Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курганский филиал

 

Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

Образовательная программа: государственно-правовой профиль

 

 

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Уголовно-правовая характеристика преступлений террористической направленности

 

 

Автор:

обучающийся группы Ю-44

заочной формы обучения

Мамедов Фаруг Вакиф оглы

Подпись_______________________

 

Руководитель:

доцент, к.ю.н., доцент

Гришин Денис Александрович

Подпись_______________________

 

 

Курган 2020 г.

Содержание

 

Введение
Глава 1 Теоретические основы, признаки и понятие преступлений террористической направленности  
1.1 Законодательство в области противодействия экстремизму и терроризму
1.2 Отграничение террористического акта от смежных составов преступлений
1.3 Объективные и субъективные признаки преступлений террористического характера
1.4 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки
Глава 2 Теоретические аспекты противодействию терроризму
2.1 Правовые основы борьбы с терроризмом
2.2 Практические разработки по профилактике террористической деятельности  
Заключение
Список источников и литературы

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Террористический акт является одни из опаснейших преступлений, так

как несёт в себе совокупность различных преступлений, сопровождается большим количеством жертв, влияет на моральную обстановку в государстве и значительно подрывает общественную безопасность.

Одной из ведущих тенденций терроризма является расширение его

географии. Высокий уровень террористических вызовов выявлен в ряде стран Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии.

На протяжении всей истории своего существования человечество

сталкивалось с разными формами и проявлениями терроризма. Особого

размаха это явление достигло в конце XX - начале XXI века. Беспрецедентные по своему проявлению, масштабам и жестокости террористические акты получают широкий резонанс во всем мире, вызывая не только справедливое возмущение общественности, но и серьезное опасение за мир, и безопасность на планете. Терроризм нарушает систему правовой защиты человека, наносит огромный ущерб стабильности мирового сообщества, государственным интересам, и в частности безопасности людей в целом. Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился к настоящему времени в одну из самых острых и злободневных проблем глобального значения. Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушение духовных, материальных, культурных ценностей, которые невозможно воссоздать веками. Кроме того, терроризм порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами.

За 2017 год произошло 3 деяния квалифицированные высшими органами государственной власти как террористические акты. К таким относятся теракт в Петербуржском метрополитене, произошедший 3 апреля 2017, в котором ранено 108 человек, погибло 16 человек. Ещё одним примером является взрыв в магазине «Перекрёсток» в г. Санкт-Петербург 27 декабря 2017 года, в котором пострадало 18 человек. Анализируя только обстановку в РФ, от террористических актов пострадало 149 человек, а также различные объекты инфраструктуры. Данное является серьёзным нарушением общественной безопасности, что в последствие выражается в необходимости со стороны органов государственной власти принимать соответствующие решения для организации противодействия терроризму и обеспечения защиты граждан. Изучение террористического акта, терроризма, как преступление является актуальным для настоящей действительности. Обусловлено указанное, необходимостью организации способов юридического противодействия данному явлению. Опасность данного деяния, его составных форм, заключается не только для государства, но, так же для граждан в целом.

Основной проблемой в настоящий момент является, использование

терроризма, государствами, для достижения своих целей и приобретение сторонней выгоды. И в таком случае механизм привлечения к ответственности за данное нарушение, не сформулирован, что охарактеризует пробелы в международном праве.

Террористический акт является опасным преступлением, посягающим

на различные общественные отношения, защищённые государством.

Стоит акцентировать внимание и на том, что с момента принятия

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9

февраля 2012 г. № 1 "О некоторых вопросах судебной практики по

уголовным делам о преступлениях террористической направленности"

судами РФ вынесено 13 приговоров по ст. 205 УК РФ.

Объектом исследования является уголовно-правовые отношения,

связанные с террористическим актом.

Предмет исследования – это уголовно-правовые нормы,

устанавливающие уголовную ответственность за террористический акт.

 

 


 

Глава 1 Теоретические основы, признаки и понятие преступлений террористической направленности

 

1.1 Законодательство в области противодействия экстремизму и терроризму

 

Терроризм представляет угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, сохранению территориальной целостности государств, их политической, экономической и социальной стабильности, а также осуществлению основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь.

