Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методы исследования коммерческой



 


Методы исследования коммерческой

деятельности


1.Сущность, значение и методические принципы исследования коммерческой деятельности


Развитие коммерческой деятельности участников рынка воз­можно только при условии постоянного и систематического изу­чения процессов и операций, происходящих в сфере обращения к шаров, продукции и услуг.

Исследование коммерческой деятельности основывается на применении аналитических и прогностических методов, которые направлены на определение состояния коммерческих процессов и конкретный период времени (аналитические методы), а так­же на определение прогнозируемого состояния коммерческих процессов с возможными (ожидаемыми) результатами (прогно­стические методы). Необходимость исследования коммерческой деятельности объекта рынка является отражением в прогности­ке более общей проблемы анализа объекта исследования вообще. Н каждом конкретном случае способ и результаты исследования определяются его целями и характером объекта.

Целью исследования коммерческих процессов является разработка прогностической модели, позволяющей получать прогноз­ную информацию об объекте. Для проведения исследования ком­мерческой деятельности необходимо располагать также набором методов, методик, приемов исследования, которые применяют ири его реализации. Поэтому в процессе исследования должны ныть выбраны методы, адекватные объекту и целям исследования коммерческой деятельности.

Аналитическая часть исследования уровня коммерческой рабо­ты предполагает уточнение цели исследования, конкретизацию шдач при проведении исследования, уточнение структуры коммер­ческой деятельности и прогнозного фона, определение состава и взаимосвязи коммерческих процессов, операций и элементов.

При исследовании коммерческой деятельности осуществляется объединение анализа и синтеза коммерческих процессов и oпeраций. При этом вопросы аналитического исследования коммерческой деятельности тесно переплетаются с вопросами синтеза прогнозной модели.

 



В теории системного анализа используют два подхода к анализу и синтезу подобных структур, которые применимы и к исследованию коммерческой деятельности: объектный и функциональный.

Объектный подход предполагает выделение подсистем путем поэлементного деления объектов коммерческой деятельности н более мелкие. При таком структурировании каждая подсистем коммерческой деятельности рассматривается как совокупност свойств и взаимосвязей соответствующего объекта.

Функциональный подход к анализу и синтезу процессов коммерческой деятельности предусматривает, что за основу структурного членения объекта берется функциональный признак. Данный подход рекомендуется в случае, если число первичных объектов, составляющих объект прогнозирования, невелико, но сами они являются весьма сложными по своим характеристикам и взаимосвязям.                                                        

Исследование коммерческой деятельности предполагает систематизацию объектов исследования, что позволяет унифицировать процессы и объекты коммерческой деятельности для последую щего изучения.     

При исследовании коммерческой деятельности важную роль играют теория систем и системный анализ. Подход к анализу объекта коммерческой деятельности с системных позиций считается одним из основных принципов прогнозирования. Наличие большого числа взаимосвязанных переменных, описывающих современные объекты и процессы их развития в коммерческой деятельности, предполагает приведение их описания к системному виду.        

Основу теоретической базы анализа объекта прогнозирования относительно коммерческой деятельности составляют: теория вероятностей и математическая статистика; теория численных методов анализа и оптимизации; современная теория факторного анализа; дифференциальные уравнения.

В процессе прогнозирования коммерческой деятельности используется теория моделирования процессов, которая широко применяется в процессе построения формализованной модел: объекта коммерческой деятельности, особенно при изученш формы связей между входными и выходными переменными, ко» личественных оцейок адекватности прогнозной модели объекту

При анализе объекта прогнозирования большое значение имеет  обработка

Исходной информации, её измерение и оптимальное использование.



При разработке прогнозов развития больших систем, информация о которых представляется в виде сложных статистистических комплексов, весьма эффективно используются теория информации, теория измерений, теория распознавания образов. Их применение целесообразно, когда приходится осуществлять выбор ведущих переменных в описании объекта, миними- зацию параметров описания, выбор адекватных шкал для измерения как количественных, так и качественных переменных, классификацию состояний объекта в пространстве, параметров и переменных и т.п.

Исследование коммерческой деятельности основывается на таких принципах, как системность, оптимизация описания, аналогичность. Рассмотрим указанные принципы более подробно.

Принцип системности требует рассматривать коммерческую деятельность как систему взаимосвязанных характеристик и про­точного фона в соответствии с целями и задачами исследования.

Данный  принцип предполагает обязательный учет специфики природы объекта коммерческой деятельности, закономерностей его развития, абсолютных и расчетных значений пределов развития.

Принцип оптимизации описания объекта коммерческой деятельности помогает разработать такое его описание, которое обеспечивало бы заданную достоверность и точность прогноза при минимальных затратах на его разработку.

