Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное бюджетное учреждение



Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №1 им. П.И.Чайковского»

 

 

Методический доклад

«Воспитание навыков самостоятельной работы учащихся»

 

 

Преподаватель:Шишко С.А.

 

Березники 25.03.2020 г.

«Воспитание навыков самостоятельной работы у учащихся»

Стремление к свободе и самостоятельности ярко проявляется у детей уже с самого раннего возраста. Сохранить, развить, и умело направить эти естественные стремления – одна из труднейших задач, стоящих перед педагогом на всем долгом пути обучения

Отсутствие навыков самостоятельной работы приводит часто к тому, что ученик, окончив учебное заведение, оказывается недостаточно приспособленным к профессиональной деятельности музыканта. Посредственное чтение с листа, отсутствие навыков охвата произведения в целом, пассивность в творческом отношении к исполняемому, неумение самостоятельно расставить аппликатуру и штрихи в новом произведении – все эти недостатки являются звеньями одной цепи и порождены неудовлетворительным качеством самостоятельной работы.

Обучение детей, особенно в раннем возрасте, требует умелого использования их врожденных способностей к подражанию. Поэтому в начальном периоде обучения какую-то часть уроков целесообразно проводить в форме наглядного показа.

 Занятия ученика должны идти по пути отбора наиболее целесообразных движений. Умение «убирать лишнее» для него не менее важно, чем для скульптора. Поэтому на уроках необходимо обращать внимание на устранение излишних мышечных напряжений. Устраняя в процессе урока типичные ошибки, педагог должен на убедительных примерах наглядно показать приносимый ими вред для того, чтобы ученик в домашней работе не повторял эти ошибки.

Интерес к новому вообще свойственен человеку, а ребенку в особенности.

Планируя работу учеников, следует стремиться к возможно большему разнообразию в их домашних занятиях. Каждый урок и особенно домашнее задание должны содержать всегда что-то новое. Разучиваемая пьеса или этюд могут быть и старыми, но обязательно показанными под новым углом зрения. При изучении больших и сложных этюдов педагогу необходимо умело распределить работу ученика, разделив ее на несколько этапов с использованием возможных штрихов и метро - ритмических вариантов.

В начальном периоде обучения полезно транспонировать легкие пьесы и песенки, перенося их на разные струны, что очень разнообразит занятия.

В процессе изучения самых легких гамм в пределах одной октавы следует уже использовать простейшие штрихи и метроритмы.

Весьма полезно рекомендовать ученику сольфеджировать изучаемые пьесы и этюды, что способствует развитию его слуха. На уроке необходимо посвящать несколько минут проверке качества выполнения им этой работы.

Практика показывает, что если упорно работать над одним каким-либо разделом техники или одним произведением в течение, примерно двух – трех недель, то после этого срока обычно начинается период «торможения». Улучшение качества исполнения приостанавливается. В этих случаях имеет смысл на некоторое время переключиться на новый материал.

Активное воздействие педагога на организацию и направление самостоятельных занятий ученика значительно усиливается при ясной, конкретной направленности в проведении урока.

Рекомендуя ученику различные способы домашней работы, нужно постоянно показывать ему, как работать над гаммами и упражнениями, над звуком и интонацией, как конкретно готовиться к следующему уроку.

Добиваясь сознательного решения основных темповых, штриховых, ритмических и интонационных задач на маленьком, но характерном отрывке изучаемого произведения, педагог этим самым обеспечивает лучшее качество самостоятельных домашних занятий своего воспитанника.

Едва ли не самым главным в искусстве педагога является умение безошибочно определять возможности своего ученика на данном этапе обучения и давать ему посильное задание к каждому последующему уроку. Безошибочный расчет педагога, как и его просчет в этих случаях играют решающую роль в развитии личной инициативы учащегося.

Каждое задание на дом должно быть для ученика всегда доступным, а потому всегда выполнимым. Давая ему посильное задание, педагогу будет легче воспитывать постоянное чувство ответственности за качество выполнения домашней работы. Контролируя ее выполнение на уроке, не надо прерывать ученика. Даже при самом несовершенном исполнении следует его дослушать, а не начинать урок сразу же с исправления ошибок. При частых остановках исполнительская воля и творческое воображение у него не будут развиваться.

Чрезвычайно важно в домашних занятиях является вопрос их организации во времени. Педагог должен помочь учащемуся установить расписание домашних занятий и рекомендовать наиболее целесообразную последовательность в его домашней работе, всегда учитывая при этом этапы его развития, степень быстроты усвоения, специфические затруднения, возникающие при изучении того или иного материала.

В первый период обучения самостоятельные домашние занятия не могут быть продолжительными, исчисляясь сначала минутами. С приобретением устойчивых навыков и усилением творческого интереса ученика они должны постепенно занимать все большее и большее время.

Известно, что многие выдающиеся педагоги рекомендуют заниматься два раза в день с большим перерывом (А.Рубинштейн, А.Ауэр и другие).

Естественно, что в первом периоде обучения на струнно–смычковых инструментах педагог уделяет чрезвычайно большое внимание развитию слуха и интонированию. Отсутствие на скрипке и виолончели готовой звуковысотности, создавая трудности в интонировании, затормаживает другие важные стороны музыкального развития учащегося. Навыки интонирования так трудны и освоение их так продолжительно, что очень часто ученик в домашней работе над интонацией упускает не менее важную сторону работы – ритмическую.

Проблема воспитания «инициативного ритма» у скрипача и виолончелиста с самых первых шагов чрезвычайно важна. Нужно постоянно обращать внимание ученика на необходимость соблюдения точного метро – ритма не только в пьесах и этюдах, но и в упражнениях и гаммах.