Международное сообщество, осознавая опасность терроризма и стремясь выработать эффективные меры по его предупреждению, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции ООН (например, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979) , Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997), Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999) , Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001), Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (2005) и др. Одним из наиболее существенных международных документов, регламентирующим противодействие терроризму стала Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, которая была принята государствами-членами 8 сентября 2006 года.5 Эта стратегия является уникальным глобальным документом, который укрепил национальные, региональные и международные усилия по борьбе с терроризмом. Впервые все государства-члены согласились с общим стратегическим подходом к борьбе с терроризмом, не только послав четкий сигнал о том, что терроризм неприемлем во всех его формах и проявлениях, но и выразив решимость предпринять практические шаги, как в индивидуальном, так и в коллективном плане, по предотвращению терроризма и борьбы с ним. Практические шаги, отображенные в Стратегии, включают широкий круг мер, варьирующихся от укрепления государственного потенциала в деле борьбы с террористическими угрозами до лучшей координации контртеррористической деятельности системы ООН. Настоящим прорывом в международном противодействии терроризму стало учреждение Контртеррористического управления ООН резолюцией 71/291 Генеральной Ассамблеи в июне 2017 года.1 21 июня 2017 года представитель Российской Федерации Владимир Иванович Воронков был назначен заместителем Генерального секретаря ООН, возглавляющим Контртеррористическое управление. Одной из главных задач управления является улучшение координации усилий структур ООН, в той или иной степени связанных с антитеррором. Всего таких структур 38, в их числе работающий под началом Совета Безопасности Контртеррористический исполнительный директорат, Управление ООН по наркотикам и преступности, Программа развития ООН, Департамент операций по поддержанию мира ООН и другие. Из межгосударственных структур у управления налажены связи с Интерполом и Европолом. Так как формат управления не подразумевает наличие собственных силовых структур, основная задача – реализация принципов «мягкой силы», путем формирования проектов по противодействию терроризму, предлагаемые государствами-участниками, например решение таких проблем как управление границами, авиационная безопасность, предотвращение радикализации, предотвращение финансирования терроризма и т.д. Это подразделение будет стремиться наладить тесные связи с органами

Совета Безопасности и государствами-членами, укреплять существующие и создавать новые партнерства.  На подразделение возложены пять основных функций:

а) направлять работу по выполнению антитеррористических мандатов

 Генеральной Ассамблеи, возлагаемых на Генерального секретаря разными подразделениями системы ООН;

б) улучшать координацию и обеспечивать согласованность действий 38 членов Целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий в интересах сбалансированного осуществления четырех компонентов Глобальной контртеррористической стратегии ООН;

в) повышать эффективность помощи, оказываемой ООН государствам членам в деле укрепления их антитеррористического потенциала;

г) привлекать внимание к антитеррористической деятельности ООН, распространять информацию о ней и активизировать работу по мобилизации ресурсов на ее финансирование; и

д) обеспечивать, чтобы борьбе с терроризмом уделялось должное внимание в деятельности всей системы ООН, чтобы важная работа по предотвращению насильственного экстремизма неизменно следовала Стратегии.

В международных документах указывается, что терроризм ни при каких обстоятельствах не может быть оправдан соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного характера, а лица, виновные в совершении актов терроризма других предусмотренных указанными конвенциями преступлений, должны привлекаться к ответственности в соответствии с законом, и им следует назначать наказание с учетом тяжести совершенных преступлений. Наряду с этим, меры по предупреждению или пресечению таких преступлений должны приниматься при соблюдении верховенства закона и демократических ценностей, прав человека и основных свобод, а также других положений международного права. Нормативно-правовая база противодействия терроризму должна соответствовать следующим требованиям:

     а) гибко и адекватно реагировать на постоянные изменения способов, форм, методов и тактики деятельности субъектов террористической деятельности;

б) учитывать международный опыт, реальные социально-политические, национальные, этно-конфессиональные и другие факторы;

в) определять компетенцию субъектов противодействия терроризму, адекватную угрозам террористических актов;

г) устанавливать ответственность физических и юридических лиц за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области противодействия терроризму;

д) определять адекватные угрозам террористических актов меры

стимулирования и социальной защиты лиц, участвующих мероприятиях по противодействию терроризму;

е) обеспечивать эффективность уголовного преследования за террористическую деятельность.

В Российской Федерации одним из первых нормативно-правовых актов, в котором конкретизировались организационные основы противодействия терроризму, стал принятый Президентом РФ Указ № 116 «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 года (ред. от 25.11.2019).

