|
|||
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 15 г. КРАСНОДАРАГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 15 г. КРАСНОДАРА
Рабочая тетрадь к учебнику «Речевая практика»
Составили: учитель Невольникова М.В. toza@mail.ru учитель Газизуллина Д.М. dina150990@mail.ru учитель Свирида Т.Н. sweettomis@mail.ru учитель Лобанова Е.А. elenka-26.11.79@mail.ru учитель Хлебова О.Н. hleb081@mail.ru
г. Краснодар, 2020 г.
Пояснительная записка Рабочая тетрадь – это дополнительный материал к предмету «Речевая практика» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Составлена в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одной из ключевых задач школы на сегодняшний день, является создание образовательной среды, соответствующей потребностям и возможностям обучающихся с умственной отсталостью, последующая социальная адаптация ребёнка в современном обществе. С каждым годом контингент детей с нарушением интеллекта усложняется. В одном классе обучаются дети с различными психическими, физическими и личностными особенностями. У большинства обучающихся отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Это проявляется в трудностях усвоения программного материала по предмету. Дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают что-нибудь яркое, необычное, то, что их привлекает. Поэтому использование наглядных средств обучения является эффективным способом в развитии и обучении данной категории детей. Дети с нарушением интеллекта больше, чем кто бы то ни было, нуждаются в том, чтобы объяснения педагога сопровождались наглядным материалом. А детям с расстройством аутистического спектра необходимы разнообразные задания практического характера, представленные в данной рабочей тетради. В рабочей тетради реализованы задачи по интеграции образовательных областей: социально – коммуникативной, познавательной и области развития речи. В рабочей тетради представлены задания к разделам учебника «Речевая практика»: · Снова в школу! · Мы собрались поиграть… · В библиотеке · Сказки про Машу · Отправляюсь в магазин · Телефонный разговор · Я – зритель · Какая сегодня погода? · Снегурочка · Весёлый праздник · Учимся понимать животных · Узнай меня! Материал заданий соответствует теме раздела и направлен на реализацию образовательных и коррекционных задач: § формирование и уточнение лексики; § ознакомление учащихся с обобщающими понятиями; § развитие навыков устной коммуникации; § развитие мелкой моторики; § развитие пространственной ориентировки; § развитие мыслительных процессов (обобщение, сравнение, классификация), устойчивого произвольного внимания, образного восприятия. Использование рабочей тетради на уроках речевой практики способствует формированию базовых учебных действий: Личностных: осознание себя как ученика, заинтересованного посещение школы, обучением, занятиями; осознание себя одноклассником, другом. Регулятивных: умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Коммуникативных: умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию, умение обращаться за помощью и принимать помощь. Познавательных: умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать элементарное схематическое изображение, устное высказывание) и т.д. Дети с умственной отсталостью нуждаются не только в систематическом обучении, но и в систематическом повторении пройденного материала. Повторение навыка не только помогает его сохранить, оно также поддерживает мотивацию ребенка, так как у него всегда есть возможность поработать над простыми для него задачами, а не только над новыми и сложными. Особенно это важно для детей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому при изучении каждой темы предлагается материал, направленный на актуализацию знаний учащихся по изученной теме. Важным условием осуществления современных принципов обучения является органическая связь уроков речевой практики со всеми предметами начальной школы, она оказывает влияние на повышение качества учебной работы школьника. Материал рабочей тетради позволяет формировать у детей учебные навыки и привычки, которые в дальнейшем можно перенести на другие виды учебной и трудовой деятельности. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, способствуют подготовке ребёнка к усвоению навыков письма и направлены на развитие мелкой моторики пальцев рук, координации и точности движения руки, развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради, а также на практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов. Для закрепления навыков осознанного и выразительного чтения в рабочей тетради представлены задания, направленные на соотнесение печатного текста с изображением, чтение текстов и стихотворений небольшого объема с последующим анализом прочитанного. В рабочей тетради представлены задания, направленные на закрепление знаний нумерации чисел, числового ряда; на формирование и закрепление математических понятий: величина, форма, пространственные представления и временные понятия, сравнение предметов по их признакам, что соотносится с задачами учебного предмета «Математика». Упражнения на развитие памяти, внимания, наблюдательности, создают базу для развития математических способностей у детей. Тематика уроков «Мир природы и человека» во многом решает те же задачи, что и уроки речевой практики. Задания рабочей тетради параллельно формируют у детей представления об окружающей действительности, расширяют знания о Краснодарском крае Материал заданий рабочей тетради направлен на воспитание у детей трудолюбия, уважения к труду других людей, получение знаний, которые могут быть использованы на уроках ручного труда и изобразительного искусства. В школах для детей с особыми образовательными потребностями одной из ведущих целей является коррекционная. В рабочую тетрадь включены задания, направленные на развитие мыслительных процессов (обобщение, сравнение, классификация), устойчивого произвольного внимания, образного восприятия, воображения, кратковременной и долговременной памяти: ü отгадывание загадок; ü объяснение переносного смысла пословиц и фразеологических оборотов; ü задания на сравнение, выделение общего и частного; ü материалы информативного характера, направленные на формирование и закрепление норм и правил поведения в общественных местах, навыков безопасной жизнедеятельности. На материале пособия идёт преодоление затруднений с произношением слов сложного слогового состава, работа над ритмической структурой речи, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Лексический материал рабочей тетради педагог может использовать в предложенном виде, варьировать задания, вносить изменения в соответствии с возможностями класса. Использование рабочей тетради на уроке помогает избежать перегрузки и переутомления учащихся, так как предполагает разнообразные виды работы, чередование устной и письменной деятельности; сохраняет и развивает продуктивную мотивацию учения.
Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - пр. Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014 года. 2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант №1 в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3. «Речевая практика» С.В. Комарова 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2018 4. Интернет-ресурсы: https://www.pinterest.ru/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница https://www.maam.ru/
|
|||
|