Принцип оптимизации можно разбить на четыре частных принципа:

1) минимизации размерности описания коммерческих процессов — требует стремиться к описанию объекта при минимальном числе переменных и параметров, обеспечивающих заданную точность и достоверность прогноза;

2) оптимальности описания — предусматривает использование формализованных моделей в тех соотношениях с неформальными интуитивными способами описания, которые при выполне­нии требований задачи исследования коммерческой деятельности обеспечивали бы ее решение с минимальными затратами;

3) оптимального измерения показателей коммерческой деятельности — основан на выборе для измерения каждого показатеоя  такой шкалы, которая при минимальных затратах обеспечивала бы извлечение достаточной для прогноза информации из переменной;

4) дисконтирования данных — требует при анализе объекта по ретроспективной информации большее значение придавать новой информации об объекте и меньшее — более ранней по вре­мени информации.



Принцип аналогичности коммерческих процессов предполагает при анализе объекта коммерческой деятельности постоянное сопоставление его свойств с известными в данной области сходными объектами и их моделями в целях отыскания объекта-аналога и использования при анализе и прогнозировании его модели или отдельных ее элементов. Этот принцип, с одной стороны, позволяет минимизировать затраты на анализ и прогноз путем использования части готовых прогнозных моделей, а с другой сто­роны, обеспечивает верификацию прогнозов путем сопоставле­ния с прогнозами объектов-аналогов.


2.Классификация объектов исследования коммерческой деятельности


Целью классификации объектов коммерческой деятельности является создание предпосылок для выбора адекватных методов анализа и прогнозирования объекта коммерческой деятельности. ,

В соответствии с данной целью в качестве способа классифи­кации принимается параллельный способ, который дает возможность более четко и гибко определять классы коммерческих про­цессов сразу по всей совокупности значений классификационных признаков, но не имеет наглядности в отличие от последователь­ного способа. Последовательный способ классификации харак-  теризуется наглядностью, но не допускает пересечения классов по каждому из признаков.

В качестве классификационных признаков объектов коммерческой деятельности выделяют: природу объекта исследования, его масштабность, сложность объекта исследования, степень его детерминированности, характер его развития во времени, степень информационной обеспеченности.

По природе объекты исследования подразделяют на научно-технические, экономические, социальные. Природа объекта коммерческой деятельности при выборе методов исследования определяет в основном его специфическую часть, т. е. те специальные приемы и методы, которые характерны для области, со- : ответствующей природе объекта.

Научно-технические объекты исследования коммерческой деятельности включают в свой состав развитие фундаментальных и прикладных исследований в области материально-технического обеспечения коммерческой деятельности, развитие областей тех­ники, новые виды техники и технологий, технические характери­стики, изобретения и открытия в области информационного обес­печения коммерческой деятельности, новые материалы.

Экономические объекты исследования коммерческой деятель­ности объединяют: экономику отраслей, развитие и размещение



производства, виды субъектов коммерческой деятельности,экономические показатели производства и сбыта продукции на рынке; организационно-технологические системы управления коммерческой деятельности, освоение новых видов продукции, позиционирование продукции и товаров, финансирование коммерческих процессов.

Социальные объекты исследования коммерческой деятельности включают в себя демографию, миграцию, трудовые ресурсы, размещение производительных сил, образование, национальный поход, спрос, потребление, производительность труда.

По масштабности объекты исследования коммерческое деятельности классифицируют в зависимости от числа переменных, входящих в полное описание объекта на стадии анализа. характеристику масштабности следует учитывать при организации процедур обработки исходной информации, выборе технических средств, расчетах объемов памяти для хранения и обработки формации.

Вьщеляют следующие виды объектов коммерческой деятельности в зависимости от их масштаба:

• сублокалъные — с числом значащих переменных от 1 до 3 (численность структурных подразделений, количество сотрудни ков, поставщиков, каналов сбыта и т.д.);

• локальные — с числом значащих переменных от 4 до 14 (количество отделов, структурных подразделений в аппарате управления, объем рынка сбыта и т.д.);

• субглобальные — с числом значащих переменных от 15 до 35 (объем спроса на реализуемые товары, количество оптовых покупателей);

• глобальные — с числом значащих переменных от 36 до 100 (количество оптовых покупателей, сеть посредников, сеть розничных предприятий);

• суперглобалъные — с числом значащих переменных более 1()| (отрасль, крупное предприятие, большая рыночная система, гиональная торговая сеть).

По сложности объекты исследования коммерческой деятельности классифицируют в зависимости от степени взаимосвязанности значащих переменных в их описании. Один и тот же реальный объект в различных исследованиях может быть отнесен  к разным классам сложности.