 Так, важным шагом, реализованным с принятием данного Указа, стало образование НАК. Председателем НАК по должности является директор ФСБ Российской Федерации. Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений Указом предусмотрено образование антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации. Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 12 Указа, положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и еѐ регламент утверждаются председателем Национального антитеррористического комитета; организационное и материально-техническое обеспечение деятельности антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Национального антитеррористического комитета образован Федеральный оперативный штаб, а в субъектах Российской Федерации - оперативные штабы. Впоследствии, вместе с Указом Президента РФ № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» от 26 декабря 2015 года, было принято новое «Положение о Национальном антитеррористическом комитете». В данном Положении были обновлены основные задачи Комитета, а именно:

а) мониторинг состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики и совершенствованию нормативноправового регулирования в области противодействия терроризму;

б) организация и координация деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах);

в) информационное сопровождение деятельности по противодействию терроризму.

 

По итогам деятельности, решения Комитета направляются в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, в органы местного самоуправления в части, их касающейся, а также доводятся до сведения общественных объединений, организаций и граждан путем опубликования на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Говоря об уголовно-правовых средствах антитеррористической безопасности, следует отметить Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации», утверждѐнная 5 октября 2009 года Президентом РФ Д.А. Медведевым, которая определила основные принципы государственной политики в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы в этой сфере. Сверх того, в Указе Президента РФ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31 декабря 2015 года устанавливается приоритет обеспечения государственной и общественной безопасности в рамках совершенствования правового регулирования профилактики терроризма на территории РФ.

Также, в целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3,

205.4, 205.5, 205.6, 206, 211, 278 и 361.1. Таким образом, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Данная система призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. В Российской Федерации координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации. Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.

 

 


 

1.2 Отграничение террористического акта от смежных составов преступлений

 

Рассматривая проблему уголовно-правового регулирования

противодействия террористической деятельности важное значение имеет

вопрос отграничения террористического акта от смежных составов

преступления.

На практике нередко возникают трудности при отграничении

террористического акта от смежных составов преступлений.

Среди одноуровневых с террористическим актом преступных деяний,

как международного, так и внутригосударственного значения имеют

схожесть диверсия, действия, направленные на насильственное изменение

либо свержение конституционного строя или на захват государственной

власти, умышленное уничтожение или повреждение имущества, организация

незаконного вооруженного формирования или участие в нем и т.д.

Уголовная ответственность за совершение диверсии установлена в ст.

281 УК РФ. Диверсия – совершение взрыва, поджога или иных действий,

направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений,

объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств

связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва

экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

В связи с этим возникает необходимость более детального

исследования понятия, и его отграничения от террористического акта.

Рассмотрим основные признаки отграничения:

1) объективная сторона диверсии выражается только лишь в

совершении взрывов, поджогов и иных общественно-опасных деяний,

совершение террористического акта подобными действиями не

ограничивается, включает в себя также угрозу таковыми;

2) различие целей – при совершении диверсии действия субъекта

преступления направлены на причинение того или иного вреда (разрушение

или повреждение предприятий, зданий, сооружений и т.д.),в то время как

целью совершения террористического акта является устрашение населения и

формирование угрозы смерти человека;

3) способ совершения: диверсанты действуют тайно и не афишируют

свою деятельность, тогда как террористы обычно действуют открыто,

демонстративно, с предъявлением своих требований и амбиций;

Смежными составами преступления к террористическому акту являются захват заложника (ст. 206 Уголовного кодекса РФ [1] (далее – УК РФ)), бандитизм (ст. 209 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ), диверсия (ст. 281 УК РФ).

Захват заложников от террористического акта отличается по таким критериям, как дополнительный непосредственный объект, потерпевший, объективная сторона, цель, условия освобождения от уголовной ответственности.

В качестве дополнительного непосредственного объекта захвата заложника выделяют здоровье, личную свободу гражданина. Под заложником понимается лицо, которое захвачено и удерживается в целях понуждения государства, организации, отдельных лиц совершить определенное действие или воздержаться от его совершения, что будет служить условием его освобождения.

Разграничение составов террористического акта и захвата заложника производится также по признакам объективной стороны. Объективная сторона захвата заложника заключается в насильственном ограничении свободы, при этом в большинстве случаев для заложника отсутствует опасность. В очень редких ситуациях создается опасность для большого количества людей, что возможно при захвате заложника как составного элемента террористического акта.

Обязательным признаком субъективной стороны захвата заложников является цель – понуждение государства, организации, отдельных лиц совершить определенное действие или воздержаться от его совершения, что будет служить условием его освобождения.

Организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК РФ) необходимо отграничивать от террористического акта по признакам объективной стороны, субъекта и цели. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, заключается в непосредственном создании незаконного вооруженного формирования, его руководстве, финансировании, непосредственном участии в нем.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, предполагает наличие прямого конкретизированного умысла. Цель здесь не является обязательным признаком субъективной стороны преступления. В то же время, для террористического акта обязательным признаком субъективной стороны является цель, состоящая в прямом воздействии на принятие конкретного решения государством или международными органами.

