1.Сущность, значение и методические принципы исследования коммерческой деятельности |
Развитие коммерческой деятельности участников рынка возможно только при условии постоянного и систематического изучения процессов и операций, происходящих в сфере обращения к шаров, продукции и услуг. Исследование коммерческой деятельности основывается на применении аналитических и прогностических методов, которые направлены на определение состояния коммерческих процессов и конкретный период времени (аналитические методы), а также на определение прогнозируемого состояния коммерческих процессов с возможными (ожидаемыми) результатами (прогностические методы). Необходимость исследования коммерческой деятельности объекта рынка является отражением в прогностике более общей проблемы анализа объекта исследования вообще. Н каждом конкретном случае способ и результаты исследования определяются его целями и характером объекта. Целью исследования коммерческих процессов является разработка прогностической модели, позволяющей получать прогнозную информацию об объекте. Для проведения исследования коммерческой деятельности необходимо располагать также набором методов, методик, приемов исследования, которые применяют ири его реализации. Поэтому в процессе исследования должны ныть выбраны методы, адекватные объекту и целям исследования коммерческой деятельности. Аналитическая часть исследования уровня коммерческой работы предполагает уточнение цели исследования, конкретизацию шдач при проведении исследования, уточнение структуры коммерческой деятельности и прогнозного фона, определение состава и взаимосвязи коммерческих процессов, операций и элементов. При исследовании коммерческой деятельности осуществляется объединение анализа и синтеза коммерческих процессов и oпeраций. При этом вопросы аналитического исследования коммерческой деятельности тесно переплетаются с вопросами синтеза прогнозной модели.
|
В теории системного анализа используют два подхода к анализу и синтезу подобных структур, которые применимы и к исследованию коммерческой деятельности: объектный и функциональный. Объектный подход предполагает выделение подсистем путем поэлементного деления объектов коммерческой деятельности н более мелкие. При таком структурировании каждая подсистем коммерческой деятельности рассматривается как совокупност свойств и взаимосвязей соответствующего объекта. Функциональный подход к анализу и синтезу процессов коммерческой деятельности предусматривает, что за основу структурного членения объекта берется функциональный признак. Данный подход рекомендуется в случае, если число первичных объектов, составляющих объект прогнозирования, невелико, но сами они являются весьма сложными по своим характеристикам и взаимосвязям. Исследование коммерческой деятельности предполагает систематизацию объектов исследования, что позволяет унифицировать процессы и объекты коммерческой деятельности для последую щего изучения. При исследовании коммерческой деятельности важную роль играют теория систем и системный анализ. Подход к анализу объекта коммерческой деятельности с системных позиций считается одним из основных принципов прогнозирования. Наличие большого числа взаимосвязанных переменных, описывающих современные объекты и процессы их развития в коммерческой деятельности, предполагает приведение их описания к системному виду. Основу теоретической базы анализа объекта прогнозирования относительно коммерческой деятельности составляют: теория вероятностей и математическая статистика; теория численных методов анализа и оптимизации; современная теория факторного анализа; дифференциальные уравнения. В процессе прогнозирования коммерческой деятельности используется теория моделирования процессов, которая широко применяется в процессе построения формализованной модел: объекта коммерческой деятельности, особенно при изученш формы связей между входными и выходными переменными, ко» личественных оцейок адекватности прогнозной модели объекту При анализе объекта прогнозирования большое значение имеет обработка Исходной информации, её измерение и оптимальное использование. |
При разработке прогнозов развития больших систем, информация о которых представляется в виде сложных статистистических комплексов, весьма эффективно используются теория информации, теория измерений, теория распознавания образов. Их применение целесообразно, когда приходится осуществлять выбор ведущих переменных в описании объекта, миними- зацию параметров описания, выбор адекватных шкал для измерения как количественных, так и качественных переменных, классификацию состояний объекта в пространстве, параметров и переменных и т.