Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Л. А. Файнберг



Л. А. Файнберг

 

В откликах на нашу статью В. П. Алексеев, С. А. Арутюнов, В. В. Бу­нак, Г. Е. Марков, Ю. И. Семенов, К. Э. Фабри сделали ценные замеча­ния и высказали много интересных соображений по обсуждаемой про­блеме. Из-за ограниченности места мы сможем остановиться только на основных положениях, затронутых нашими оппонентами.

Из откликов В. П. Алексеева и С. А. Арутюнова видно, что эти ис­следователи едины с нами в главном, а именно в убеждении, что по крайней мере некоторые «истоки социальной организации ранних чело­веческих коллективов следует искать в специфике организации сооб­ществ приматов» (С. А. Арутюнов), так как «содержанием начального этапа возникновения человеческих отношений является не только пре­одоление биологического в пределах человека... но и развитие какого-то фундаментального принципа организации органического мира нашей планеты» (В. П. Алексеев). По сравнению с этим согласием в главном расхождения между этими двумя специалистами и мною носят частный характер и сводятся к различию во взглядах на структуру стад обезь­ян— предков древнейших гоминид, а точнее говоря, на степень доми­нирования в стаде его вожака.

В противоположность В. П. Алексееву и С. А. Арутюнову В. В. Бу­нак и Ю. И. Семенов считают неправомерной и ошибочной нашу попыт­ку искать в особенностях сообществ обезьян отдельные предпосылки или зародыши ранних форм социальной организации. Но это, пожалуй, единственное, в чем совпадают взгляды В. В. Бунака и Ю. И. Семено­ва по рассматриваемому вопросу. В остальном они настолько различ­ны, что и отвечать на их отклики необходимо порознь.

  

В. В. Бунак в своем отклике не ограничился замечаниями, а сделал несколько не вызывающих возражений дополнений. Мы согласны и с некоторыми из сделанных Им замечаний, в особенности в отношении терминологии. Частично мы согласны и с замечанием В. В. Бунака по

вопросу об отсутствии половых связей между потомками одной мате­ри, наша формулировка, содержащаяся в статье, носит слишком расши­рительный характер. Пока что определенно можно говорить только о почти полном отсутствии половых связей между матерью и ее мужским потомством. Этому, по мнению П. Сейда,: препятствуют две причины: 1) уход части самцов, достигших половой зрелости, из своего стада в другие; 2) сохранение между матерью и ее взрослым потомством отно­шений мать — детеныш, что несовместимо с ролями половых партне­ров1. Вместе с тем нам представляется, что некоторые из содержащих­ся в отклике «фактических уточнений» по существу таковыми не явля­ются, так как совпадают по содержанию с «уточняемыми» положениями статьи, отличаясь от них лишь по форме; это относится, например, к оценке характера стада в 700 голов и к выводу о крайних формах ранговости, т. е. гаремной организации как тупике в эволюции (стр. 108) отклика). Некоторые из замечаний явно результат какого-то недоразу­мения. Нигде в статье не высказывается предположений, что у шимпан­зе была семья, сходная с человеческой, или что у предгоминид была гаремная «семья». В. В. Бунак же нас критикует именно за подобные не свойственным нам взгляды (стр. 111).

Что же касается высказанных в его отклике предположений о фор­ме организации прегоминид и ранних гоминид, то они не показались нам убедительными. В отклике развивается мысль, что ранние гомини- ды жили отдельными брачными парами, лишь иногда соединявшимися друг с другом. Возникновение более крупных объединений В. В. Бунак относит к среднему палеолиту, когда, по его мнению, началась охота на крупных животных. Однако археологические исследования послед­них лет, как нам кажется, с несомненностью показали, что охота на крупных животных началась не в среднем палеолите, а значительно раньше. Уже 300 тыс. лет назад, задолго до начала среднего палеоли­та, древние люди в Торральбе и Амброне в Испании охотились на сло­нов, носорогов, диких быков и других крупных животных. Подобная охота могла вестись только хорошо организованными и достаточно мно­гочисленными коллективами людей. Что такие коллективы действитель­но существовали уже в ашельское время, подтверждается находками и исследованием относящихся к этой эпохе групп жилищ в Терра Амата и особенно в Лазарете на юге Франции. На основании тщательного изу­чения этих жилищ французские археологи пришли к выводу, что их оби­татели жили довольно устойчивыми коллективами, насчитывавшими каждый не менее 10 мужчин-охотников. Таким образом, вместе с жен­щинами и детьми в каждом коллективе было несколько десятков чело­век. Данные археологии о коллективах древнейших гоминид в более ранние эпохи, чем ашель, менее определенны. И все-таки более чем со­мнительно, чтобы даже самые древние гоминиды могли жить отдель­ными малыми семьями, ведь даже у отсталых народов новейшего вре­мени, несмотря на их лучшую техническую вооруженность по сравне­нию с их далекими предками, семья из мужа, жены и детей не может прожить вполне независимо, не прибегая в необходимых случаях к по­мощи других членов своей общины или сородичей. Нам представляет­ся, что прав французский археолог Ж. Пивето, по мнению которого ос­новным субъектом гоминизации «с самого начала был не изолирован­ный индивидуум, а группа» 2.

