Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Узнавание фигур.



 

Методики диагностики восприятия у подростков.

 

1. Методика сочетания букв и фраз.

Методика диагностика объёма восприятия по Чернобай А.Д. , Федотовой Ю.Ю.

Цель методики: анализ (диагностика) объема зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого - письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

Протокол занятия

Испытуемый__________________________________ Дата____

Экспериментатор______________________________ Время опыта____

Номер Предъявленные Ответ Кол-во правильно
предъявления стимулы испытуемого воспроизведенных букв
     
     
     
     

 

Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.

Набор 1.

РОПМЬУЛД ЭВОЕРАПВ
ЛАЕПГЗИЯ ОТАСЯМТЛ
ЛЧЮБВУИТ ДЮЯИДРНМ
ЫВБСБЛОМ ХОВАСТРО
ЭЕБЯКНОБ РВЕЖАЛИМ

 

АРОПЦДАТ ЦЗУБКОПА
ЦУПМСТВО БИБПЛПЬИ
БОАДЫКРС БМББСМПР
ДБАВЕЗЖН ПАОАОМПЕ
ЭЦХАВЦОЛ ОРАШЦУЗЖ

 

Набор 2.

1. Я иду домой 11. Давай пойдем гулять
2. Передайте мне чай 12. Спят усталые игрушки
Солнце уже высоко Старушка присела отдохнуть
Море сегодня холодное Сегодня очень холодно
Позвони мне, пожалуйста Птичка вьет гнездо
6. Пора учить уроки Мне все надоело
Собака поджала лапу Подари мне луну
8. Пора ложиться спать Мальчик рисует ракету
Очень интересная книга Ты записался добровольцем?
10. Не хочу учиться 20. Девочке очень весело

 

Обработка и анализ результатов.

1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М1 и М2).

2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).

3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 - 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 - 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 - 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.

 

2. Узнавание фигур.

Авторы методики:Чернобай А.Д. , Федотова Ю.Ю.
Цель методики:
диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания.

Ход исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).

Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 2) среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

где «М» - число правильно узнанных фигур,

«N» - число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.

 

Методика 3: диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева.

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.
Инструкция к тесту.
Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны. Тестовый материал (вопросы):

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами. 2. Часто напеваю себе потихоньку. 3. Не признаю моду, которая неудобна. 4. Люблю ходить в сауну. 5. В автомашине цвет для меня имеет значение. 6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение. 7. Меня развлекает подражание диалектам. 8. Внешнему виду придаю серьезное значение. 9. Мне нравится принимать массаж. 10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми. 11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением. 12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней. 13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое. 14. Люблю читать во время еды. 15. Люблю поговорить по телефону. 16. У меня есть склонность к полноте. 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому. 18. После плохого дня мой организм в напряжении. 19. Охотно и много фотографирую. 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые. 21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь. 22. Вечером люблю принять горячую ванну. 23. Стараюсь записывать свои личные дела. 24. Часто разговариваю с собой. 25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя. 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке. 27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим. 28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться. 29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука. 30. Мне нелегко найти удобную обувь. 31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы. 32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел. 33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику. 34. Люблю слушать, когда говорят. 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать. 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть. 37. У меня неплохая стереоаппаратура. 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой. 39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры. 40. Не выношу беспорядок. 41. Не люблю синтетических тканей. 42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения. 43. Часто хожу на концерты. 44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности. 45. Охотно посещаю галереи и выставки. 46. Серьезная дискуссия – это интересно. 47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами. 48. В шуме не могу сосредоточиться.

 

Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.
• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47. Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
• 13 и более – высокий;
• 8-12 – средний;
 • 7 и менее – низкий.
Интерпретация результатов:
Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.