Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие потребностей.



Развитие потребностей.

При появлении в среде новых объектов (например, новых видов пищи) и исчезновении прежних потребности продолжают удовлетворяться, приобретая теперь новое конкретно-предметное содержание.

Развитие потребностей происходит через развитие их объектов. Изменение конкретно-предметного содержания потребностей приводит к изменению также и способов их удовлетворения.

Переход к человеческим потребностям. Происходит коренное изменение всей системы взаимодействий субъекта с окружающей его действительностью. Деятельность общественная и продуктивная преобразует природу и создает новый, человеческий мир – мир социальных отношений, мир материальной и духовной культуры. Возникает и новая форма психического отражения – сознание.

Изменение у человека его предметных потребностей и возникновение функциональных потребностей нового типа.

Леонтьев считает, что разбиение потребностной сферы человека на потребности биологические и социальные является недостаточной, так как потребности в этом случае рассматриваются в отвлечении от условий и образа жизни субъекта, в зависимости от которых они единственно получают свою определенность. У человека это – деятельность, опосредствованная общественными условиями жизни, и это – объекты, составляемые процессом общественного производства и распределения, поэтому мы говорим, что потребности человека имеют общественную природу. Даже биологические потребности у человека имеют общественный характер. (пример про пищу, которую мы едим столовыми приборами, а не рвем сырое мясо – контрпример: изголодавшийся человек съест все- контпример на контрпример: это говорит только о том, что человека можно довести до нечеловеческих условий и ничего о природе потребности не говорит)

 

Интероцептивная по своим основным компонентам сигнализация, характерная для элементарных потребностей, частично осложняется, а частью заменяется переживанием желаний, стремлений и т.п. Потребности приобретают идеаторный характер – предметы выступают для человека в значении удовлетворяющих потребность и благодаря этому становятся психологическими инвариантами.

Формирование потребностей вовсе отвязанных от потребностных состояний организма. Таковые высшие человеческие потребности, которые хотя и не имеют никаких аналогов в потребностях животных, но которые тем не менее могут обладать высокой степенью напряженности.

Сдвиг потребностей, о котором идет речь, происходит и на содержание деятельности. В результате формируются функциональные потребности совсем иного типа и иного происхождения, чем биологические функциональные потребности, как, например, потребность в сне или тратах мышечной силы. Этот новый тип функциональных потребностей, к которому относятся такие потребности, как потребность в труде, игре, художественном творчестве и т.д., можно назвать «предметно-функциональными».

Формирующиеся у человека высшие потребности не накладываются сверху на элементарные, образуя лишь поверхностные наслоения, не способные доминировать. Напротив, когда в жизни человека на одну чашу весов ложатся фундаментальнейшие из его витальных потребностей, а на другую — его высшие потребности, то перевесить могут как раз последние. Классический образ мученика, восходящего на костер – это, конечно, не символ извращения, перверзии потребностей, а символ их высшей очеловеченности.

 

Мотивы

Может случиться так, что предмет потребности никак не представлен субъекту: ни в поле его восприятия, ни в мысленном плане, в представлении: тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности у него возникнуть не может. То, что является единственным побудителем направленной деятельности есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.

Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности.

О потребностях нельзя ничего сказать иначе, как на языке мотивов. Даже об их динамике мы можем судить лишь по силам мотивов. Психологический анализ потребностей необходимо преобразует в анализ мотивов.

Что не относится к мотивам?

· Субъективные переживания (желания, хотения, стремления), сами по себе они не способны вызывать направленной деятельности – функция избирательной активизации систем, реализующие деятельность субъекта

· Тенденция к воспроизведению сформировавшихся стереотипов поведения, тенденция к завершению начатого действия

· Эмоции – выполняют роль внутренних сигналов, являются внутренними в том смысле, что сами они не несут информации о внешнем объекте, они непосредственно отражают отношения между мотивам и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности – индикация плюс-минус санкционированности. Эмоции могут выполнять роль мотиваторов только в гедонистических моделях (которые отвергает Леонтьев)

Функции мотивов:

· Побуждение к целеобразованию, или структурирующая – но сами цели не создают, и целями не являются, стоят «за целями», побуждают к их достижению. Если целеобразование невозможно в данном ситуации, то мотив становится потенциальным – существующим в форме готовности, в форме установки.

Генетически исходным является несовпадание мотивов и целей. Редко когда происходит наоборот – либо в ходе осознания мотивов, либо как результат приобретения целью побудительной силы (сдвиг мотива на цель).

· Смыслообразование - Даже когда мотивы не сознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они, образно говоря, входят в его сознание, но только особым образом. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл.

Человеческая деятельность является полимотивированной, т.е. регулируемой одновременно двумя или даже несколькими мотивами. Ведь человек в своей деятельности объективно реализует целую систему отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обшеству и к самому себе.

· Направляющая функция - отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Тесно связана с устойчивостью мотива.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.