|
|||
Психологическое заключениеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Для проведения психодиагностики были использованы следующие методики: 1. САН 2. Самооценка психических состояний Г. Айзенка 3. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина 4. Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора 5. Формула темперамента А. Белова 6. Методика А.И.Крупнова по исследованию темперамента 7. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности Русалова В. М. 8. Методика диагностики темперамента Я. Стреляу 9. Личностный опросник EPI Айзенка 10. Методика исследования перфекционизма П. Л. Хьюитта и Г. Л. Флетта 11. Структура интересов Хеннинга 12. ДДО Климова Е.А. 13. Методика СЖО в адаптации Д. А. Леонтьева 14. Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича 15. Опросник мотивации аффилиации А. Мехрабиана 16. Опросник мотивации достижения успеха и избегания неудачи А. Мехрабиана 17. Опросник мотивации обучения в ВУЗе Т. Н. Ильиной 18. Методика «Пиктограмма» (А. Р. Лурия) 19. Корректурная проба Бурдона 20. ШТУР 21. Тест креативности Торранса 22. Тест структуры интеллекта Амтхауэра 23. Тест Равена «Шкала прогрессивных матриц» 24. Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Р. Кэттела 25. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева 26. Опросник Басса-Дарки 27. Шкала враждебности Кука – Медлей 28. Опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана 29. Тест руки Вагнера 30. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко 31. Методика диагностики агрессивности Ассингера 32. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой 33. Методика УСК (уровень субъективного контроля) Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд 34. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга 35. Келли-98 36. Опросник моделей личности по К. Юнгу 37. Опросник С. Шмишека 38. ПДО Личко 39. Методика СМИЛ (MMPI) 40. Многофакторный личностный опросник 16PF Р.Б. Кэттелла 41. Методика изучения самоотношения Столина В.В. 42. Самоактуализационный тест POI (САМОАЛ) 43. Личностный дифференциал (ЛД) 44. ИЖУ в адаптации Н.В. Паниной 45. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири 46. Опросник межличностных отношений (ОМО)
Психологическое заключение Соболева Полина Ильинична, 29.12.1999 г. рождения. Проживает в городе Рязань совместно с родителями и сестрой. Мать: Соболева Людмила Евгеньевна 1979 г. рождения, высшее образование, руководитель отдела. Отец: Соболев Илья Владимирович 1978 г. Рождения, среднее образование, менеджер отдела продаж. Сестра: Соболева Елизавета Ильинична, 2001 г. рождения, студентка 1 курса РГРТУ. Возраст во время прохождения обследования 20 лет. Обследуемая является студенткой факультета клинической психологии РязГМУ, 3 курс, 2 группа. Имеет среднюю успеваемость, оценки 4-5. Состояние на момент обследования Во время обследования Полина не проявляет явных признаков беспокойства и тревоги. Она достаточно активна, настроена на работу и в целом находится в благоприятном состоянии для проведения психодиагностики (САН, Самооценка психических состояний Г. Айзенка) Однако, результаты тестов тревожности указывают на то, что ситуация обследования всё же воспринимается как стрессовая и может приносить определенный дискомфорт (Шкалы тревожности Спилбергера-Ханина). Обследуемая также демонстрирует высокие показатели личностной тревожности. Следовательно, многие разнообразные ситуации могут спровоцировать реакцию тревоги и повысить внутреннее напряжение (Шкалы тревожности Спилбергера-Ханина, Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора). испытывает тревогу и беспокойство в непривычных для себя ситуациях. Когда обстановка знакома тревога ослабевает или не возникает вообще (Многофакторный личностный опросник 16PF Р.Б. Кэттелла).
