Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Религия. Искусство



Религия

Религия, как и миф, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей.

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому - сплочение и связь главные ее регуляторы.

Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует, прежде всего через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по вертикали - от земных и обыденных до божественных и небесных. Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей.

Искусство

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека вторую реальность - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве.

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности , которые точно ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

2.Философия, наука.

В последнее время весьма интенсивно обсуждается вопрос о том, может ли философия быть наукой. В этом вопросе я разделяю мнение И. А. Гобозова о том, что «есть разные философии, некоторые из них носят научный характер, а другие – нет». Для обоснования этого положения следует рассмотреть критерии научности знания и установить, может ли философия соответствовать этим критериям. Необходимость такого подхода справедливо отмечает В. Д. Рута.

К настоящему времени выработаны следующие критерии научности.

Доказательность, или рациональность – логическая обоснованность каждого положения другими, уже доказанными, положениями. В случае ненауки истинность знания либо вообще не доказывается (например, в искусстве), либо в качестве обоснования приводятся лишь некоторые доводы (в обыденном знании, религии, псевдонауке).

Непротиворечивость – в научном знании не должно быть взаимоисключающих суждений. Критерий служит следствием логического закона противоречия: два отрицающих друг друга высказывания не могут одновременно быть истинными. В ненаучном знании противоречия встречаются: например, в религии признается, что все предопределено Богом и в то же время человек свободен; творец и управитель мира (Бог) всемогущ, всеведущ, абсолютно добр, но в мире существует зло.

Эмпирическая (опытная, практическая) проверяемость – установление истинности или ложности теоретических положений путем их соотнесения с практическими результатами, получаемыми в эксперименте или наблюдении за естественным ходом событий. Критерий включает в себя два компонента – подтверждение (верификацию) и опровержение (фальсификацию). Первый компонент ориентирует на нахождение истинного, второй – на отсечение ложного в научном знании. Совпадение предсказанных гипотезой следствий с фактами (достоверными практическими результатами) служит критерием ее истинности, их несовпадение – критерием ложности. Один акт подтверждения или опровержения не решает проблему истинности какого-либо знания. Только благодаря длительному многоактному процессу верификации и фальсификации знание гносеологически приближается к объекту и становится возможным сделать заключение о его истинности. Эмпирическая подтверждаемость – ведущий критерий истины. Критерий истинности уже критерия научности.

Достоверность эмпирического материала – результаты экспериментов и наблюдений, которые использовались при разработке проблем и создании теорий, должны обладать статусом научных фактов, то есть они должны статистически устойчиво повторяться в наблюдении или воспроизводиться в эксперименте. В научных публикациях принято описывать источники и методику получения эмпирического материала, по которым каждый ученый может повторить наблюдение или эксперимент и убедиться в достоверности фактов.

Общезначимость (интерсубъективность) – вначале новые открытые положения, в том числе и законы, обычно признаются немногими лицами, но после их доказательства, включающего в себя и эмпирическое подтверждение, они принимаются всем научным сообществом или большинством его членов.

Системность (целостность, когерентность) – все элементы научного знания связаны между собой и зависят друг от друга. На свойстве системности знания основывается логический критерий истины: если гипотетическое знание по законам логики соответствует уже принятому (достоверному) знанию, то оно тоже истинно. Логический критерий истины производен от практического: в доказательстве истинности гипотетического знания используются положения, которые уже получили практическое подтверждение.

Может ли философия отвечать приведенным критериям? В возможности отнесения к философии таких критериев, как доказательность, непротиворечивость, системность, никаких сомнений не возникает. Все формы рационалистической философии этим критериям, в основном, удовлетворяют. Менее ясно положение с другими критериями. Иногда высказывается сомнение в возможности отнесения к философии критерия эмпирической проверяемости. Нам думается, что этот критерий к ней может быть отнесен. Конечно, экспериментальная проверка философских положений – вещь редкая, но, тем не менее, и она как способ обоснования философского знания имеет место

Помимо соответствия отмеченным критериям каждая наука должна иметь свои особые предмет, методы и язык. Философия изучает мир в целом, общие законы бытия (законы диалектики), связи между разными сферами бытия. Частные же науки изучают законы отдельных сторон действительности. Научная философия имеет и свой особый метод, порожденный ею самою. Им служит диалектический метод, включающий в себя принципы познаваемости сущностей, системности, историзма, релятивности, диалектического противоречия, взаимосвязи качества и количества, диалектического отрицания, восхождения от единичного к общему и обратно, детерминизма, единства необходимости и случайности, многовариантности развития. Наконец, философия имеет и свой язык, и особый понятийный аппарат.

3. Генезис философии

Философия уходит своими корнями в глубокую древность, и историки философии расходятся во мнении о причинах и условиях генезиса философского знания. Одни из них хронологически связывают происхождение философии с появлением первых письменных памятников человечества, написанных на санскрите; другие – с возникновением классов и государства; третьи – с наблюдавшимся в VI в. до н.э. подъемом духа, который К. Ясперс назвал «осевым временем».

