Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности стиля «Соцреализма»



 

Евгений Иванович Лопатин(26 декабря 1917, Балашов — 21 июля 2011, Москва)

 

— советский тяжелоатлет, серебряный призёр Олимпийских игр в Хельсинки (1952). Заслуженный мастер спорта СССР.

в 1927 году семья переехала в Саратов, где Евгений закончил Саратовский политехникум Рязано-Уральской железной дороги. В 1937 году поступил в Ленинградский текстильный институт, но через две недели бросил занятия и вернулся в Саратов, где его приняли в Институт механизации сельского хозяйства им. М. И. Калинина.

В конце 1937 года побывал на встрече с приехавшим в Саратов автором первого в СССР учебника по тяжёлой атлетике Николаем Ивановичем Лучкиным, и решил заняться этим видом спорта. Уже в марте 1938 года он стал чемпионом области в полулёгком весе, а год спустя выполнил норму мастера спорта в весе до 60 кг. В мае 1940 года в составе сборной Саратовской области участвовал в лично-командном первенстве СССР в Минске, где занял лишь 9-е место. Летом 1940 года Евгений Лопатин с женой и сыном Сергеем переехал в Ленинград, где поступил в Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова-Ленина и практически сразу вошёл в сборную города по тяжёлой атлетике.

Был участником Великой Отечественной войны и воевал в составе 120-й стрелковой дивизии 66 армии. В конце сентября 1942 года в бою под Ерзовкой был ранен пулемётной очередью в левую руку. Будучи отправлен на лечение, оказался в родном Саратове, где встретился с эвакуированными из Ленинграда женой и сыном. После госпиталя был направлен преподавателем физического воспитания в Куйбышевское военное училище связи. В 1944 году попробовал участвовать в местных соревнованиях, по просьбе местных властей был переведён на должность старшего тренера cаратовского «Динамо» по штанге.

Несмотря на больную руку, как спортсмен клуба "Красная Армия" Саратов , в 1945 и 1946 годах занял 2-е места на чемпионате СССР, а в 1947 году, как спортсмен "Динамо" Саратов - стал чемпионом СССР и серебряным призёром чемпионата Европы - . В 1948 году опять стал чемпионом СССР, в 1950 году — чемпионом Европы и серебряным призёром чемпионата мира. В 1952 году вновь стал чемпионом СССР, а на Олимпийских играх в Хельсинки завоевал серебряную медаль; известный советский тяжелоатлет Яков Куценко назвал Лопатинскую награду «триумфом воли».

После Олимпиады Евгений получил травму руки и прекратил выступления, перейдя на тренерскую работу в спортивном обществе «Динамо». Среди подготовленных им спортсменов был его сын Сергей Лопатин. В разные годы работал также с чемпионом мира Бакиром Фархутдиновым, призёром чемпионата мира Акопом Фараджяном и трёхкратным чемпионом СССР Николаем Ногайцевым. Умер 21 июля 2011 года в Москве.

 

Елена Александровна Янсон-Манизер (1890—1971)

 

Е. А. Янсон-Манизер родилась 17 января 1890 года в Петергофе.

В 1911 году, окончив гимназию, поступила на частные архитектурные курсы Е. Ф. Багаевой в Санкт-Петербурге.

В 1914-ом поступает на архитектурный факультет Политехнического института Санкт-Петербурга.

В 1917—1921 годах учится на архитектурном факультете Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских(ПГСХУМ).

В 1921—1922 — там же, но под вывеской Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).

В 1922—1925 — там же, но под вывеской Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), скульптурный факультет, у М. Г. Манизера. Стала его женой в 1926 году.

Участвовала в конкурсе проектов памятника В. И. Ленину у Финляндского вокзала (1924), получила пятую премию.

 

Работала в стилях: миниатюрная скульптура, портреты, монументально-декоративные рельефы, медали, станковые композиции.
Автор статуэток «Старт в воду», «Баскетболистка», «Ядротолкатель» (1926), которые в 1930-х гг. были увеличены, отлиты в бронзе и установлены в парках культуры и отдыха Москвы и Ленинграда. Автор скульптурной группы «Две физкультурницы» (1937).

Участвовала в оформлении станции метро «Динамо», создала 24 сюжета круглых фарфоровых рельефов, посвященных разным видам физкультуры и спорта.
Исполнила статуи и скульптурные портреты трехкратной чемпионки мира по конькобежному спорту М. Г. Исаковой и легкоатлетки А. В. Чудиной.
Создала 16 барельефов на тему многонационального СССР и рельефный портрет И. В. Сталина в окружении знамен на станцию метро «Добрынинская» (1949).

Любимая тема — изображение танца. Создала серию (1934—1937) из семи скульптур на тему балетов «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Египетские ночи» и др.
Изображала Майю Плисецкую в её ролях из балетов «Раймонда», «Каменный цветок» и других (в том числе для памятных медалей 1964 года — «Дон Кихот», «Легенда о любви»), в номере «Умирающий лебедь». По мнению балетного критика Н. Рославлевой, «пожалуй, ни одна фотография не даёт такого представления о пластической гибкости балерины, о выразительности её тела, как эти скульптуры»[1].
Неоднократно для Янсон-Манизер позировала народная артистка СССР Светлана Адырхаева.

Исполнила для ЛФЗ (1950-е) серию статуэток «Гирей сидящий», «Гирей с плащом», «Зарема с зеркалом», «Зарема с кинжалом», «Мария с шарфом», «Мария сидящая». Часть выполненных в фарфоре статуэток позднее была повторена в чугуне. Скульптуры «Зарема — балерина Каминская», «Майя Плисецкая в танцах персидок», «Испанка с веером» с большим успехом тиражировались (кон. 1950-х-1980-е) в Каслях и Кусе.

В 1950-60-е гг. выполнила надгробия артистов балета В. Д. Тихомирова и Л. М. Лавровского, актера И. Н. Берсенева.

Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР (1968).

 

 

Особенности стиля «Соцреализма»

Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма. Он является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма …явились дальнейшим развитием ленинского учения о партийности литературы.

 

Принципы соцреализма:

1. Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц.

2. Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.

3. Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и своё сознание, отношение к окружающей действительности).

 

Как гласило определение из советского учебника, метод подразумевал использование наследия мирового реалистического искусства, но не как простое подражание великим образцам, а с творческим подходом. «Метод социалистического реализма предопределяет глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. Задачи метода социалистического реализма требуют от каждого художника истинного понимания смысла совершающихся в стране событий, умения оценивать явления общественной жизни в их развитии, в сложном диалектическом взаимодействии».

Метод включал в себя единство реализма и советской романтики, сочетая героическое и романтическое с «реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности». Утверждалось, что таким образом гуманизм «критического реализма» дополнялся «социалистическим гуманизмом».

Узнать творение соцреализма несложно. Типичные сюжеты: заводские труженики за работой, счастливые колхозники на фоне целины, первомайские марши, радостные пионеры, люди на субботниках, вожди на встрече с населением и все в этом духе. Художники будто рисовали кадры, типичные для советских фильмов, восхваляли труд — не за деньги, а за грамоты и места на досках почета. Картины реалистичны, в них нет метафор или абстракций. Цветовая гамма на полотнах светлая, пастельная.
Классический пример соцреализма — памятник Рабочему и колхознице, «идеал советской эпохи».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.