Свойства темперамента Обследуемая обладает смешанным типом темперамента (Формула темперамента А, Белова, Личностный опросник EPI Айзенка, Опросник формально-динамических свойств индивидуальности Русалова В. М.). Высокая сила процессов возбуждения обеспечивает интенсивную ответную реакцию на стимулы. Высокая сила процессов торможения реализуется в способности к самоконтролю, собранности, бдительности в поведении. Свойства темперамента проявляются в психомоторной сфере и обеспечивают преобладание сильных, интенсивных реакций и действий, высокую пластичность и устойчивость к различным помехам. Наблюдается стремление к разнообразным способам физической деятельности и высокая скорость движений. В интеллектуальной сфере также преобладают интенсивные реакции и действия, сохраняется способность к длительной интеллектуальной деятельности, но наблюдаются трудности переключения на другие программы поведения. На неудачи в умственной работе обследуемая реагирует спокойствие. Коммуникативная сфера характеризуется средней потребностью в общении и средним кругом контактов. Это может быть связано с высокой чувствительностью индивида к неудачам в общении. В процессе социального взаимодействия нередко возникает чувство неуверенности, некомпетентности, обусловленные личностной тревожностью обследуемой (Методика А.И.Крупнова по исследованию темперамента, Опросник формально-динамических свойств индивидуальности Русалова В. М., Методика диагностики темперамента Я. Стреляу). Обследуемая не относится к явным экстравертам или интровертам, следовательно, ее можно назвать амбивертом. Испытуемый оценивает себя как интроверт, однако, указанное качество выражено на уровне тенденции к интровертированности. Активной компании предпочитает уединение и спокойствие. Однако, в располагающих условиях возможно усиление организационных и иных деловых качеств. Склонность к рефлексии. Изменчивость коммуникативного характера может отражать свойства натуры, недостаточно самореализующейся или находящейся на этапе перемен, потому примеряющей на себя новые роли. Избегает чрезмерной ответственности и настойчивого внимания к себе. Недостаточно уверен в своих коммуникативных и деловых возможностях. (Личностный опросник EPI Айзенка, Опросник моделей личности по К. Юнгу, Личностный дифференциал (ЛД) ).
Мотивационно-волевая сфера Специальность, на которой обучается Полина отражает направленность ее интересов на личность, ее развитие, человеческие взаимоотношения и свидетельствует об адекватном выборе профессии и удовлетворенности ей. Преобладают мотивы приобретения знаний и овладения профессией. (Структура интересов Хеннинга, ДДО Климова Е.А., Опросник мотивации обучения в ВУЗе Т. Н. Ильиной). Так же на выбор профессии психолога могли повлиять ценностные ориентации Полины, к значимым ценностям она относит счастье других, интересную работу, терпимость. Работа психолога безусловно направлена на помощь другим людям в обретении счастья и гармонии в их жизни. Однако, Полина демонстрирует выявил средний уровень стремления к людям, что связано со страхом быть отвергнутым (Опросник мотивации аффилиации А. Мехрабиана) У Полины выражена потребность в том, чтобы окружающие стремились быть к нему эмоционально более близкими, делились своими интимными чувствами, вовлекали в глубокие эмоциональные отношения. Наблюдается существенный разрыв между собственным и требуемым от окружающих поведением в области аффекта, что может указывать на наличие внутренних конфликтов и фрустрации в данной области. (Опросник межличностных отношений (ОМО) Потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Обследуемая предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно, что может быть связано с тревогой и выраженным стремлением к избеганию неудач. (Опросник мотивации достижения успеха и избегания неудачи А. Мехрабиана) Саморегуляция снижена вследствие неадекватной оценки значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации и последствиям своих действий. У обследуемой часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, она не всегда замечает изменение ситуации, что приводит к неудачам. Данные свидетельствуют об автономности в организации своей активности, способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. (Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ)В.И. Моросановой) Низкий уровнь субъективного контроля свидетельствует о том, что Полина не видит связи между своими действиями и значимыми для нее событиями жизни, не считает себя способными контролировать их развитие. Она полагает, что большинство событий ее жизни является результатом случая или действия других людей. Особо низкие показатели в уровне интернальности в семейных отношениях указывают на то, что субъект считает не себя, а других членов семьи причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. Противоположная ситуация возникает в общении с окружающими, обследуемая считает именно себя ответственной за построение межличностных отношений с ними. Низкие показатели в области достижений и неудач свидетельствуют о том, что Полина приписывает свои успехи внешним обстоятельствам – везению или помощи других людей примерно в той же степени, что и ответственность за собственные неудачи и поражения. (Методика УСК (уровень субъективного контроля) Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд) Важными ценностями обследуемая считает счастье других, любовь, свободу, материальное благополучие, здоровье, интересную работу, жизнерадостность, независимость, рационализм, широту взглядов, терпимость, смелость в отстаивании своего мнения. Наблюдается баланс между конкретными и абстрактными ценностями, а также ценностями личной самореализации, среди конкретных предпочитаемые ценности материальные, здоровья и интересной работы, абстрактные ценности занимает ведущую позицию - счастье других, любовь и свобода. Среди групп инструментальных ценностей ведущими являются индивидуальными ценности - независимости, рационализма, смелости в отстаивании своего мнения. Конформистские ценности отличаются незначимостью. То есть мы можем предположить, что ценности обследуемой находятся в конфликтных отношениях. Полина выделяет счастье других как главную ценность и в то же время ведущими ценностями является независимость, смелость отстаивать свое мнение. Счастье других, любовь - предполагают наличие определенной зависимости психического состояния, настроения от других людей и конкретных ситуаций. Отстаиванию своего мнения, реализации собственной свободы может препятствовать убежденность в том, что счастье других является более значимым, чем собственное (Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича). Полина разделяет ценности самоактуализирующейся личности, такие как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. (Самоактуализационный тест POI (САМОАЛ)) Обследуемая полагает, что источник смысла жизни может быть найден как в цели, так и в самом процессе ее достижения. Наблюдается высокая удовлетворенность своей жизнью в настоящем, уверенность в том, что в жизни есть вещи, которые она может контролировать. (Методика СЖО в адаптации Д. А. Леонтьева).