Целесообразно упражняться в гаммах и арпеджио для воспитания навыков плавного изменения быстроты движения. Играть гаммы и арпеджио полезно не только ускоряя их, но и постепенно замедляя, что весьма дисциплинирует ритм.

Необходимо чаще предлагать ученику заниматься в различных метро – ритмических вариантах, начиная это делать с самых первых уроков на «открытых» струнах. Задавая урок на дом, нужно рекомендовать темпы, в которых на данном этапе следует упражняться, особо предостерегая от частой бесконтрольной игры в быстрых темпах.

Когда учащийся начинает применять вибрацию, возникает вопрос о «дозировке» его домашних занятий. Ученик, увлеченный своим «ожившим» звуком, играет с вибрацией даже гаммы и упражнения. Следует всегда напоминать ему, что выразительность звука зависит главным образом от свободы и эластичности правой руки, и постоянно добиваться разумного применения вибрации.

Умение раскрывать сущность музыкального произведения, создание собственного стиля исполнения и техническое совершенствование рассматриваются как единый процесс воспитания. Устанавливая правильное взаимодействие технически – тренировочного и музыкально – художественного направления в работе, педагог должен учитывать индивидуальные способности и музыкальный вкус учащегося и умело направлять его развитие. Рекомендуется систематически давать ученику задания для самостоятельной домашней работы, которые должны быть для него предельно доступны и дополнять основной учебный материал. Задания для самостоятельной работы следует давать как можно раньше. Со второго года обучения ученик может изучать самостоятельно некоторые пьесы из сборника Н.В.Баклановой, Т.В.Захарьиной или наиболее легкие пьесы из хрестоматий для первого года обучения. Степень трудности этих заданий должна быть, примерно, такова: ученик третьего класса может на качественном уровне выучить самостоятельно произведения из программы первого года обучения, ученик четвертого класса - произведения из программы второго класса и так далее.

Часто ученики знакомятся с музыкой «пассивно», прослушивая ее в записи или по телевидению, реже они слушают музыку в живом исполнении и еще реже изучают ее «активно», то есть, играя в оркестре или ансамбле. Педагогу необходимо использовать все возможности для домашнего музицирования своих учеников, поощряя и содействуя созданию детских ансамблей, направляя их исполнительский репертуар.

Работа с учащимися старшего возраста ставит перед педагогом новые задачи. Теперь педагог может рекомендовать своему воспитаннику более подробно анализировать изучаемые произведения. Ученик должен уметь понимать строение музыкальной речи, ставить для себя «фразировочные знаки препинания», рассматривать, сравнивать и находить повторяющиеся элементы в тематическом материале. Более полному пониманию произведения способствует ознакомление его с партией фортепианного аккомпанемента. Следует указывать ученику на особенности гармонической и полифонической ткани произведения, помочь в анализе особенности формы произведения.

Одна из основных труднейших проблем в занятиях скрипача и виолончелиста – проблема самоконтроля. Отсутствие его нередко приводит к тому, что домашние занятия превращаются в заучивание собственных ошибок, а изучение художественного произведения – в упражнение.

Многие из современных исполнителей рекомендуют игру произведения в замедленном темпе с сохранением всех его музыкально – художественных особенностей (прием «замедленной киносъемки»). Этот, несомненно, правильный и полезный прием, способствующий развитию самоконтроля, целесообразно рекомендовать старшекласснику, для его самостоятельной работы. Необходимо следить, чтобы в занятиях никогда не терялось представление о том, как должно быть сыграно произведение «в гостевом виде» на эстраде.

Учащимся старших классов следует рекомендовать для домашней работы способы занятий, предложенные пианистом Иосифом Гофманом, а именно, изучать произведение:

А) на инструменте, по нотам;

Б) на инструменте, без нот;

В) по нотам, без инструмента;

Г) без нот и без инструмента.

При таком способе занятий у ученика более гармонично развиваются все виды памяти: слуховая, зрительная, моторно-двигательная и музыкально – логическая, он увереннее чувствует себя во время выступлений.

Иногда следует будить фантазию ученика, спрашивая, как бы он оркестровал изучаемое произведение. Представление о том, какой инструмент мог бы сыграть ту или иную фразу или гармонию, пробуждает у ученика его личное отношение, помогает правильно почувствовать колорит пьесы.

В работе педагога не может быть рецептов, один раз данный для разнообразных индивидуальностей. Чем одареннее ученик, тем труднее работать с ним и тем более сложен путь его развития. Личная музыкальная инициатива такого ученика нередко ставит перед педагогом целый ряд совершенно новых и неожиданных вопросов, заставляя быть особенно гибким в их решении.

Похвала и поощрение сильно способствуют формированию личности исполнителя. Однако надо строго придерживаться чувства меры в этом отношении. Серьезно критикуя игру ученика, объективно оценивая качество выполнения заданного урока, нельзя подавлять его индивидуальность иинициативу, иронизировать по поводу ошибок или заблуждений. Нужно индивидуально учитывать в каждом отдельном случае черты характера, музыкальные данные и реальные возможности ученика, постоянно воодушевлять его, содействовать выявлению его личного отношения к исполняемому, идти навстречу его желаниям и при этом умело, осторожно, незаметно направлять развитие его вкуса и инициативы.

Качества, необходимые для каждого музыканта – исполнителя – индивидуальный почерк, исполнительская воля, творческое воображение, - развиваются только при систематической, вдумчивой самостоятельной домашней работе.

Поэтому первоочередной задачей педагога всегда остается повседневное, активное внимание к организации домашних занятий своего исполнителя.

 

Используемая литература

 

А.Браун «Очерки по методике игры на виолончели»

Р.Сапожников «Обучение начинающего виолончелиста»

М.Курдюмов «Воспитание навыков самостоятельной работы у учащихся»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.