Выделяют следующие виды объектов коммерческой деятельности в зависимости от их сложности:

• сверхпростые — объекты с отсутствием существенных вз^ мосвязей между переменными;

• простые — объекты, в описании которых содержатся парные взаимосвязи между переменными;         ч



сложные — ооъекты, для адекватного описания которых необходимо учитывать взаимосвязи и влияние нескольких (трех и  более) значащих переменных;

сверхсложные — объекты, в описании которых необходимо учитывать взаимосвязи между переменными.

По степени детерминированности различают следующие объекты исследования коммерческой деятельности:        

• детерминированные — их описание может быть представлено в детерминированной форме без существенных для задачи прогнозирования потерь информации;

• стохастические — при их анализе и прогнозировании учет случайных составляющих необходим для удовлетворения требо­ваний точности и достоверности прогноза; .!

• смешанные — их описание возможно частично в детермини­рованном, частично в стохастическом виде.

По характеру развития во времени объекты ис­следования коммерческой деятельности подразделяют на дискрет­ные, апериодические и циклические.

Дискретными считают объекты, регулярная составляющая (тренд) которых изменяется скачками в фиксированные моменты времени;

апериодическими — объекты, имеющие описание регулярной составляющей в виде апериодической непрерывной функции времени;

циклическими — объекты, имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции времени. Регулярная составляющая, или тренд, рассматривается в данном случае как описание процесса, очищенное от случайной состав­ляющей (помехи).

По степени информационной обеспеченно­сти объекты исследования коммерческой деятельности подраз­деляют в зависимости от полноты информационной обеспечен­ности.

Для объектов с полным обеспечением количественной инфор­мацией используется ретроспективная количественная информа­ция в объеме, достаточном для реализации метода экстраполяции либо статистического метода прогнозирования с заданной точно­стью на заданное время упреждения.

Для объектов с неполным обеспечением количественной ин­формацией допускается использование статистических экстрапо­ляционных методов на основе ретроспективной информации, однако это не обеспечивает на данном времени упреждения за­данную точность прогноза.

.



По объектам с наличием качественной ретроспективной информации имеется только качественная ретроспективная ин­формация и полностью отсутствует либо очень ограничена коли­чественная

Объекты с полным отсутствием ретроспективной инфор­мации, как правило, несуществующие, проектируемые.


3.Характеристика методов исследования коммерческой деятельности


Под методом исследования коммерческой деятельности пони­мается диалектический способ подхода к изучению коммерческих процессов в их становлении и развитии. Коммерческие процес­сы должны рассматриваться в становлении и развитии, так как им свойственны переходы количества в качество, появление нового качества, отрицание отрицания, борьба противоположностей, отмирание старого и появление нового, более прогрессивного.

Характерными особенностями метода исследования коммер­ческой деятельности являются: использование системы показате­лей, всесторонне характеризующих коммерческую деятельность; изучение причин их изменения.

Задачи исследования коммерческой деятельности состоят: в рас- крытии и изучении причин, повлиявших на изменение коммер­ческих процессов; выявлении и измерении взаимосвязи между причинами изменения коммерческих процессов в целях повыше­ния социально-экономической эффективности. В процессе ана­литического исследования коммерческой деятельности отражает­ся его системный характер, применяется ряд специальных спосо­бов и приемов, в которых раскрывается специфичность метода экономического исследования.

Системность в анализе коммерческой деятельности проявля­ется прежде всего в том, что коммерческие процессы рассматри­вают как многообразные, внутренне сложные единства, состо­ящие из взаимосвязанных сторон и элементов. В ходе анализа выявляют и изучают связи между коммерческими процессами и элементами, устанавливают, каким образом эти связи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого процесса в его целостности.

Способы и приемы исследования коммерческой деятельности можно условно подразделить на две группы: общенаучные и спе­циальные методы познания.

Основным общенаучным методом познания в коммерческой деятельности является диалектический метод, предполагающий изучение категорий от простейших к более сложным. Он базиру­ется на историческом развитии явлений и процессов, выделяя тенденции их непрерывного совершенствования, усложнения, развития.



К специальным методам познания в коммерческой деятельности относятся традиционные и математические методы. Традиционными являются такие способы и приемы, которые находят применение как обособленная отрасль специальных знаний, В их число входят: абсолютные, средние и относительные величины, сравнение, группировка, индексный, балансовый метод и метод цепных подстановок.

Абсолютные величины включают в себя объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем оборота, сумму производственных затрат и издержек обращения, сумму валового дохода и сумму прибыли. '

Средние величины позволяют обобщить соответствующую со вокупность типичных, однородных показателей, явлений, про­цессов. В аналитических расчетах применяют исходя из необходимости различные формы средних величин (табл. 6.1).                                                   

Разные виды средних величин позволяют переходить от единичного к общему, от случайного к закономерному; без них не­возможно сравнение изучаемого признака по разным совокуп­ностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени; они позволяют абстрагироваться от слу­чайности отдельных значений и колебаний.