Переход от бронзового века к железному, от варварства к цивилизации, от матриархата к патриархату, разложение родовой общины, появление письменности, зарождение товарно-денежных отношений, возрастание оппозиции к традиционной религии, усиление критического духа, неудовлетворенность мифологическим объяснением мироустройства, рост научного знания – вот лишь некоторые условия, в которых создавались первые философские концепции.

Анализируя мнения современных историков философии, можно выделить три подхода к решению проблемы генезиса философии:

а) мифогенный, с позиций которого философия рождается из мифов;

б) гносеогенный, в соответствии с которым философия является продуктом развития первоначальных знаний о мире;

в) синтетический, согласно которому философия возникает из нерасчлененного целого мифологических, религиозных, научных представлений, получившего название «предфилософии».

Примерами предфилософии могут служить тексты Вед – древнейшего в мире письменного памятника, созданного в Древней Индии, а также древнегреческие эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру, поэмы Гесиода «Труды и дни» и «Теогония».

В любом случае появление философии связано со значительным переломом в жизни общества, когда смысл человеческой жизни, ее привычный ход и порядок оказываются под угрозой, когда старые мировоззренческие ориентиры и установки перестают функционировать, когда мораль кровнородственных отношений вступает в конфликт с частными интересами отдельной личности. Философия формируется в тот период, когда социально-политический и нравственный кризис ставят человека в неоднозначную ситуацию, вытесняя его мышление в плоскость смысла жизненных проблем, относительно которых невозможно использовать привычную канву мифологического миропонимания.

Таким образом, с распадом родовых отношений происходит разложение мифологического мировоззрения на религиозную, философскую и художественно-поэтическую составляющие. Можно сказать, что философия с ее стремлением дать рациональное объяснение реальности постепенно приходит на смену мифологической картине мира.

В Древнем мире сформировалось несколько типов философствования (три древневосточных и один европейский, античный), каждый из которых обладает своей собственной спецификой.

Цивилизация Древнего Востока возникает в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Наличие Ближневосточного (Египет и Междуречье), Средневосточного (Древняя Индия) и Дальневосточного (Древний Китай) очагов цивилизаций обусловили, соответственно, появление трех своеобразных типов философского знания на Востоке.

Ближневосточный тип характеризуется приоритетом натурфилософской проблематики, т.е. поисками первоначала всего сущего, переосмыслением природных процессов, построением космогонических систем. В Египте и Междуречье в конце III – начале II тыс. до н.э. в таких памятниках древней культуры, как «Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой», «Беседа господина с рабом» высказываются сомнения в истинности религиозно-мифологических конструкций, звучат идеи автономности материального и духовного миров, ставятся проблемы жизни и смерти, подвергается критике социально-политическое устройство общества.

В Древней Индии философия, возникшая на основе ведической литературы, носила преимущественно интравертный (направленный вовнутрь) и пессимистический характер. Главное предназначение философии индусы усматривали в выработке руководства к действию, к поведению. Вечный процесс перерождений (сансара) осуществлялся по закону воздаяния (кармы). Социальный статус человека напрямую зависел от его деяний «в прошлой жизни». Признававшие авторитет Вед философские школы (Веданта (изучение Вед), Вайшешика (поиски материального первоначала), Санкхья (число), Ньяя (логика).) противостояли неортодоксальным направлениям (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята).

В Древнем Китае, напротив, богатая философская традиция имела ярко выраженную социальную направленность и рассматривала центральное положение человека как «средины» между Небом и Землей. Важнейшим понятием китайской философии является категория «Дао», означавшая одновременно закономерность, путь, метод, истину, благой ход вещей и человеческой жизни. Среди философских школ, учения которых не столько противостояли, сколько дополняли друг друга, особо следует выделить школу «инь и ян», школу «имен», конфуцианство, моизм, легизм и даосизм.

Несколько позднее в Древней Греции возникает тип философствования, коренным образом отличавшийся от древневосточных типов и заложивший основы мыслительной культуры западной цивилизации. Совокупность философских учений, развивавшихся в Древней Греции и Древнем Риме с конца VII в. до н.э. до VI в. н.э., называют античной философией.Античный тип философствования, таким образом, на протяжении 1200 лет был господствовавшим в Средиземноморском регионе. Для него были характерны следующие черты:

– космоцентризм мировосприятия, в котором Вселенная рассматривалась в неразрывной связи с человеком, а человек представлялся как органическая частица Вселенной, ее микромодель – «микрокосм»;

– антропоцентризм, т.е. направленность философской мысли на человека, его внутренний мир, его познавательные способности;

– связь с научными (математическими, природоведческими, политическими) знаниями, а также с мифологией и искусством; – огромное многообразие направлений и школ, которые являются истоком для всех позднейших форм европейского философствования.