Весь вопрос в том, как возникла эта группа, каков был характер от­ношений между ее членами. Как известно, Ю. И. Семенов считает, что основным содержанием процесса становления общественных отноше­ний является борьба против биологического, против безудержного зоо-

___________

1 Р. S a d е, Inhibition of son-mother mating among free ranging Rhesus monkeys, «Science and Psychoanalysis», vol. XII, N. Y., 1968, p. 35—36.

2 «Une cabane a cheuleenne dans la grotte du Lazaret (Nice)», Paris, 1969, p. 234.

логического индивидуализма, прежде всего в вопросах пола. Это поло­жение не упоминается в отклике Ю. И. Семенова, но, на наш взгляд, оно есть тот главный фактор, который определяет резко отрицательное отношение Ю. И. Семенова к гипотезе о возможности какой-то преем­ственности между биологическими и ранними социальными отношени­ями. Что же касается трактовки в этом отклике конкретного содержа­ния статьи, то Ю. И. Семенов сосредотачивает свое внимание на вопро­се о тенденциях к «экзогамии» и на характере связи между самкой и ее потомством. При этом аргументацию Ю. И. Семенова нельзя приз­нать безупречной.

Во-первых, полемика ведется против положений, сформулированных более категорично, чем это сделано в статье. Например, если в статье говорится о тенденции к «экзогамии», то в отклике опровергается на­личие экзогамии.

Во-вторых, оппонент оставляет без внимания те приводимые в статье данные, которые подрывают его аргументацию. Так, в отклике отмеча­ется, что за 1200 часов наблюдений было зафиксировано только два слу­чая перехода самцов из стада в стадо, но не упоминаются приведенные нами данные значительно более длительных наблюдений Т. Роуэлл за несколькими стадами павианов Уганды. Согласно им, за пять лет в этих стадах не осталось ни одного самца, который хотя бы раз не перешел из одного стада в другое. Подчеркивая, что нельзя говорить об «экзога­мии» на примере одного стада мартышек, оппонент не обращает внима­ния на то, что в том же месте статьи говорится о наличии сходных тен­денций у макак, павианов и горилл.

В-третьих, оппонент пользуется разной логикой для доказательства своих положений и для опровержения положений статьи. Опровергая наше предположение о тенденции к «экзогамии» у обезьян о-ва Лолуи, Ю. И. Семенов подчеркивает, что неизвестно, каким был состав этого стада до начала наблюдений над ним. Однако если бы наш оппонент был последовательным, он должен был бы сказать то же самое и о дан­ных наблюдений, привлекаемых им в поддержку своих взглядов, т. е. опровергнуть их с помощью фразы «неизвестно, что было до начала наблюдений». Чтобы чрезмерно не увеличивать размеры ответа, мы не будем касаться других спорных моментов в отклике Ю. И. Семенова, тем более что некоторые из его исходных положений, на наш взгляд, убедительно опровергаются в откликах В. П. Алексеева и С. А. Ару­тюнова.

Г. Е. Марков по основному вопросу дискуссии, разделяющему В. П. Алексеева, С. А. Арутюнова и автора этих строк, с одной сто­роны, В. В. Бунака и Ю. И. Семенова - с другой, занимает промежу­точную позицию. Он полагает, что наблюдение над обезьянами может объяснить «многие стороны проблемы становления... социальной орга­низации» и дать «существенный материал для исследования ранних форм брака и семьи у гоминид» (стр. 114). Но в то же время он счита­ет, что социальную организацию гоминид нельзя выводить из особен­ностей организации сообществ обезьян. В отклике Г. Е. Маркова вы­сказано много замечаний и соображений, которые представляются нам совершенно верными, например о необходимости не переоценивать сте­пень сходства между животными и людьми и не упускать качественно­го различия между ними. Мы согласны и с выдвигаемыми Г. Е. Марко­вым в этой связи предложением отказаться от термина «первобытное стадо», как не отражающего. качественную специфику первобытного коллектива, складывающегося на основе совместного труда и социаль­ных связей (стр. 111). Но вместе с тем Г. Е. Марков, как нам кажется, не учитывает, что элементы преемственности в эволюции форм органи­зации, которые мы пытались выявить, могут рассматриваться как пере­ход количества в качество, типичным примером которого является весь