Относительные величины незаменимы при анализе явле­ний динамики. Относительные величины динамики исчисля­ются путем построения временного ряда, т. е. они характеризу­ют изменение того или иного показателя, явления во времени ; (например, отношение объема сбыта за ряд лет к базисному периоду).

Сравнение — наиболее ранний и распространенный способ исследования коммерческой деятельности. Начинается оно с со­отношения явлений, т. е. с синтетического акта, посредством ко­торого анализируют сравниваемые явления, выделяют в них об­щее и различное. При исследовании коммерческой деятельности используют несколько форм сравнения: с планом, с прошлым периодом, с лучшим значением, со средними данными.

Группировка — неотъемлемая часть исследования коммерче­ской деятельности. Она позволяет изучить различные коммерче­ские явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлени­ям и процессам.

Различают структурные и аналитические группировки. Структурные группировки используют при изучении состава самих организаций (по производственной мощности, уровню механизации, производительности труда и другим признакам), а также структуры выпускаемой ими продукции.



 


Аналитические группировки предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями эффективности.


Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый! совокупный показатель различных факторов. При исследований! коммерческой деятельности используются агрегатная, арифмети- f ческая, гармоническая и другие формы индексов.

Балансовый метод широко используется в исследовании ком­мерческих процессов, а также в бухгалтерском учете, статистике и планировании.

Метод цепных подстановок является разновидностью фак­торного анализа, используется для исчисления влияния отдель­ных факторов на соответствующий показатель и находит приме­нение в том случае, если взаимосвязь между изучаемыми явлени­ями имеет строго функциональный характер и представлена в виде прямой или обратно пропорциональной зависимости. Дан­ный метод позволяет представить анализируемый совокупный по­казатель в виде алгебраической суммы, произведения или частно­го от деления одних показателей на другие. Последовательная (цепная) замена отчетной (или плановой) величины одного из ал­гебраических слагаемых, сомножителей на предыдущую (или фактическую) величину (при условии неизменности других пока­зателей) позволяет получить отдельный результат. Степень влия­ния того или иного показателя на исследуемый определяется пу­тем последовательного вычитания из второго результата первого, из третьего — второго и т. д. При использовании метода цепных подстановок важным является обеспечение строгой последова­тельности всех промежуточных расчетов.

Контрольные вопросы


1. В чем заключается сущность процесса исследования коммер­ческой деятельности?

2. Каковы основные методические принципы исследования коммерческой деятельности?

3. В чем состоят задачи исследования коммерческой деятельно­сти?

4. По каким признакам классифицируют объекты исследования коммерческой деятельности?

5. Что понимают под методом исследования?

6. В чем состоит сущность традиционных методов исследования коммерческих процессов?

7. Какие виды средних величин используют при исследовании и анализе коммерческой деятельности?

8. В каких случаях следует использовать метод группировки, метод сравнения, балансовый метод?



ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРНЫХ  РЫНКОВ


1.Теоретические основы исследования товарных рынков


Проведение рыночных исследований — важнейшая составля­ющая исследования коммерческих процессов, которая позволяет получить важную информацию о развитии рынка, состоянии внешней экономической среды, конкурентном окружении, скла­дывающихся рыночных тенденциях.

Исследование товарных рынков подразумевает систематичес­кий сбор, обработку и анализ данных по тем аспектам маркетин­говой деятельности фирмы, в рамках которых следует принять те или иные коммерческие решения.

Целями исследования рынка являются: оценка состояния и тенденций развития рынка; исследование поведения потребите­лей; анализ деятельности конкурентов, поставщиков, посредни­ков; определение общих подходов к управлению товарным ассор­тиментом, ценообразованию и управлению ценами, формирова­нию каналов сбыта продукции, обоснованию способов примене­ния систем стимулирования сбыта. Исследование рынка основы­вается на принципах системности, комплексности, объективно­сти, экономичности, регулярности, оперативности, точности и тщательности.

Концепция рыночного исследования реализуется по следую­щим этапам: определение проблемы и целей исследования рын­ка; разработка плана рыночных исследований; реализация пла­на рыночных исследований; оценка, интерпретация систематизи­рованной информации и доведение результатов до руководства.

Исследование рынка должно предусматривать оценку общих и частных рыночных проблем. Общие рыночные проблемы харак­теризуются нарушением соответствия между спросом и предложе­нием в пределах всего рынка, т.е. соответствия между общими размерами товарного предложения и совокупным платежеспособ­ным спросом населения. Таким образом, в состав общих рыночных проблем следует отнести:

Охват различных элементов рынка;

Межотраслевой характер исследований;

Обязательное прогнозные расчеты перспектив развития рынка; отражение региональных особенностей товарных рынков.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.