голландский художник XVII века, который вошел в историю живописи благодаря своему умению с удивительной точностью передавать на полотнах любые оттенки человеческих эмоций. Картина «Возвращение блудного сына» написана незадолго до смерти художника. Возможно, живописец на закате жизни размышлял о своем далеко не праведном пути и отождествлял себя с тем самым блудным сыном. На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, «осердился и не хотел войти». Посмотрите на сам холст – он сумрачный, но наполненный особым светом откуда-то из глубины. Тот, кто ценит главным образом внешнюю красоту, пожалуй, найдет в этой картине Рембрандта много некрасивого и угловатого. Но таинственное действие света, усиливающееся далеко простираемой тьмою, приковывает к себе любого зрителя, а гармония замечательных оттенков красок действует на его душу подобно мелодиям старинных церковных песнопений. Фигуры отца и сына образуют замкнутую группу:фигура сына, прижавшегося к отцу, как бы охвачена силуэтом старика. Два самых близких человека обрели друг друга. Это весь сюжет, но полотно особенное хотя бы по своим композиционным приемам. Полотно богато особой внутренней красотой. Палитра картины скупа: шафранно-красные тона, оттенки золотистого, охра, киноварь, коричневые тона. Мы видим разнообразие не цвета, а тонов. Почему глубокий золотисто-коричневый тон, господствующий в картине, переходит в красный? И где? Плащ отца. Отсветы красного на ногах сына. Чтобы выделить эмоционально-драматический акцент, усилить призыв к состраданию, любви. Красный цвет подчиняет себе все остальное и становится выражением победившего чувства любви. Главное действующее лицо библейской притчи – блудный сын, которого художник изобразил бритоголовым. В те времена лысыми были только каторжники, так что юноша пал на низшую уровень социальных слоев. Воротник его костюма – это намек на роскошь, которую молодой человек когда-то знавал. Обувь изношена практически до дыр, причем одна упала, когда он стал на колени – довольно трогательный и щемящий момент.
Редкий случай в классической живописи, когда герой отвернулся от зрителя. Он еле-еле добрался до родительского дома и в изнеможении опустился на колени. Лица сына почти не видно, оно скрыто от зрителя, но совершенно очевидно, что оно выражает искреннейшее раскаяние. Отец производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано об этом. Но слепота отца казалась художнику вероятной, способной более выявить волнение растроганного сердца. Слепота его, по словам Гете, - «зрячесть, обращенная внутрь»,– это его душевное состояние. Он ничего не видит, кроме того, кого долгие годы ждал. Годы горя и одиночества, выплаканные глаза, немощь и дряхлость и – ни слова упрека. Глаза старика слепы, лицо мудреца, трагичное и просветленное, простое, земное лицо. Безграничная любовь и радость захватили его. Отец - полный достоинства старец одет в царственно звучащие красные одеяния. Присмотритесь внимательно к этому человеку – он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши. Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь. У него нет сил обнять сына, он лишь кладет руки на него так, как будто он совершает священное таинство, потрясённый глубиной чувства, он должен так же держаться за сына, как и держать его..., прощая, благословляя и защищая его. Все тонет в красном и золотистом, становясь симфонией великой любви, понимания и прощения. Нежность, ожидание, вера, любовь – все выражено в этих руках. Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми. В настоящее время картина сильно потемнела, и потому при обычном свете в ней различим только передний план, узкая сценическая площадка с группой отца и сына слева и высоким странником в красном плаще, который стоит справа от нас на последней - второй - ступеньке крыльца. Из глубины сумрака за холстом льется таинственный свет.
«Возвращение блудного сына» Рембрандт с поразительным мастерством воссоздает целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, раскрывает красоту человеческого понимания, сострадания и прощения. Картина – это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты. Наверное, поэтому, можно назвать главным героем именно отца, а не блудного сына, который стал поводом для проявления великодушия.
|
|||
|