|
|||
Ю.В. Ковалёва. Художник Кирилл МЕЛЬНИК. и его творчество в изобразительном искусствеСтр 1 из 2Следующая ⇒ Ю.В. Ковалёва Заведующий отделом экспозиционно-выставочной работы ГУ «Музей истории города Минска»
Художник Кирилл МЕЛЬНИК и его творчество в изобразительном искусстве 2016-2020 годов В творчестве белорусского художника и искусствоведа Кирилла Владимировича Мельника 2016-2020 годы можно условно выделить в определенный период – это годы развития и углубления уже найденного художественного языка. В рассматриваемый период его живопись двигалась в трех преобладающих жанрах – портрете, тематической композиции и белорусском пейзаже. К 2020 году К. В. Мельник написал уже более 500 художественных произведений. Прежде, чем приступить к рассмотрению картин, отметим, что в творчестве художника, сказалось переплетение и взаимодействие различных европейских, русских и белорусских стилей, во многом даже противоречащих друг другу. Однако ни о каком эклектизме говорить не приходится, так как в его работах нет механического соединения различных стилей. Например, для образа современного политика художник не использовал приемы романтизма XIX века. Другими словами, К. Мельник много заимствует, но во время работы «переплавляет» подход, форму и содержание в свой целостный и ясный результат. Портретный жанр в творчестве Кирилла Мельника в 2016-2019 годы усложняется и обогащается. Все портреты рассматриваемых лет – «Борис Александрович Бакулин с сыном» (2016), «Портрет О. Николенко» (2017), «Портрет Дины Мельник» (2019), «Анастасии Наумовец» (2019) и др. – выполнены с большой задушевностью и симпатией к изображаемой модели. В то же время – это портреты классические по своей структуре и современные по своему содержанию. В истории европейского и русского изобразительного искусства широко распространился сюжет матери с младенцем. Эта тема получила множество самых разнообразных творческих решений. Гораздо реже художники изображали портрет отца с ребенком. Художник Кирилл Мельник обратился к этой теме в своей картине «Борис Александрович Бакулин с сыном» (2016). В вертикальной композиции, выполненной в холодных и светлых оттенках, передано тепло отцовских чувств. По сюжету отец Борис Александрович с гордостью держит на руках своего полуторагодовалого сына. В фигуре мальчика нет ничего скованного и искусственного, все натуралистично и естественно. Особое место в творчестве К. Мельника занял большой семейный портрет «Максим и Татьяна Лавровы со своими детьми Робертом и Миланой» (150x100 см). Большинство искусствоведов и художников признают, что групповой портрет относится к самым сложным жанрам изобразительного искусства. Эта сложность выражается следующими показателями: 1) художник должен создать целостную композицию; 2) в изображении всех фигур не должно быть повторов; 3) в каждом отображенном человеке необходимо запечатлеть его индивидуальность; 4) художник должен достичь органического соответствия между вторым планом (интерьер, ландшафт) и фигурами. В своем групповом портрете К. Мельник со всеми этими задачами справился. На данной картине изображена семья директора белорусской полиграфической фирмы в их собственном доме под Минском. Первое впечатление от произведения – это ощущение выверенной, даже «строгой» конструкции. Члены семьи одеты в современные одежды, находятся в современном интерьере, и только мебель сделана в старинном стиле. Колорит картины – холодный; в теплых тонах выполнены только лица. При углубленном рассмотрении зритель может понять о жизни семьи, о ее прошлом и настоящем. Художник сумел без слов красноречиво рассказать о мире этих четырех людей. У зрителя создается ощущение незыблемости и стабильности существования семьи Лавровых. На картине «Портрет жены» (2019) в сюжете мы видим молодую красивую женщину в халате; ее грудь соблазнительно полуоткрыта, а голова опирается на спинку дивана. К. Мельник портрет жены выполнил в стиле живописи старых европейских мастеров в технике с прозрачным наложением красок. В этой картине большое значение имеет вечерний золотистый свет. Фигура женщины как будто растворяется в глубоких коричнево-черных тенях. На этом фоне еще более чувственным выглядит ее молодое лицо с киноварными губами и большими добрыми карими глазами. К лучшим достижениям творчества художника следует отнести портрет «Ярослав Кириллович Мельник