|
|||
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Молодая жаре(1)ая картошка была щедро посыпа(2)а свежим луком и укропом, приправле(3)а смета(4)ым соусом и казалась нам самым изыска(5)ым деликатесом. 16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений 1) После «Поединка» слава А.И. Куприна приобрела не только всероссийский но и мировой характер. 2) На сырые луга и на зеркало реки и на прибрежные камыши ложился не то туман не то синеватый дымок с лесных гарей. 3) Лебедь за свои размеры и силу за красоту и величавую осанку давно и справедливо назван царём всех водоплавающих птиц. 4) Придворный лакей отворил им двери настежь и гости вошли в первую залу потом перешли во вторую. 5) Программа позволяет выявить и распознать находящиеся в оперативной памяти вредоносные файлы и приложения. 17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Опавшие листья (1) терпеливо ожидающие первого снега (2) и (3) попираемые (4) ногами прохожих (5) тихо лежат (6) золотясь на солнце (7) своей тусклой последней позолотой. 18.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Зинка (1) нас повела в атаку. Мы пробились по чёрной ржи, По воронкам и буеракам, Через смертные рубежи. Мы не ждали посмертной славы, Мы со славой хотели жить. Почему же (2) в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? <…> Знаешь (3) Зинка (4) я против грусти, Но (5) сегодня она не в счёт. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живёт. У меня есть друзья, любимый – У неё (6) ты (7) была одна. Пахнет в хате квашнёй и дымом, За порогом бурлит весна. (Ю. Друнина) 19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Чтобы лично встретиться с разработчиком программного обеспечения (1) мне пришлось задержаться в городе (2) на одной из улиц (3) которого (4) как-то вечером я совершенно случайно познакомился с уличным музыкантом (5) чей талант сразу покорил меня. 20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Если заглянуть в историю и проследить путь эволюции устройств (1) можно заметить (2) что каждое из них когда-то выполняло только одну функцию (3) но (4) когда уровень развития технологий стал выше (5) и темп жизни людей значительно ускорился (6) то устройства (7) чтобы соответствовать потребностям человека (8) стали многофункциональными. 21.Найдите предложения, в которых ТИРЕставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Таймыр – озеро в Азиатской части России, расположенное на полуострове Таймыр в Красноярском крае. (2)Название озера имеет эвенкийское происхождение от древнетунгусского «тамура» («ценный, дорогой, богатый») – так эвенки называли реку Таймыру, изобиловавшую рыбой. (3)Таймыр – самое северное в мире естественное крупное озеро; оно относится к бассейну Карского моря. (4)Само озеро представляет собой пресноводный водоём значительных размеров, вытянутый в широтном направлении на 180–190 км. (5)Через озеро протекает река Таймыра (до впадения в озеро – Верхняя Таймыра, после озера – Нижняя Таймыра), берущая начало на южных склонах хребта Бырранга и впадающая в Таймырскую губу Карского моря. (6)Первые исследования Таймыра – крупнейшего озера Красноярского края и пятого озера России по площади водного зеркала – были проведены Василием Прончищевым в 1730-х гг., когда была организована Великая Северная экспедиция.
(1)Посреди почти космической тьмы неведения, забвению равного и с забвением слитого, тьмы, в которой буквально тонет, захлёбываясь, моё раннее детство, есть отдельные звёзды – внезапные, редкие, но резкие круги освещённого вдруг пространства. (2)Редкое избранное волшебного фонаря памяти. (3)Помню, как тёмным, – нет, – огнисто-синим вечером отец и мать, а с ними и я вошли в магазин, расположенный в нижнем этаже одного из больших городских домов. (4)Магазин был большой квадратной комнатой, низко сидящей и плавающей в полумраке, а слева от входа сиял – крупным планом – аквариум с красными и золотыми рыбами. (5)Никогда ничего похожего я не видывала! (6)Родители пошли и полурастворились где-то далеко в сумраке, у прилавка ( где был даже, может быть, и продавец, подумывающий о закрытии лавок на ночь). (7)Я же немедленно приковалась (нет, не носом, а только благоговеющим взглядом!) к рыбам, которые довольно смело рассматривали меня в ответном порядке. (8)Я ещё не знала, что такое «аквариум», но общее впечатление от него – стекло, свет, вода, блеск и сияние красок – меня заворожило. (9)Помню ещё один зимний вечер… (10)Я еду на санках. (11)Мама везёт. (12)Отстранённый от этой должности, отец шагает рядом. (13)Было, помнится, не столько темно, сколько сине от удачного совпадения первой вечерней мглы со свеженаметённым снегом, по которому там и сям перескакивали и – далеко, широко – «веером» разбегались от нас цветные морозные искры. (14)Очень занимательные для меня цветные искры! (15)Но, впрочем, любознательность моя была всё ещё какая-то полудремотная, чем-то недовольная и почти печальная. (16)Да, искры меня даже очень устраивали! (17)Но