Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метафизический метод



Метафизический метод

Антиподом диалектики является метафизический метод. В истории философской мысли существовала не только диалектика, но и ее альтернатива, метафизика (греч. «после физического») - совокупность учений о развитии, способах и формах познания, объясняющих это другими по сравнению с диалектикой способами.

Этот термин был введен в философию в I в. до н. э. греческим философом Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля. С точки зрения Андроника Родосского, физика изучает природу, а метафизика - наука о первосущности и первопричинах, т. е. предметом метафизики является все то, что находится за пределами человеческой чувственности и недоступно экспериментальному изучению. В данном случае понятие «метафизика» отождествлялось с понятием «философия», в этом значении метафизика иногда употребляется и сегодня. В современной отечественной и зарубежной философии «метафизика» имеет три значения:

философия как наука о всеобщих и неизменных началах, постигаемых интеллектуально (аристотельский подход);

онтология как философское учение о бытии (вне зависимости от гносеологических аспектов);

философский метод мышления и познания, противоположный диалектическому.

Как способ философского мышления метафизика возникла в Древней Греции, в школе элеатов. Так, Парменид полагал, что бытие есть неподвижный шар. В творчестве Аристотеля под метафизикой понималось учение о неких началах всего существующего. В таком значении термин употреблялся до XVIII в.

В Средние века метафизика выступает как форма рационального знания, соотносимого со сверхразумным знанием и нашло свое выражение в догматичности христианства. Мир рассматривался с позиций принципа неизменности, как нечто раз и навсегда данное, завершенное и незыблемое.

Расцвет метафизики пришелся на XVII-XVIII вв. Это было обусловлено господством в то время математики и механики как точных наук. Предметы воспринимались как вечно неизменные, не живые, а мертвые. Материальный мир трактовался как огромный механизм, а человек - как мыслящая машина. Все богатство и разнообразие форм движения материи сводилось в основном к механическим процессам. Метафизика этого времени не только «царствовала» в естествознании, но проникла в философию и пронизала ее.

В Новое время метафизика отделяется от остальных наук и рассматривается в качестве методологии: у Канта - метафизика понимается как априорное знание; у Гегеля - она связана с рассудком (в то время как разум связан с диалектикой); диалектика «исправляет» недостатки метафизики, которая не может «справиться» с противоречиями. Как разновидность метафизики рассматривается догматизм - отрицание принципа развития и отказ связывать истину с условием, временем, местом.

В XIX в. на почве крупных достижений в естествознании (Ч. Дарвин и др.), исторических (И. Гердер) и философских науках (Г. Гегель) метафизике был нанесен сильный удар. Стало уже бессмысленным отрицать наличие связи в мире и его развитие во времени. Выявилась великая взаимозависимость природы и общества, человека и мира, материи и духа.

  Характерные признаки метафизики как концепции развития и как метода мышления состоят в основном в следующем. С позиции метафизики объект изучается как простая (механическая) сумма частей, их набор без учета сложной взаимосвязи между этими составными частями.

Метафизика - это одномерное (одностороннее) восприятие объекта, преувеличение или же преуменьшение в нем той или иной стороны (например, преувеличение роли отдельной личности в истории). Для метафизики характерно отрицание внутреннего источника развития и перенос его «вовне», за пределы этого предмета. Например, у Аристотеля в роли такого источника выступает активная «форма», у Платона - вечная идея, Гегель таковым считал таинственный «мировой разум», а Ньютон - некий «перводвигатель». В христианском вероучении внешним источником всего сущего считается Бог как Творец.

Метафизика противопоставляет старое и новое в развитии как якобы не связанное друг с другом генетически, т.е. по происхождению. На этой основе и возникают такие явления человеческого сознания, как нигилизм, анархизм и т.п. В России нигилизм проявил себя, в частности, в форме большевизма как практике полного («до основания») отрицания прошлого страны, ее опыта и традиций, как якобы не имеющих права на дальнейшее существование. Наиболее распространенные формы метафизики: догматизм, релятивизм, софистика, эклектика.

 Разновидностями метафизического мышления являются софистика, эклектика, догматизм и релятивизм.

Софистика - сознательное применение в доказательстве неправильных доводов (софизмов), случайных признаков для характеристики явления.

Эклектика - смешение различных, иногда противоположных точек зрения и их механическое объединение без выделения главных связей и отношений в конкретно-исторической обусловленности.

Догматизм - отрицание принципа развития и превращение в неизменные истины (догмы) взглядов и теорий без учета времени, условий и конкретных обстоятельств.

Релятивизм - абсолютизация момента изменчивости мира и относительности знания.

Метафизический метод мышления во всех своих вариантах имеет не только негативное, но и позитивное значение для развития отдельных частных наук, а применение той или иной разновидности метафизики нередко вызвано объективными причинами. Рассмотрим еще отдельные направления метафизики.

Панлогизм - метафизическая теория, согласно которой всё существующее представляет собой воплощение разума или логоса. Предпосылки присутствуют уже в учении об идеях Платона и философии стоиков. В завершённой форме представлен в философии Гегеля, который под действительностью понимает мир воплотившихся идей, поэтому панлогизмом называют философию Гегеля.

Механицизм - теория, в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея, что каждое явление представляет собой результат существования материи, находящейся в движении, и может быть объяснено на основе законов этого движения.

Герменевтика - направление в философии XX века, с ее точки зрения задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Структурализм - направление в философии XX века, как и герменевтика, непосредственно связанное с развитием гуманитарного познания. Структурализм выступил под лозунгом объективности и научной строгости в гуманитарных науках и был воспринят как философский подход, соответствующий эпохе научно-технической революции.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.