Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русская система счета времени (Х — начало ХХ вв.).



Русская система счета времени (Х — начало ХХ вв.).

Календарь и начало года

Календарь, сложившийся в глубокой древности у славян, оказал значительное влияние на летосчисление последующего времени, в основу которого лег юлианский календарь, попавший на Русь после принятия христианства через Византию. Вместе с юлианским календарем, определившим продолжительность года в 365 суток 6 часов, вошла в употребление и византийская «мировая эра», относившая «сотворение мира» к 5508 г. до нашего летосчисления.

После принятия христианства и вместе с ним византийской «мировой эры» в Древней Руси было сохранено дохристианское весеннее начало года. Новый год продолжали начинать весной — 1 марта, а не осенью — 1 сентября. Но так как была принята византийская «мировая эра», то встал вопрос о соотношении лет русского мартовского и византийского сентябрьского года. От 1 марта до 1 сентября — 6 месяцев и от 1 сентября до 1 марта — 6 месяцев, т.е. 1-м марта и 1-м сентября год делится на две равные части. Поэтому между мартовским и сентябрьским годом такого же численного обозначения мыслимо два соотношения. Мартовский год мог начинаться полугодом позже сентябрьского или, как говорят, быть «моложе» сентябрьского. Этот год называется в отечественной литературе мартовским без каких-либо добавочных определений. Мартовский год мог начинаться и раньше сентябрьского и быть «старше» сентябрьского.

Н. В. Степанов, сделавший предположение о наличии двух весенних начал года, назвал такой год ультрамартовским. Схема расположения месяцев сентябрьского, мартовского и ультрамартовского годов.

Византийскому сентябрьскому году может соответствовать как вторая половина «старшего» мартовского весеннего года, так и первая половина «младшего» мартовского года.

Н. Г. Бережков доказал, что в период раздробленности Руси летописцы употребляли два весенних стиля. Было ли два весенних стиля в Древнерусском государстве, пока нельзя сказать.

В летописях ультрамартовские датировки появились в начале второго десятилетия ХII в. (с 1110 г. — Лаврентьевская, Симеоновская и Кенигсбергская летописи; с 1125 г. — Ипатьевская летопись).

Вначале ультрамартовским годом датируются небольшие периоды времени. В дальнейшем ультрамартовский год приобретает широкое распространение. В некоторых случаях ультрамартовских датировок даже больше, чем мартовских. Чередование мартовских и ультрамартовских полос в разных летописях не совпадает. Очевидно, в разных центрах мартовский и ультрамартовский год употреблялся неодновременно.

Употреблением мартовского и ультрамартовского стилей параллельно объясняется большинство расхождений между летописями в обозначении года на единицу. В подавляющем большинстве случаев эти два одинаково правильных обозначения одного года по разным стилям.

Например, долгое время было принято считать, что смерть Андрея Боголюбского одни источники датируют 1174 г., другие 1175 г.

В ХIV в. восстанавливается господство мартовского года.  С конца ХV в. сентябрьский год в летописях вытесняет весеннее начало года. Единственным началом года остается новогодие 1 сентября.

Осеннее новогодие, или сентябрьский год, войдя в употребление, сохраняется у нас до 1700 г. В этот год была осуществлена реформа календаря, затронувшая два вопроса времяисчисления: эру и начало года. До 1700 г. счет лет в России производился по «мировой эре», принятой в Византии.

С 1700 г. в России была введена христианская эра, принятая в странах Западной Европы. Она ведет счет лет от «рождения» Иисуса Христа.

Указ Петра I (20 декабря 1699 г.) устанавливал, что с 1 января 7208 г. должно считаться 1 января 1700 г. С этого времени в России вводится счет лет по христианской эре. Тем же указом был введен счет лет в соответствии с январскими годами. Начало гражданского года устанавливалось 1 января.

Вместе с тем, был сохранен юлианский календарь, согласно которому продолжительность года принималась в 365, 25 суток, или 365 суток 6 часов.

В 1830 г. Петербургская Академия наук ходатайствовала о введении григорианского календаря, но министр народного просвешения кн. Ливен в докладе Николаю I отозвался о введении нового календаря отрицательно. Он считал введение нового календаря делом несвоевременным, могущим произвести нежелательные волнения. По мнению кн. Ливена, выгоды от перемены календаря были бы ничтожны, а неудобства и затруднения, связанные с его введением, неизбежны и велики. Николай I с этим мнением согласился, и реформа не была проведена. Делались попытки реформы календаря в 1860 г. ив 1864 г., но святейший Синод упорно этому противодействовал.

Юлианский календарь продолжал употребляться в России до 1918 г. и был реформирован в феврале 1918 г.

Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят на заседании Совета Народных Комиссаров 24 января (6 февраля) 1918 г. и подписан В. И. Лениным.

В декрете говорилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь» (т.е. григорианский календарь. — Е. К.) Для этого: «Первый день после 31 января сего года (т.е. 1918 г. — Е. К.) считать не | февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15 и т.д.». Этим ликвидировалась накопившаяся разница между юлианским и григорианским календарями.

Введение григорианского календаря имело большое прогрессивное значение, так как ликвидировалась календарная обособленность России. Россия перешла на счет времени, принятый большинством стран мира.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.