Ст. 209 УК РФ определяет бандитизм как создание устойчивой вооруженной группы, именуемой бандой, с целью нападения на физических лиц или организации, а также руководство такой бандой.

Такой признак субъективной стороны бандитизма, как цель, заключается в наличии различных корыстных интересов, которые опосредуют нападение на граждан или организации, а цель террористического акта – устрашение населения и воздействие на государственные органы или международные организации.

Вооруженность является обязательным признаком бандитизма. При этом, в случае совершения террористического акта применение оружия не является обязательным.

Признаки объективной стороны бандитизма составляет создание банды, состоящей из двух или более лиц, с целью нападения на физических лиц или организации. Если же при совершении террористического акта была создана террористическая группировка, то такое деяние необходимо квалифицировать по ст. 205.4 УК РФ как организацию деятельности террористической организации и участие в ее деятельности.

Сложности возникают также при отграничении террористического акта от диверсии (ст. 281 УК РФ). Под диверсией понимается совершение взрыва, поджога, иных действий, которые направлены на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения, что совершается для подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Что касается отграничения диверсии и террористического акта, то, как указано выше, диверсия проявляется в определенных действиях, как взрыв, поджог, иные опасные действия. Террористический акт также может проявляться в этих действиях, при этом под его квалификацию подпадают также насильственные действия или угрозы их совершения.

Преступник, совершающий диверсию, направляет свои действия на причинение вреда или ущерба, что проявляется в разрушении или повреждении предприятий, сооружений, объектов жизнеобеспечения населения. Основная направленность террористического акта – устрашение населения или отдельно взятой его части, поддержание страха в обществе; его совершение воздействует на органы власти или международные организации.

Диверсия преследует ослабление государства, подрыв его экономической безопасности, оборонного комплекса. Диверсионный акт дестабилизирует деятельность органов государства, обстановку в обществе. В качестве цели терроризма необходимо определить оказание воздействия на органы государственной власти или международные организации для принятия ими определенного решения.

Действия диверсантов имеют скрытый характер, они не придаются огласке. Напротив, действия террористов открыты, они выдвигают конкретные требования, не скрывая своих намерений.

Различен и возраст привлечения к уголовной ответственности за совершение террористического акта и диверсии. За совершение террористического акта возраст привлечения к уголовной ответственности составляет 14 лет. Уголовная ответственность за совершение диверсии 0

Также отграничение составов преступлений, содержащихся в ст. 205 и ст. 277 УК РФ, осуществляется по дополнительному непосредственному объекту. Совершение террористического акта предполагает посягательство на такой дополнительный непосредственный объект, как общественные отношения в сфере обеспечения неприкосновенности жизни и здоровья человека, собственности, органов государственной власти и международных организаций. При этом ст. 277 УК РФ в качестве дополнительного непосредственного объекта определяет общественные отношения, которые обеспечивают жизнь государственного или общественного деятеля.

Принципиальным различием является и направленность совершения анализируемых преступлений. Совершение террористического акта не нацелено на конкретного потерпевшего, а в ст. 277 УК РФ определен конкретный потерпевший – государственный или общественный деятель.

В диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ определена специальная цель совершения преступления как обязательный признак субъективной стороны. Она указана как воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. При этом в ст. 277 УК РФ цель обозначена как прекращение его государственной или иной политической деятельности, или же из мести за эту деятельность.

Различие производится и по субъекту преступления, а именно – касаемо возраста, с наступления которого возможно привлечение к уголовной ответственности. Как уже указывалось выше, за совершение террористического акта предусмотрен пониженный возраст уголовной ответственности – 14 лет, тогда как за совершение преступления, состав которого закреплен в ст. 277 УК РФ, уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Установление различия между составами преступлений, предусмотренными ст. 205 и 277 УК РФ, не исключает возможности квалифицировать определенное деяние по совокупности этих составов. Указанное возможно при совершении взрывов на митинге, где находится большое количество людей и происходит выступление государственного или общественного деятеля. Обязательным условием квалификации такого деяния как совокупности преступлений по ст. 205 и ст. 277 УК РФ является преследование преступником цели, характеризующей совершение как террористического акта, так и посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля одновременно.