антропогенез (стр. 113). Нам кажется, что это связано в данном откли­ке с двумя моментами. Во-первых, его автор недооценивает роли обу­чения в жизни высших животных, особенно обезьян, а также их спо­собности менять структуру своих сообществ и формы поведения в зави­симости от условий существования. Во-вторых, не совсем верно оцени­вается уровень социального развития древних и древнейших гоминид. В последние годы в результате более глубокого изучения нижнего па­леолита многие исследователи, особенно археологи, пришли к выводу, что люди того времени были гораздо более развитыми социально, чем это считалось ранее3. Исходя из этого, .мы попытались доказать, что род, экзогамия, материнская филиация возникают не в верхнем, а уже в среднем палеолите4. Иными словами, Мы думаем, что разрыв между высшими формами организации сообществ животных и ранними фор­мами социальной организации гоминид несколько меньше, чем счита­ет Г. Е. Марков, и не исключает возможности связующих нитей между ними.

Что касается отклика К. Э. Фабри, то его автор, по-видимому, не знаком даже с наиболее фундаментальными из работ о происхождении человеческого общества и его институтов, опубликованных в 60-х гг. Именно поэтому он не смог понять, «почему в нашей аргументации боль­шое место занимает опровержение представлений о безудержной борь­бе из-за самок и некоторых других идей, от которых приматологи дав­но отказались. А все дело в том, что подобные представления не толь­ко фигурировали в новых как советских, так и зарубежных работах по возникновению человеческого общества, например в монографии Ю. И. Семенова, но и являлись важным исходным положением в кон­цепциях о возникновении первобытного человеческого стада. Не слу­чайно, что критике этих идей уделяется большое место в опубликован­ном в 1970 г. капитальном приматологическом исследовании Н. А. Тих (см. главу 3, стр. 279 и др.). Упрекая нас в неполноте и односторон­ности, К. Э. Фабри опять-таки не учитывает, что статья не является об­зором новых исследований по этологии приматов. Мы использовали лишь те данные исследований, которые, на наш взгляд, имели отноше­ние к теме статьи. При этом одни из этих данных для этологов — про­писная истина, а историкам первобытного общества еще недостаточно известны; интерпретация же других данных вызывает среди примато­логов и специалистов по антропогенезу резкие споры. Одни пытаются находить определенные параллели и связующие нити между фор­мами организации обезьян и ранними формами социальной организа­ции (в тексте статьи содержится много ссылок на работы сторонников этого направления), другие, как К. Э. Фабри, считают это недопусти­мым 5. Не являясь специалистом в области этологии, автор счел себя вправе разделить точку зрения тех исследователей приматов, чья аргу­ментация показалась ему более убедительной, и, исходя из нее, сделать некоторые собственные выводы. Нам думается, что лишь дальнейшие исследования позволят окончательно решить, кто прав - те, кто разде-

____________

3 В. П. Любин, Нижний палеолит, «Каменный век на территории СССР», М., 1970; стр. 40; А. Н. Рогачев, Палеолитические жилища и поселения, там же, стр. 76; его же, Значение и роль социальной среды в развитии культуры первобытного обще­ства, «Природа и развитие первобытного общества», М., 1964, стр. 185.

4 Подробнее об этом см. Л. А. Ф а й н б е р г, Возникновение родового строя, «Про­блемы истории первобытного общества», М., 1974.

5 См., например: Н. А. Т и х, Предыстория общества, Л., 1970, стр. 177, 281, 298 и др;. В. П. Якимов, Черты прерывности в эволюции человека, М., 1973, стр. 4—6; Н. Киш- тег, Primate societies, Chicago, 1971, р. 152; Sh„ Washburn and C. Lancaster, The evolution of hunting, «Man the hunter», Chicago, 1968, p. 300—301; G. S h a 11 e г and G. L о w t h e r, The relevance of carnivore behavior to the study of early hominids, «So­uthwestern Journal of Anthropology», vol. 25, 1969, N° 4, p. 307, 336; R. Fox, In the beginning: aspects of hominid behavioral evolution, «Man», vol. 2, 1967, N° 3, p. 421, 428.