к ним, как мне казалось, полагалось и требовалось ещё что-то – важное, главное. (18)Бывает ли оно? (19)А может быть, всего того, что я согласилась бы считать важным и главным, вообще не бывает? (20)Но тут, справа от нашей тропинки, завиднелось большое, из красных кирпичей выстроенное двухэтажное здание в виде широкой печатной буквы П. (21)«Буква» была открыта с нашей стороны, и вся площадка (да нет, – почти площадь!), образуемая тремя её стенами, была свежезавьюжена не то что «девственным», а даже, я сказала бы, совсем святым снегом. (22)В окнах обоих этажей только кое-где усматривался свет. (23)В целом же здание запомнилось мне целиком погружённым во мрак наступавшей ночи. (24)И только в самой его середине одно-единственное окно, очень широкое, наверно полуподвальное, откровенно пылало светом, как пещера циклопов! (25)Среди ночи, зимы, бездействия – действующий окновулкан! (26)И что же я увидела в том окне, сияющем на дне снежной площади? (27)На красно-золотом фоне света-пламени сновали и двигались, что-то делая, повара и поварята в настоящих белых поварских колпаках! (28)В колпаках, расширяющихся кверху так интересно и занимательно! (29)И увиденных мной впервые! (30)То были толстые, тучные (как правило) старшие повара, повара средней комплекции и, как я уже сказала, особо отмеченные восторгом моего открытия малые поварята. (31)Их самих было человек девять-десять ( взрослых и детей), но ведь ещё сверх того – их на редкость выразительные тени проносились иногда по стеклу, жаром горящему за решёткой, – и тогда их полку прибывало! (32)А ведь если отдельно силуэты – хорошо, если отдельно повара – ещё, может быть, лучше, то повара с силуэтами вперемешку, бегающие и как бы танцующие с ними вместе, – это уже был верх всего, на что я могла рассчитывать! (33)О, теперь мне их надолго хватит! (34)Теперь я разбогатела. (35)Итак, мой секретный внутренний мир – он не был каким-нибудь вызывающим: он всё ещё никак не шумел, но он начинал заселяться и заселяться всё плотнее, теснее… (36)И окно-театр, в котором живые повара плясали вместе со своими тенями, набегавшими на пламенное стекло, – живые с нарисованными рядом, – явилось такой важной вехой моего земного странствия в самом начале его, что, быть может, кому-то это покажется даже смешным. (37)При всех возможных скидках на причуды малолетнего воображения подобный тип «открытий», может быть, и вправду смешон! (38)Порядочные люди, вон, открывают законы, эликсиры, заливы, проливы, острова, земли и звёзды, а я-то открыла… лишь несколько человек поваров, работающих в вечернюю смену, не более! (39)Но… судя по необъятным размерам и высокому качеству моего восторга в тот вечер, я, видимо, всё же узнала тогда, что испытывает про себя настоящий, напавший на новую мысль изобретатель или поражённый великим пейзажем подлинный путешественник. (По Н.Н. Матвеевой*) * Новелла Николаевна Матвеева (1934–2016) – советская и российская поэтесса, прозаик, переводчица, бард, драматург, литературовед. 22.Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Детство рассказчицы было непростым, ей недоставало счастливых моментов, поэтому ничто новое не производило на неё яркого впечатления. 2) Одним из ярких впечатлений из детства героини является поход вечером с родителями в магазин, где она впервые увидела аквариум с рыбками. 3) Окна большого кирпичного дома, где девочка увидела работавших поваров и поварят, были ярко освещены, и свет, лившийся из них, падал на свежевыпавший снег, показавшийся ей почти святым. 4) Девочка уже много раз видела поваров в поварских колпаках, но маленьких поварят, работавших на кухне, ей довелось увидеть впервые. 5) Увиденные рассказчицей в окне повара и поварята, работавшие в вечернюю смену, произвели на неё настолько сильное впечатление, что она почувствовала себя не то изобретателем, не то подлинным путешественником, поражённым великим пейзажем 23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1–2 представлено повествование. 2) В предложении 13 содержатся элементы описания. 3) В предложениях 18–19 представлено рассуждение. 4) Предложение 22 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 21. 5) В предложениях 35–36 представлено рассуждение. 24. Из предложений 29–31 выпишите синонимы (синонимическую пару). 25. Среди предложений 14–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 26. «Погружая читателей в воспоминания о своём детстве, Н.Н. Матвеева использует богатый набор средств языковой выразительности. Очень яркие образы появляются в тексте благодаря такому тропу, как (А)___(“тонет, захлёбывается моё детство” в предложении 1, “избранное волшебного фонаря памяти” в предложении 2), и такому лексическому средству, как (Б)__(“свежезавьюжена” в предложении 21, “окновулкан” в предложении 25). Использование такого синтаксического средства, как (В___(предложения 18, 19), и такого приёма, как (Г)___ (предложения 27–29), наполняет повествование особой, лишённой вычурности простотой».
|
|||
|