п. Исследование коммерческой деятельности основывается на таких принципах, как системность, оптимизация описания, аналогичность. Рассмотрим указанные принципы более подробно. Принцип системности требует рассматривать коммерческую деятельность как систему взаимосвязанных характеристик и проточного фона в соответствии с целями и задачами исследования. Данный принцип предполагает обязательный учет специфики природы объекта коммерческой деятельности, закономерностей его развития, абсолютных и расчетных значений пределов развития. Принцип оптимизации описания объекта коммерческой деятельности помогает разработать такое его описание, которое обеспечивало бы заданную достоверность и точность прогноза при минимальных затратах на его разработку. Принцип оптимизации можно разбить на четыре частных принципа: 1) минимизации размерности описания коммерческих процессов — требует стремиться к описанию объекта при минимальном числе переменных и параметров, обеспечивающих заданную точность и достоверность прогноза; 2) оптимальности описания — предусматривает использование формализованных моделей в тех соотношениях с неформальными интуитивными способами описания, которые при выполнении требований задачи исследования коммерческой деятельности обеспечивали бы ее решение с минимальными затратами; 3) оптимального измерения показателей коммерческой деятельности — основан на выборе для измерения каждого показатеоя такой шкалы, которая при минимальных затратах обеспечивала бы извлечение достаточной для прогноза информации из переменной; 4) дисконтирования данных — требует при анализе объекта по ретроспективной информации большее значение придавать новой информации об объекте и меньшее — более ранней по времени информации. |
Принцип аналогичности коммерческих процессов предполагает при анализе объекта коммерческой деятельности постоянное сопоставление его свойств с известными в данной области сходными объектами и их моделями в целях отыскания объекта-аналога и использования при анализе и прогнозировании его модели или отдельных ее элементов. Этот принцип, с одной стороны, позволяет минимизировать затраты на анализ и прогноз путем использования части готовых прогнозных моделей, а с другой стороны, обеспечивает верификацию прогнозов путем сопоставления с прогнозами объектов-аналогов. |
2.Классификация объектов исследования коммерческой деятельности |
Целью классификации объектов коммерческой деятельности является создание предпосылок для выбора адекватных методов анализа и прогнозирования объекта коммерческой деятельности. , В соответствии с данной целью в качестве способа классификации принимается параллельный способ, который дает возможность более четко и гибко определять классы коммерческих процессов сразу по всей совокупности значений классификационных признаков, но не имеет наглядности в отличие от последовательного способа. Последовательный способ классификации харак- теризуется наглядностью, но не допускает пересечения классов по каждому из признаков. В качестве классификационных признаков объектов коммерческой деятельности выделяют: природу объекта исследования, его масштабность, сложность объекта исследования, степень его детерминированности, характер его развития во времени, степень информационной обеспеченности. По природе объекты исследования подразделяют на научно-технические, экономические, социальные. Природа объекта коммерческой деятельности при выборе методов исследования определяет в основном его специфическую часть, т. е. те специальные приемы и методы, которые характерны для области, со- : ответствующей природе объекта. Научно-технические объекты исследования коммерческой деятельности включают в свой состав развитие фундаментальных и прикладных исследований в области материально-технического обеспечения коммерческой деятельности, развитие областей техники, новые виды техники и технологий, технические характеристики, изобретения и открытия в области информационного обеспечения коммерческой деятельности, новые материалы. Экономические объекты исследования коммерческой деятельности объединяют: экономику отраслей, развитие и размещение |
производства, виды субъектов коммерческой деятельности,экономические показатели производства и сбыта продукции на рынке; организационно-технологические системы управления коммерческой деятельности, освоение новых видов продукции, позиционирование продукции и товаров, финансирование коммерческих процессов. Социальные объекты исследования коммерческой деятельности включают в себя демографию, миграцию, трудовые ресурсы, размещение производительных сил, образование, национальный поход, спрос, потребление, производительность труда. По масштабности объекты исследования коммерческое деятельности классифицируют в зависимости от числа переменных, входящих в полное описание объекта на стадии анализа. характеристику масштабности следует учитывать при организации процедур обработки исходной информации, выборе технических средств, расчетах объемов памяти для хранения и обработки формации. Вьщеляют следующие виды объектов коммерческой деятельности в зависимости от их масштаба: • сублокалъные — с числом значащих переменных от 1 до 3 (численность структурных подразделений, количество сотрудни ков, поставщиков, каналов сбыта и т.д.); • локальные — с числом значащих переменных от 4 до 14 (количество отделов, структурных подразделений в аппарате управления, объем рынка сбыта и т.д.); • субглобальные — с числом значащих переменных от 15 до 35 (объем спроса на реализуемые товары, количество оптовых покупателей); • глобальные — с числом значащих переменных от 36 до 100 (количество оптовых покупателей, сеть посредников, сеть розничных предприятий); • суперглобалъные — с числом значащих переменных более 1()| (отрасль, крупное предприятие, большая рыночная система, гиональная торговая сеть). По сложности объекты исследования коммерческой деятельности классифицируют в зависимости от степени взаимосвязанности значащих переменных в их описании. Один и тот же реальный объект в различных исследованиях может быть отнесен к разным классам сложности. Выделяют следующие виды объектов коммерческой деятельности в зависимости от их сложности: • сверхпростые — объекты с отсутствием существенных вз^ мосвязей между переменными; • простые — объекты, в описании которых содержатся парные взаимосвязи между переменными; ч |
