|
|||
Дидактические игры по развитию речи с элементами ТРИЗСтр 1 из 2Следующая ⇒ Дидактические игры по развитию речи с элементами ТРИЗ Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста - научить связно и выразительно говорить. Говорить - значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребёнок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. У детей же нашего возраста нет опыта рассказывания текстов, недостаточно активный словарь. Дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа, поэтому важно, чтобы современный ребенок овладел не только объёмом знаний и умений, а мог бы активно мыслить (размышлять, делать выводы, доказывать, объяснять, обладая определенной речевой активностью. Для того чтобы достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей, мы разработали дидактические игры с элементами технологии ТРИЗ-теория решения изобретательских задач. Технология ТРИЗ была разработана в 1945году учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Первоначально технология была адресована инженерно-техническим работникам, а в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов-практиков. В детские сады ТРИЗ – технологии приходят в 1987 году. Дидактические материалы по технологии ТРИЗ, в младших группах возможно использовать на занятиях и свободной деятельности лишь отдельные, более простые и понятные для младшего дошкольного возраста методы и принципы данной технологии, после того как дети овладевают более простейшими умениями уже возможно использовать в обучении более сложные методы технологии ТРИЗ(от простого к сложному). Дидактическая игра«Четвертый лишний» Цель - упражнять в умении классифицировать объекты по какому-либо признаку; учить объяснять свой выбор; развивать словесно-логическое мышление, развивать монологическую и диалогическую речь. (Слайд). Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Рассматривать предлагаемые дидактические картинки, на которых находятся 4 разных изображения (например, живые и неживые предметы,среди которых один не подходит к остальным по: -размеру, - форме, - цветовой гамме, - принадлежности к виду (например среди домашних животных есть дикое). При подборе стимульного материала важно остановиться на изображениях таких предметов, которые наверняка знакомы ребенку. Ребенку предлагается любая из картинок. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребенок должен объяснить свой выбор. «Посмотри! На этой карточке нарисованы четыре картинки. Три из них подходят друг к другу, их можно назвать одним словом, а одна картинка – лишняя, сюда не подходит. Какая картинка здесь лишняя?» Если ребенок показывает на изображение банана,то ему говорят: «Правильно! А теперь объясни, почему ты так решил?» При ответе ребенка «Потому что здесь три картинки – ягоды, а банан–не ягода, она лишняя», его поощряют «Молодец!» и предлагают следующую карточку–задание из той же группы, чтобы проверить усвоение инструкции.Теперь уже испытуемому говорят просто: «Какой предмет лишний на этой карточке?» Правильный ответ нужно принять с одобрением, говоря «хорошо» или «молодец». Если испытуемый дает ответ, который показывает, что он не понял инструкции, например, указывает первый попавшийся предмет и не может никак аргументировать такой выбор, надо попробовать повторить всю процедуру инструктирования. Но, если и это вызывает трудности, бывает полезным убедиться, понимают ли ребенок то, что нарисовано на карточках, знают ли они названия предметов и их назначение. Так, предъявляя задание маленьким детям, надо, указав на каждую картинку,спросить сначала: «Что это?» – и только если все предметы им знакомы, давать основную инструкцию. Спрячь мышку
|
|||
|