|
|||
Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Личность: понятие, структура, типыСтр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ План: 1. Личность: понятие, структура, типы 2. Социализация личности.
1. Личность: понятие, структура, типы В обычной жизни используют такие слова: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Слово «человек», отображает общие черты, свойственные человеческому роду, указывает на качественные отличия людей от животных. «Индивид» – отдельный человек как представитель человеческого рода. Словом «индивидуальность» обозначают то особенное, что отличает этого индивида от других, включая как природные, так и социальные свойства.
Как и в какой степени в каждом человеке индивидуально проявляются его социальные качества, формируемые во взаимодействии с социальным окружением отражает слово «личность». Слово «личность» употребляется нами, как правило, только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного», «личность новорождённого». Однако мы говорим об индивидуальных особенностях, проявляющихся в поведении, например: спокойное, агрессивное и т.п. животное. Говорят о «раздвоении личности», но не употребляют – «раздвоение индивида». Человек есть и природное, и общественное существо. Данное положение указывает лишь на разные системные качества, проявляемые человеком, но ничего не говорит о сущности его личности, о том, что её порождает. В этом как раз и заключается научная проблема. Природу и сущность личности изучают социологи, психологи, социальные психологи, философы, социальные антропологи и др. (См. теории личности). Ø Личность – это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида как члена общества.
«Новорождённый, - человек в возможности, который превращается в действительность, а не животное, трансформирующееся в человека» (У. Мак-дугалл, амер. социолог, пс/холог) С момента своего появления ребёнок является человеком и индивидом, но он ещё не является личностью. Для того, чтобы стать личностью, ребёнку надо пройти сложный процесс и биологического, и психологического, и социального развития («созревания»). Другими словами, личностью не рождаются, личностью становятся. Обязательными условиями развития личности являются: 1) биологические, генетически заданные предпосылки; 2) наличие благоприятной социальной среды (социального окружения), культурной среды, с которыми ребёнок должен взаимодействовать. Эрих Фромм подчеркивал, что взаимодействуя с другими людьми, личность должна обладать: É высокой степенью связанности с другими; Ì свободой от ограничений, идущих от других людей и препятствующих процессу ее индивидуализации. Именно в процессе его взаимодействия с другими людьми приобретаются и развиваются Социальные качества личности. Наиболее значимые социальные качества личности: самосознание, самооценка, активность, убеждения, установки, интересы, ценностные ориентации. !Социальные качества проявляются в способности учиться, работать, дружить, заниматься творчеством, усваивать нормы, социальные статусы, роли и т.д. Таким образом, социальная сущностьличности заключается в том,что в процессе взаимодействия личности и общества человек выступает какпродукт социальной среды и одновременно как активный субъект, оказывающий влияние на общество.
|
|||
|