сложные — ооъекты, для адекватного описания которых необходимо учитывать взаимосвязи и влияние нескольких (трех и более) значащих переменных; сверхсложные — объекты, в описании которых необходимо учитывать взаимосвязи между переменными. По степени детерминированности различают следующие объекты исследования коммерческой деятельности: • детерминированные — их описание может быть представлено в детерминированной форме без существенных для задачи прогнозирования потерь информации; • стохастические — при их анализе и прогнозировании учет случайных составляющих необходим для удовлетворения требований точности и достоверности прогноза; .! • смешанные — их описание возможно частично в детерминированном, частично в стохастическом виде. По характеру развития во времени объекты исследования коммерческой деятельности подразделяют на дискретные, апериодические и циклические. Дискретными считают объекты, регулярная составляющая (тренд) которых изменяется скачками в фиксированные моменты времени; апериодическими — объекты, имеющие описание регулярной составляющей в виде апериодической непрерывной функции времени; циклическими — объекты, имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции времени. Регулярная составляющая, или тренд, рассматривается в данном случае как описание процесса, очищенное от случайной составляющей (помехи). По степени информационной обеспеченности объекты исследования коммерческой деятельности подразделяют в зависимости от полноты информационной обеспеченности. Для объектов с полным обеспечением количественной информацией используется ретроспективная количественная информация в объеме, достаточном для реализации метода экстраполяции либо статистического метода прогнозирования с заданной точностью на заданное время упреждения. Для объектов с неполным обеспечением количественной информацией допускается использование статистических экстраполяционных методов на основе ретроспективной информации, однако это не обеспечивает на данном времени упреждения заданную точность прогноза. . |
По объектам с наличием качественной ретроспективной информации имеется только качественная ретроспективная информация и полностью отсутствует либо очень ограничена количественная Объекты с полным отсутствием ретроспективной информации, как правило, несуществующие, проектируемые. |
3.Характеристика методов исследования коммерческой деятельности |
Под методом исследования коммерческой деятельности понимается диалектический способ подхода к изучению коммерческих процессов в их становлении и развитии. Коммерческие процессы должны рассматриваться в становлении и развитии, так как им свойственны переходы количества в качество, появление нового качества, отрицание отрицания, борьба противоположностей, отмирание старого и появление нового, более прогрессивного. Характерными особенностями метода исследования коммерческой деятельности являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих коммерческую деятельность; изучение причин их изменения. Задачи исследования коммерческой деятельности состоят: в рас- крытии и изучении причин, повлиявших на изменение коммерческих процессов; выявлении и измерении взаимосвязи между причинами изменения коммерческих процессов в целях повышения социально-экономической эффективности. В процессе аналитического исследования коммерческой деятельности отражается его системный характер, применяется ряд специальных способов и приемов, в которых раскрывается специфичность метода экономического исследования. Системность в анализе коммерческой деятельности проявляется прежде всего в том, что коммерческие процессы рассматривают как многообразные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов. В ходе анализа выявляют и изучают связи между коммерческими процессами и элементами, устанавливают, каким образом эти связи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого процесса в его целостности. Способы и приемы исследования коммерческой деятельности можно условно подразделить на две группы: общенаучные и специальные методы познания. Основным общенаучным методом познания в коммерческой деятельности является диалектический метод, предполагающий изучение категорий от простейших к более сложным. Он базируется на историческом развитии явлений и процессов, выделяя тенденции их непрерывного совершенствования, усложнения, развития. |
К специальным методам познания в коммерческой деятельности относятся традиционные и математические методы. Традиционными являются такие способы и приемы, которые находят применение как обособленная отрасль специальных знаний, В их число входят: абсолютные, средние и относительные величины, сравнение, группировка, индексный, балансовый метод и метод цепных подстановок. Абсолютные величины включают в себя объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем оборота, сумму производственных затрат и издержек обращения, сумму валового дохода и сумму прибыли. ' Средние величины позволяют обобщить соответствующую со вокупность типичных, однородных показателей, явлений, процессов. В аналитических расчетах применяют исходя из необходимости различные формы средних величин (табл. 6.1). Разные виды средних величин позволяют переходить от единичного к общему, от случайного к закономерному; без них невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени; они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний. Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т. е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени ; (например, отношение объема сбыта за ряд лет к базисному периоду). Сравнение — наиболее ранний и распространенный способ исследования коммерческой деятельности. Начинается оно с соотношения явлений, т. е. с синтетического акта, посредством которого анализируют сравниваемые явления, выделяют в них общее и различное. При исследовании коммерческой деятельности используют несколько форм сравнения: с планом, с прошлым периодом, с лучшим значением, со средними данными. Группировка — неотъемлемая часть исследования коммерческой деятельности. Она позволяет изучить различные коммерческие явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Различают структурные и аналитические группировки. Структурные группировки используют при изучении состава самих организаций (по производственной мощности, уровню механизации, производительности труда и другим признакам), а также структуры выпускаемой ими продукции. |
|
Аналитические группировки предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями эффективности. |
Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый! совокупный показатель различных факторов. При исследований! коммерческой деятельности используются агрегатная, арифмети- f ческая, гармоническая и другие формы индексов. Балансовый метод широко используется в исследовании коммерческих процессов, а также в бухгалтерском учете, статистике и планировании. Метод цепных подстановок является разновидностью факторного анализа, используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий показатель и находит применение в том случае, если взаимосвязь между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер и представлена в виде прямой или обратно пропорциональной зависимости. Данный метод позволяет представить анализируемый совокупный показатель в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие. Последовательная (цепная) замена отчетной (или плановой) величины одного из алгебраических слагаемых, сомножителей на предыдущую (или фактическую) величину (при условии неизменности других показателей) позволяет получить отдельный результат. Степень влияния того или иного показателя на исследуемый определяется путем последовательного вычитания из второго результата первого, из третьего — второго и т. д. При использовании метода цепных подстановок важным является обеспечение строгой последовательности всех промежуточных расчетов. Контрольные вопросы |
1. В чем заключается сущность процесса исследования коммерческой деятельности? 2. Каковы основные методические принципы исследования коммерческой деятельности? 3. В чем состоят задачи исследования коммерческой деятельности? 4. По каким признакам классифицируют объекты исследования коммерческой деятельности? 5. Что понимают под методом исследования? 6. В чем состоит сущность традиционных методов исследования коммерческих процессов? 7. Какие виды средних величин используют при исследовании и анализе коммерческой деятельности? 8. В каких случаях следует использовать метод группировки, метод сравнения, балансовый метод? |
ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ |
1.Теоретические основы исследования товарных рынков |
Проведение рыночных исследований — важнейшая составляющая исследования коммерческих процессов, которая позволяет получить важную информацию о развитии рынка, состоянии внешней экономической среды, конкурентном окружении, складывающихся рыночных тенденциях. Исследование товарных рынков подразумевает систематический сбор, обработку и анализ данных по тем аспектам маркетинговой деятельности фирмы, в рамках которых следует принять те или иные коммерческие решения. Целями исследования рынка являются: оценка состояния и тенденций развития рынка; исследование поведения потребителей; анализ деятельности конкурентов, поставщиков, посредников; определение общих подходов к управлению товарным ассортиментом, ценообразованию и управлению ценами, формированию каналов сбыта продукции, обоснованию способов применения систем стимулирования сбыта. Исследование рынка основывается на принципах системности, комплексности, объективности, экономичности, регулярности, оперативности, точности и тщательности. Концепция рыночного исследования реализуется по следующим этапам: определение проблемы и целей исследования рынка; разработка плана рыночных исследований; реализация плана рыночных исследований; оценка, интерпретация систематизированной информации и доведение результатов до руководства. Исследование рынка должно предусматривать оценку общих и частных рыночных проблем. Общие рыночные проблемы характеризуются нарушением соответствия между спросом и предложением в пределах всего рынка, т.е. соответствия между общими размерами товарного предложения и совокупным платежеспособным спросом населения. Таким образом, в состав общих рыночных проблем следует отнести: Охват различных элементов рынка; Межотраслевой характер исследований; Обязательное прогнозные расчеты перспектив развития рынка; отражение региональных особенностей товарных рынков. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|