Когнитивная сфера Общий уровень интеллекта 115 (усредненный показатель Тест структуры интеллекта Амтхауэра, Тест Равена «Шкала прогрессивных матриц» и Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Р. Кэттела). У обследуемой преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным. Данные результаты снова указывают на то, что выбранная профессия является адекватной способностям Полины. Хорошо развиты мнемические способности, хуже остальных развита способность к пространственному воображению. Математические и конструктивные способности развиты на уровне среднего (Тест структуры интеллекта Амтхауэра). Был выявлен кинестетический тип восприятия, то есть лучшее усвоение информации происходит посредством активных движений – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя. Необходимо постоянно двигаться. Внимание всегда приковано к движущимся объектам. В общении с людьми Полина обращает внимание на то, как другой себя ведет и чем занимается. Сама часто использует в разговоре свое тело, жесты, пантомимику (Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева.).
Эмоциональная сфера У обследуемой был выявил повышенный уровень агрессивности, которая проявляется в вербальной и физической агрессии. Однако, Полина не склонна к открытому агрессивному поведению, скорее всего агрессия будет проявляться под видом негативизма, цинизма, враждебности и внутренней раздражительности. (Опросник Басса-Дарки, Методика диагностики агрессивности Ассингера, Тест руки Вагнера, Шкала враждебности Кука-Медлей). Полина обладает средним уровнем эмпатических способностей. Среди компонентов эмпатии наиболее развиты такие как проникающая способность - позволяет создавать доверительную атмосферу, способствует открытости, и идентификация, проявляющаяся в умении постановить себя на место другого. (Опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана, Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко). Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга выявила значительное отклонения от самозащитного типа направленности. Это связано с тем, что обследуемая не стремится кого-либо обвинить, пытается убедить себя, что ситуация в целом не фрустрирующая, а значит не за чем тратить свои силы и время, которых возможно и нет. Личность Исследование акцентуаций характера выявило Аффективно-экзальтированный тип акцентуации, который характеризуется легкостью перехода от состояния восторга к состоянию печали. Обследуемая впечатлительна, бурно реагирует на события. Искренне и глубоко переживает за других, близко к сердцу принимает их проблемы. Свойственна контактность, влюбчивость. Часто вступает в споры, но обычно не доводит дело до открытых конфликтов. Сильно привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, проявляет искренность чувств. Подверженность сиюминутным настроениям, порывисты, обладают лабильностью психики. Социально-адаптивные черты: эмоциональность, добродушие, искренность, чуткость, готовность помочь. Доброжелательно, без предубеждений относится к окружающим, снисходительно оценивает их поступки. Дезадаптивные особенности: зависимость от смены настроения, ослабленный самоконтроль, паникерство, избегание трудностей, склонность к самообвинению, невозможность длительного прогноза деятельности, эгоизм. Стрессовые ситуации: высокие требования, ответственность, регламентированная деятельность, недостаток общения, обвинения в непорядочных поступках, публичные указания на физические или другие недостатки, необходимость давать взвешенные оценки. Типичные способы совладания со стрессом: вербальная агрессия, психологические защиты (отрицание, уход в болезнь, фантазирование), часто творческие натуры (Опросник С. Шмишека). Так же был выявлен "Шизо-истероидный" тип акцентуации характера с ведущим шизоидным радикалом. Этим обуславливается потребность в замкнутости, интровертированности, глубоком контакте, которая распространяется на основную сферу деятельности. Неконформен и своеобразен в своем отношении с социумом. Контакт устанавливается по мере необходимости. Поскольку существует вторичная способность к глубокому контакту такие люди, образуют замкнутые группы, внутри которых они глубоко контактны и конформны. То есть внутри группы ведут