в возрасте 18 месяцев» (2018). Живописец с любовью изобразил ребенка таким, какой он есть в жизни: с внимательным умным взглядом, со сложенными деловито, но по-детски, руками и сползшей с плеча майкой. Портрет также выполнен в стиле живописи старых европейских мастеров: все линии и очертания мягкие, ребенок освещен теплым не резким вечерним светом. На втором плане – погруженный в полутьму пейзаж со светлой полосой неба около горизонта. Данное решение фона подчеркивает весомость и значимость фигуры ребенка. Произведение художника «Встреча Председателя КНР Си Цзиньпиня в Украине» можно охарактеризовать как уникальное для белорусского искусства XX-XXI веков. Монументальное полотно размером 200 см х 162 см писалось в общей сложности около года. Оно отражает событие, которое исторически все-таки не состоялось – встречу главы КНР Си Цзиньпиня в Киеве. Безусловно, картина затрагивает определенные политические взаимоотношения современной Украины и современного Китая. В этом произведении художник создал парадный портрет главы КНР, но не впал в официозность. Си Цзиньпинь на картине – просто улыбающийся человек, за внешностью которого можно увидеть не только волевой характер, но и добросердечность. Обращают на себя внимание и образы трех девушек – это не улыбающиеся «манекены», а личности со своими характерами и чувствами. Пейзаж на втором плане наполнен спокойной солнечной красотой. Художник успешно справился с весьма сложной задачей – изображением парадного портрета действующего главы КНР. Не вызывает сомнения, что гуманистическое содержание этого полотна будет понятно зрителю любой национальности и практически любых политических взглядов. К значительным достижениям художника Кирилла Мельника относится полотно «Лимб». Лимб – это понятие вероучения римско-католической церкви, которое обозначает место пребывания не попавших в рай душ, но и не являющееся адом или чистилищем. В 2007 году этот догмат был отвергнут. Лимб, согласно средневековому католицизму, это не место мук и скорби, но это и не место вечной радости и блаженства. На полотне перед зрителем расстилается обширная панорама потустороннего мира, которая на горизонте замыкается исполинскими воротами. Полотно выполнено в темных тонах, однако оно полно серо-лиловых, серо-малиновых и золотистых оттенков. Общее впечатление не угнетающее, а возвышенно-таинственное. Как пояснил художник автору статьи, в фигурах на первом плане при внимательном рассмотрении можно узнать исторические и мифологические персонажи древности. Три мужские фигуры в левом нижнем углу – это Аристотель, Сократ и Платон. На первом плане около центра изображен Гомер с лирой, рядом с ним – Пенелопа с золотым руном, а за ее спиной стоит Одиссей с луком. Царская пара, подлетающая к Гомеру – это Елена Прекрасная и ее супруг Менелай. В правом нижнем углу – фигура богини Минервы с совой на плече, а рядом с ней изображен один из героев Троянской войны. Данное полотно относится к тем произведениям, которые не имеют однозначного прочтения и толкования. Каждый зритель увидит в нем что-то свое. Картина вызывает индивидуальный комплекс мыслей и чувств. В 2020 году появилось полотно «Второй подвиг Геракла» (100x150 см.). Картина была написана по заказу подразделения «Алмаз» МВД Республики Беларусь к 30-летию указанного подразделения. В данном полотне предельно конкретно «осязаемо» изображено событие из древнегреческой мифологии – Геракл убивает девятиглавую гидру, которая похищала скот и опустошала земли в окрестностях Лерны. Вместе с тем мы имеем в полном смысле концептуальное произведение. Гидра в контексте этого заказа и есть олицетворение разрушительных, античеловеческих, террористических сил, с которыми борются сотрудники подразделения «Алмаз». Гидра (от hydra – водяной змей) это многоголовая змея, которая прячется в болоте, ярко характеризует существо современного терроризма во всех своих проявлениях. В 2015-2019 годах художником Кириллом Мельником было написано достаточно большое количество пейзажей. Прежде, чем перейти к их обзору, хотелось бы привести мысли американской писательницы Гертруды Стайн, высказанные в разговоре с Чарли Чаплиным: «Природа банальна. Имитация всегда гораздо интересней. Закат, написанный Тернером, прекраснее настоящего неба». (Чаплин, Ч. Моя биография / Ч. Чаплин. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 576 с.: ил.). Автору статьи доводилось слышать и противоположное мнение: зачем художники пишут пейзажи, если природа все равно совершеннее и остается для них недостижимой? Ни первое, ни второе утверждения не являются достоверными. Не вдаваясь в пространные рассуждения, следует отметить, что только художник может на полотне концентрировать или синтезировать ту красоту, которую находит в природе человек. Живописец изменяет на картине освещение, цветá, формы, как он представляет со своей художественной точки зрения, при этом сохраняет узнаваемость ландшафта. Перед живописцем не стоит задача состязаться с природой. Водная рябь на озере в реальности и солнце в зените – это совсем не то, что солнце и рябь, изображенные художником на картине. Всем известно, что живопись уже изначально сама по себе условна. В своем пейзажном творчестве К. Мельник не впадает в ограниченную фотографичность. В то же время он не уходит в другую крайность – отвлеченное фантазирование на тему природы. Белорусские леса, дубравы, реки, озера, деревенские виды предстают на его картинах преображенными, величественными и полными покоя. Художнику под силу даже, казалось бы, незначительный мотив: деревенский дом на холме, поваленное дерево в лесу, вечерний пейзаж с костром наполнены глубоким поэтическим и духовным содержанием. Мы видим на его картинах вполне характерный белорусский пейзаж, который живет своей вечной жизнью. Изображенные лесные опушки, деревенские дома, путники у костров находятся не около дороги у конкретного поселка, а в живописном мире, таком близком и понятном всем. Из-под кисти К. Мельника вышло шесть произведений с пейзажем Комсомольского озера в Минске – «Осень на Комсомольском озере» (2017), «Комсомольское озеро. Октябрь» (2017), «Осенний парк около озера» (2018), «Осенняя лазурь» (2019), «Полет чаек в осеннем парке» (2019), «Любовь и золотые листья» (2019). Остановимся на последних трех. Природа Парка Победы, расположенного в Центральном районе Минска рядом с водохранилищем Комсомольское озеро, обладает простой и чистой пейзажной красотой. Парк более полувека назад был засажен тополями, липами, кленами и елями, и теперь это великолепный парк с благородными деревьями. Три осенних пейзажа были написаны с натуры в безоблачные октябрьские дни 2019 года. Художник посредством света, цвета, формы, ритма стволов деревьев хорошо передал торжественную, и вместе с тем умиротворенную атмосферу берегов Комсомольского озера. В произведении «Итальянский пейзаж» (2017) мы видим природу Средиземноморья: оливковые рощи, кипарисы, а на горизонте – горы. На первом плане – старинная христианская церковь и дорога, блестящая от недавно прошедшего дождя. Своим названием картины автор акцентирует внимание зрителя на конкретной топографической местности. Невольно напрашивается мысль, что такой вид мог быть и пять, и девять веков тому назад. К примеру, русский художник Александр Иванов в своем пейзаже «Аппиева дорога при закате солнца» обращает зрителя к размышлениям о природе, истории, римской древности и современности. «Итальянский пейзаж» Кирилла Мельника по своему содержанию и по художественному воплощению близок «Аппиевой дороге при закате солнца». В обоих произведениях есть простота и возвышенный покой. Пейзаж «Рассвет на Черном море», датированный 2019 годом, изображает песчаное побережье, по которому возле небольших волн идет девушка с собакой; около горизонта виднеются очертания барж, а в небе за легкой облачной пеленой сияет солнце. Умиротворяющий сюжет реализован в сбалансированной композиции. Цветовое же решение картины практически монохромное. Живопись, выполненная в технике с использованием двух цветов, называется гризайлью; к ней время от времени обращались фламандские и голландские художники XV-XVII веков. Однако техника изображения картины Кирилла Мельника не является чисто гризайлью. Несмотря на доминирование охристых и коричневых тонов, колористическая гамма двумя цветами никак не исчерпывается. Художник пояснил, что таков был его замысел – написать полностью пронизанный золотым светом морской пейзаж. В рассветные и закатные часы подобные цвета в действительности могут встречаться на море. «Натюрморт с персиками, цветами и статуэткой Будды» художник закончил в 2018 году. Это натюрморт с поздним вечерним или даже ночным освещением. Где-то над уровнем моря в гористой