Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Личность: понятие, структура, типы



Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

План:

1. Личность: понятие, структура, типы

2. Социализация личности.

 

1. Личность: понятие, структура, типы

В обычной жизни используют такие слова: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Слово «человек», отображает общие черты, свойственные человеческому роду, указывает на качественные отличия людей от животных.

 «Индивид» отдельный человек как представитель человеческого рода.

Словом «индивидуальность» обозначают то особенное, что отличает этого индивида от других, включая как природные, так и социальные свойства.

 

Как и в какой степени в каждом человеке индивидуально проявляются его социальные качества, формируемые во взаимодействии с социальным окружением отражает слово «личность».

Слово «личность» употребляется нами, как правило, только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития.

Мы не говорим «личность животного», «личность новорождённого». Однако мы говорим об индивидуальных особенностях, проявляющихся в поведении, например: спокойное, агрессивное и т.п. животное.

Говорят о «раздвоении личности», но не употребляют – «раздвоение индивида».

Человек есть и природное, и общественное существо. Данное положение указывает лишь на разные системные качества, проявляемые человеком, но ничего не говорит о сущности его личности, о том, что её порождает. В этом как раз и заключается научная проблема.

Природу и сущность личности изучают социологи, психологи, социальные психологи, философы, социальные антропологи и др. (См. теории личности).

Ø Личность – это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида как члена общества.

 

 


«Новорождённый, - человек в возможности, который превращается в действительность, а не животное, трансформирующееся в человека» (У. Мак-дугалл, амер. социолог, пс/холог)

С момента своего появления ребёнок является человеком и индивидом, но он ещё не является личностью. Для того, чтобы стать личностью, ребёнку надо пройти сложный процесс и биологического, и психологического, и социального развития («созревания»). Другими словами, личностью не рождаются, личностью становятся.

Обязательными условиями развития личности являются:

1) биологические, генетически заданные предпосылки;

2) наличие благоприятной социальной среды (социального окружения), культурной среды, с которыми ребёнок должен взаимодействовать.

Эрих Фромм подчеркивал, что взаимодействуя с другими людьми, личность должна обладать:

É высокой степенью связанности с другими;

Ì свободой от ограничений, идущих от других людей и препятствующих процессу ее индивидуализации.

Именно в процессе его взаимодействия с другими людьми приобретаются и развиваются Социальные качества личности.

Наиболее значимые социальные качества личности: самосознание, самооценка, активность, убеждения, установки, интересы, ценностные ориентации.

!Социальные качества проявляются в способности учиться, работать, дружить, заниматься творчеством, усваивать нормы, социальные статусы, роли и т.д.

Таким образом, социальная сущностьличности заключается в том,что в процессе взаимодействия личности и общества человек выступает какпродукт социальной среды и одновременно как активный субъект, оказывающий влияние на общество.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.