ляет взгляды К. Э. Фабри, или их оппоненты. Что же касается нашего1 отношения к взглядам К. Э. Фабри и его аргументации, toi они представляются весьма уязвимыми. Основным способом доказа­тельства, применяемым оппонентом, служит ссылка на его собственные работы. При этом молчаливо считается, что высказанные в них взгляды являются единственно возможными и они и только они отвечают совре­менному уровню науки. То же, с чем К. 3. Фабри не согласен, имену­ется «худшими временами анекдотической зоопсихологии». Между тем знакомство с новыми работами как советских, так и зарубежных при­матологов, этологов и психологов показывает, что многие из них раз­вивают и обосновывают на большом фактическом материале как раз; те положения, которые для нашего оппонента всего лишь «анекдотиче­ская зоопсихология». Например, Н. А. Тих на основе многолетних наб­людений над обезьянами пришла к выводу о наличии у них взаимопомо­щи и описала ее формы, а также доказала, что ведущим фактором в эволюции сообществ приматов «являлась способность жить в сообщест­ве и подчинять интересы индивида интересам сообщества» 6. При этом формы животной взаимопомощи рассматриваются Н. А. Тих в качест­ве биологических предпосылок гоминизации.

К выводу о наличии у высших животных взаимопомощи и сотрудни­чества приходит и Л. В. Крушинский, ведущий советский специалист по генетике поведения. Он полагает, что животные помимо условных реф­лексов и инстинктов обладают и зачатками разума и что рассудочная деятельность, на основе которой у человека могли создаться многооб­разные формы социальных и трудовых отношений, начала, видимо, ока­зывать влияние на сообщества животных и до возникновения человека, «другими словами человек унаследовал «предрасположение» к ней or своих предков»7. Такая точка зрения представляется нам более обос­нованной, чем взгляды, изложенные в отклике К. Э. Фабри. Что каса­ется спорного вопроса о возможности или невозможности половых свя­зей между матерью и потомством у некоторых приматов, то мы ссыла­емся на наблюдения Д. Сейда, который приводит в своей статье и сход­ные данные других исследователей. Позиция же нашего оппонента по данному вопросу не подкреплена никакой аргументацией.

Некоторые из замечаний К. Э. Фабри являются результатом какого- то недоразумения. Так, мы никоим образом не пытаемся «объяснять становление социальной жизни человека чисто биологическими законо­мерностями». Совсем, напротив, в статье определенно говорится, что биологические формы поведения и организации рассматриваются нами лишь как предпосылки или зачатки некоторых институтов, формирую­щихся у ранних гоминид под воздействием социальных факторов (стр. 96—97, 102, 103 и др.). Вполне согласны мы с К. Э. Фабри и в том, что смена форм организации обезьян социальной организацией древних людей совершалась согласно закону отрицания. Но непонятно, как можно согласовать такую точку зрения с категорическим отрица­нием связующих нитей между формами поведения и организации обезь­ян и социальными институтами древних гоминид. Ведь в материалисти­ческой диалектике отрицание понимается «как момент связи, как мо­мент развития, с удержанием положительного...»8. Пытаясь обратить внимание на некоторые предпосылки поведения и институтов ранних гоминид, мы как раз руководствовались принципами закона отрицания отрицания.

Что касается других замечаний, сделанных в отклике К. Э. Фабри, то« мы согласны с некоторыми из. них. Действительно, нельзя категориче-

____________

6 Н.А. Тих, Указ, раб., стр. 91, 280 и др.

7 Л. В. Крушинский, Возможный механизм рассудка, «Природа», 1974, № 5;. же, Надо ли делать выводы до его поведения, «Знание - сила», 1974, № 4.

8 В. И. Л е н и н, Поли. собр. соч.т. 29, стр. 207.

ски противопоставлять доминирование и гаремную структуру, так как последняя также является формой доминирования. Вместе с тем мы убеждены, что в смысле возможностей дальнейшего развития имеется существенное различие между стадами с ограниченной степенью доми­нирования и его крайней формой — гаремной структурой. Справедливо замечание К. Э. Фабри и о том, что экстремальные условия для иско­паемых обезьян возникали не только в полупустыне, но и вообще при переходе к жизни из тропического леса н.£ открытое пространство. Все дело, на наш взгляд, в уровне этой экстремальности. При более низком ее уровне начались изменения в поведении, приведшие к гоминизации, при более же высоком уровне экстремальности прогрессивное развитие было заторможено. Согласны мы и с тем,'что не всякое содержание обезьян в неволе, а только клеточное и далеко не всегда вольерное соз­дает экстремальные условия.

Заключая наш ответ, мы хотим поблагодарить всех авторов откли­ков за интересные замечания. Дискуссия выявила большие различия во взглядах ее участников на конкретные пути возникновения ранних форм социальной организации. Если она хоть в какой-то степени способство­вала решению поставленного вопроса, мы сочтем задачу своей статьи выполненной.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.