местности размещен стол, на котором лежат несколько спелых персиков, ваза с гладиолусами и статуэтка Будды. На втором плане – панорама лесов, около горизонта – изображение озера, а в небе полная луна источает холодный свет. Посредством сбалансированной композиции, размещенной в вертикальном формате, выверенному построению освещенных и затененных частей натюрморта художник передает атмосферу ночного покоя, наполненного ароматами цветов и природы. Художник по-философски искренне показал совершенное существование неодушевленных вещей и гармоничное бытие природы. В этом натюрморте цвет имеет такое же важное значение, как рисунок и композиция. Насыщенные тона цветов и персиков создают ощущение материальности изображенных объектов. Темные цвета пейзажа передают свежесть лунной ночи. Данная картина написана как в жанре натюрморта, так и пейзажа, что позволило более полно раскрыть настроение и замысел художника. С 2015 года в творчестве художника появляются рисунки, которые можно объединить в общую группу под названием «Сны». Безусловно, Кирилл Мельник в этих работах не выступает новатором, ведь художники прошлых веков также обращались к своим сновидениям, которые являлись удивительным для них источником вдохновения. Рисунки К. Мельника выполнены либо акварелью на бумаге, либо пастелью на тонированной бумаге, что вполне отвечает тематике произведений. В таких рисунках, как «Город» (2017), «Город в горах» (2017), изображенные объекты словно растворяются в мировом пространстве. Образы, которые представляет художник, действительно будто взяты из некой «сферхсознательной» сферы. Исключительно интеллектуальная аналитика к ним не применима. Перед нами земные и одновременно «потусторонние» пейзажи. Их надо созерцать и чувствовать. В своих трех рисунках «Окраина Вселенной» (2018), «Две параллельные Вселенные» (2018) и «Дальше дальнего» (2019) К. Мельник сближается с художниками-космистами. Безусловно, он не ставил себе задачу отобразить космическое пространство таким, каким оно есть, ведь для этого существуют снимки, выполненные с помощью мощных космических телескопов. Художник изображает мыслительные образы как результаты деятельности своей фантазии. В этих рисунках формальная композиционная ясность построения соединяется с космическим содержанием. Творчество художника Кирилла Мельника многогранно и разнообразно. В его художественном наследии есть одна икона, написанная в 2019 году, – это «Феодоровская Богоматерь». Каноническое изображение, которое было взято за основу, относится к XII веку. В своей иконе художник достигает некой музыкальности средствами живописи: все формы и все элементы произведения находятся в слаженности и взаимной совместимости. Лик иконы – это ее душа. Лица Богоматери и младенца в иконе К. Мельника выполнены в несколько темных тонах. Они вызывают в памяти образцы русской иконописной живописи XV-XVI веков. С темноватым охристым цветом лиц и золотым фоном гармонично сочетаются чистые, насыщенные цвета одежд. В каталоге размещены репродукции из графической серии художника – «Мартин Лютер и реформация» (2014-2017). Данные работы подробно рассмотрены в статье «Идеи, живущие в веках», указанной в библиографии [4]. Таким образом, мы видим, что Кирилл Мельник в своем живописном и графическом творчестве остается верен ранее выбранному направлению. Европейское, белорусское и русское искусство XVI-XIX веков как было, так и остается для него школой, заложившей основы его мастерства. Особо хочется отметить, что Кирилл Владимирович Мельник с 2017 года является кандидатом искусствоведения, и достаточно хорошо знаком с различными направлениями в изобразительном искусстве XX-XXI веков. Искусство Кирилла Мельника отражает современный мир, принадлежит своему времени и характерно для белорусской культуры. Художник своим творчеством противостоит элементам иррационального, деструктивного, антиэстетического и бездуховного, которые проявлялись и иногда проявляются в живописи XX-XXI веков. Благодаря электронной сети интернет и персональным выставкам с каждым днем почитателей творчества Кирилла Мельника в изобразительном искусстве становится все больше. С его великолепными произведениями знакомятся тысячи людей. Художник включен в единый рейтинг художников Российской империи, СССР, «Русского зарубежья», Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза.
|
|||
|