Таким образом, проведенный анализ разграничения схожих преступлений показывает, что при отграничении террористического акта от смежных преступлений возникают некие сложности. Для устранения такой проблемы необходимо обобщить судебную практику и урегулировать данную проблему путем принятия Постановления Пленума Верховного Суда РФ о преступлениях, схожих с террористической деятельностью. Важным моментом разграничения террористического акта и смежных преступлений является учет при квалификации всей совокупности признаков каждого из составов преступлений. Это позволит облегчить правоприменителям осуществление квалификации анализируемых в статье схожих преступлений.

 

1.3 Объективные и субъективные признаки преступлений террористического характера

 

К объективным признакам террористического акта относятся объект и объективная сторона указанного преступления. Для детального анализа рассмотрим объект преступления террористический акт в классификациях по горизонтали и по вертикали. Общий объект – общественные отношения, которые охраняются всем УК РФ. Они указаны в ч. 1 ст. 2 Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) Федерального закона от 19 февраля 2018 г. № 35-ФЗ (далее УК РФ) и являются общими для всех составов преступлений, в том числе и для ст. 205 УК РФ. Родовой объект – общественный порядок и общественная безопасность.

Видовой объект – общественная безопасность.

Групповой объект – деятельность органов власти или международных организаций. При рассмотрении объекта преступления ст. 205 УК РФ необходимо учитывать, что данное преступление является много субъектным и посягает на различные сферы общественных отношений, охраняемых Уголовным кодексом. Выделим объекты по следующей конструкции.

Основным непосредственным объектом ст. 205 УК РФ – общественный порядок и общественная безопасность. Так же в данном случае необходимо выделить отдельно то, что указанное деяние должно обязательно посягать на общественное отношение, связанное с принятием решений органами государственной власти. В данном случае опираясь на позицию законодателя (включение в диспозицию статьи указанного выше термина), а так же на позиции Верховного Суда РФ, который так же отмечает указанное, для необходимости квалификации указанного деяния, стоит отметить данные общественные отношения как ключевые для квалификации.

Дополнительного объекта в ст. 205 УК РФ являются жизнь и здоровье, имущество, так же иные законные интересы лиц. В данном случае при

 совершении террористического акта, чаще всего страдают граждане либо принадлежащее им имущество. Так же данные преступления посягают на государственные объекты, обеспечивающее стабильное, существования государства и проживающих на его территории лиц. 

Факультативный объект в 205 УК РФ в данном случае является категорий, которая требует рассуждений. В данном случае деяние, предусмотренное настоящей статьёй, характеризует несколько объектов, которые по своей природе защищаются УК РФ. В данном случае, состав формируется и таким образом, что данное посягательство направлено на принятие органами власти решений выгодных для преступников. Таким образом, можно сказать, что к факультативному объекту относятся отношения, связанные с принятием органами власти решений, однако данный объект включается по своей природе в непосредственны объект.

Рассматривая же данную статью, к факультативному объекту можно отнести другие отношения, вытекающие из данных решений, принятых под воздействием. К таким отношениям можно отнести злоупотребление и превышение должностных полномочий, и другие должностные преступления, предусмотренные УК РФ. В таком случае данные объект защищается УК РФ и не является обязательным для квалификации настоящей статьи, потому как органы власти не обязаны выполнять требования террористов, но в силу некоторых обстоятельств могут это сделать, действуя в условиях крайней необходимости либо обоснованного риска, либо при иных обстоятельствах исключающих преступность деяния.

Таким образом, рассматривая объект преступления, предусмотренного

ст. 205 УК РФ можно отметить следующее, террористический акт является много субъектным преступлением и посягает на ряд общественных отношений, охраняемых УК РФ. Так же данное преступление по своей природе является составным преступлением, и несёт в себе существенную опасность для лиц, общества и государства. Что в свою очередь создаёт необходимость детального и грамотного регулирования по привлечению к ответственности лиц, совершивших данное преступление.

Рассмотрим обязательный признак, такой как общественно-опасное деяние, который в данном случае будет характеризоваться действиями, прямо определёнными законодателем. В данном случае законодатель в «Уголовном кодексе Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ  Федерального закона от 19 февраля 2018 г. № 35-ФЗ и

Верховный Суд в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» определяет следующим образом:

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений.

2. Иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в статье 205 УК РФ следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.

3. Угроза совершения взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий (часть 1 статьи 205 УК РФ), может быть выражена различными способами (например, устное высказывание, публикация в печати, распространение с использованием радио, телевидения или иных средств массовой информации, а также информационно -телекоммуникационных сетей).

Таким образом, законодатель в Уголовный кодекс Росс



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.