себя как истероиды. Но вся группа целиком неконформна к окружающему социуму - выделяющиеся, замкнутые группы (но не антисоциальные). Снаружи отсутствие тенденции к расширению контактов, внутри - истероидная эгоцентричность, высокомерие, снисходительность к оценке остальных, высокая самооценка себя как члена группы. (ПДО Личко) Взаимодействий с людьми не избегает, но собственная активность в установлении и сохранении контактов невысокая. Инициатором общения становится, если затрагиваются его интересы или проблема решается, только с помощью общения. Избирателен в общении. Имеет небольшой круг друзей и знакомых, которые близки по интересам и ценностям, с которыми комфортно. Общение с большой аудиторией или авторитетными людьми требует напряжения. (Многофакторный личностный опросник 16PF Р.Б. Кэттелла) Методика СМИЛ (MMPI)выявила повышение эмоциональной лабильности, т.е. неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций (эгоистичность с альтруизмом, агрессивность с желанием нравиться окружающим). Эмоциональная лабильность проявляется как ведущая тенденция, придающая типу мышления наглядно образный, чувственный стиль. Обследуемая отличается демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений, неустойчивостью самооценки. Она убеждена в идентичности Я декларируемым идеалам, обладает некоторой ребячливостью, незрелостью установок и суждений. Проявляет влечение к профессиональной деятельности, в которой насыщается потребность в общении, переживание ярких чувств (профессия психолога). Характерен оптимизм - высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка, склонность к шуткам, приподнятое настроение. В ответ на противодействие легко вспыхивает и легко угасает. Успех вызывает экзальтацию, эмоции гордости. Житейские трудности воспринимаются как легко преодолимые, либо их значимость обесценивается. Снисходительное отношение к своим промахам, недостаткам - низкий уровень перфекционизма (Методика исследования перфекционизма П. Л. Хьюитта и Г. Л. Флетта). Отступает от желаемой цели, как только появляется внутреннее или внешнее препятствие. Часто действует неорганизованно. Не умеет планировать и распределять время. Поведение регулируется преимущественно личными сиюминутными желаниями и потребностями - не всегда вписывается в традиции, рамки. Свои возможности не всегда оценивает критично. Достаточно свободно относится к моральным нормам. (Опросник мотивации достижения успеха и избегания неудачи А. Мехрабиана, Многофакторный личностный опросник 16PF Р.Б. Кэттелла) Обследуемая в принципе удовлетворена собой, позиционирует себя как носителя положительных характеристик, но это скорее это самооценка оптимиста, имеющего шанс подняться до уровня своей самооценки. Полине свойственно считать, что ее характер, деятельность не способны вызывать симпатию, уважение, одобрение от других. Возможно, с данным показателем связаны трудности в коммуникативной сфере. В тоже время самоценность находится на высоком уровне и проявляется в чувстве любови к себе, самопринятии, согласии с собой. (Методика изучения самоотношения Столина В.В., Личностный дифференциал (ЛД)) Исследование с помощью ИЖУ в адаптации Н.В. Паниной выявило как низкий уровень жизненной удовлетворенности в целом, так и низкие показатели по отдельным шкалам - Интерес к жизни - средняя степень энтузиазма, увлечённого отношения к обычной повседневной жизни. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями - низкие показатели отражают убеждённость человека в том, что он не достиг или не способен достичь тех целей, которые считает для себя важными. Рекомендуется в целях снятия тревожности выполнять медитативные упражнения. Для большей эффективности следует медитировать несколько раз в день начиная с 2-3 минут, постепенно увеличивая время. Для развития способности к саморегуляции рекомендуется использовать «систему жетонов», т.е. составлять списки дел и поощрять себя за каждое выполненное вовремя дело сразу как оно будет завершено. Выбирать тип поощрения следует из своих предпочтений. Для устранения проблем в коммуникативной сфере рекомендуется посетить специальный треннинг, группа поможет скорректировать представления обследуемой о том, как воспринимают ее окружающие.
|
|||
|