Античная философия прошла в своей эволюции ряд периодов, среди которых следует выделить:

1. Доклассический период (VI-V вв. до н.э.). Материально-чувственный космос выступает здесь и в качестве объекта, и в качестве субъекта философской рефлексии. Основная проблема – поиски первоосновы всего сущего, стремление вырвать Космос из «объятий мифа», найти в нем объективную основу, которая в то же время была бы и универсальным законом мирового развития (Логосом). Представители этого периода усматривали первоначало в воде (Фалес Милетский), воздухе (Анаксимен), апейроне (Анаксимандр), числе (Пифагор), огне (Гераклит), атомах (Демокрит) и т.д.

2. Классический период (V-IV вв. до н.э). Начинается с софистов и Сократа, которые разделили объект и субъект познания и совершили поворот в философствовании от натурфилософской проблематики к изучению человека, проблем гносеологии, самопознания, этической антропологии. Высшим теоретическим синтезом натурфилософской и антропологической линии философствования стали системы Платона и Аристотеля.

3. Период эллинизма (IV в. до н.э. – I в. н.э.). Закат античной цивилизации. Человек все больше осознает себя субъектом познания и самопознания, здесь разрабатывается прежняя проблематика, но в ней доминирует тенденция к субъективизму. Школы: стоицизм, скептицизм, эпикурейство.

4. Римский период развития античной философии (I-VI вв. н.э.). Здесь единство объекта и субъекта проявляется в том, что человек воспринимается в качестве творческого, аналитического, рефлексирующего начала. Для римского периода характерна эклектичность взглядов в школах неоплатонизма, скептицизма, эпикуреизма. Представители: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Антоний, Тит Лукреций Кар, Цицерон.

В античной философии уже обнаружили себя материализм и идеализм, диалектика и метафизика, рационализм и мистицизм, агностицизм и скептицизм. В частности, материализм как одно из двух главных философских направлений происходит из атомистических представлений об устройстве мира Левкиппа и Демокрита. Мир состоит из невидимых атомов (от греч. άτοµος – неделимый) и пустоты.

4.Основные этапы становления науки.

Вопрос, когда возникла наука - не простой для учёных. Встречаются различные точки зрения, как специфический ???

В 16-18 веках, в новое время, зарождается естествознание, и оно практически как современная наука. Но другая концепции - наука возникла раньше. Т.к. всё имеет предпосылки и не возникает ниоткуда. Нельзя забывать, что мыслитель Древней Греции заложили основу современной науки.

Этапы развития науки:

1. Античный этап развития науки.

В эпохи древних цивилизаций (Китай, Индия, Шумеры, Африка, Америка) приводились в систему разрозненные явления о природных, астрономических явлениях. Улавливали очень разные взаимодействия в астрономии. Обрабатывались в математических таблицах знания прикладного характера, накапливались рецептурные знания об изготовлении различных технических устройств.

Но эти знания не обладали фундаментальностью и теоретичностью, значит не было науки. Изучались то, с чем человек сталкивался в своей повседневной практике это накапливалось. Геометрия - измерения земельных участков. Торговля - арифметика.

2. Средневековый этап развития науки.

Приходят феодальные порядки, они меняют уклад жизни, духовные ценности, способы государственного правления и формируются две великие мировые религии (взамен многобожия): христианство и ислам. Формируется атмосфера единобожия (монотеизм). Происходит установление диктатуры религии и веры, в том числе в науке и философии. Вера взяла реванш авторитета над доказательством (веры над разумом). С 5 по 15 века - практически тысячелетии (450-1440).

Достижения в математике: создали основы арифметики на основе индийских чисел (натуральный ряд и ноль), а мы твердим, что они арабские; разработка начал алгебры (автор Альхарезми трактат «аль джебер...» перешло в «алгебра»), создали основы тригонометрии.

Медицина: основы хирургии глаза, диоптрика и появилась идея очков.

В химии: совершенствование опытов в области парфюмерии, изобрели дистиллятор и куб по перегонке спирта.

Параллельно с химией стала развиваться алхимия и химия не могла сбросить это бремя - невозможно было сбросить. По одной из версий алхимия пришла из Китая - там открыли киновар (сернистая ртуть) - красного цвета и подумали не заменитель ли крови. И пошли эксперименты, которые сдерживали развитие химии.

3. Классический этап развития науки.

Классический этап развития науки 16-18 века.

В целом классический этап развития науки (естествознания) можно разделить на два (под)периода:

1. Период механического естествознания (механической картины мира) до 30 годов 19 века.

2. Период формирования эволюционных идей до конца 19 века.

4. Неклассический этап развития науки.

К концу 19 века учёные были убеждены, что физическая картина мира почти построена и осталось уточнить только некоторые детали. Она основывалась на положениях классической механики и законах электромагнитных явлений (обе слабо связаны). Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые не вписывались ни в механическую картину мира, ни в электромагнитную теорию Максвелла. Множество теоретических противоречий доказывали, что не решить с помощью этих теорий.

5. Постнеклассический этап развития науки.

Наука триумфально показывала себя, раскрывала как техническим прогрессом ??

К середине 20 века, к 50 гадам произошло срастание науки с техническим прогрессом, что открыло эпоху научно-технической революции (НТР).

Научно-техническая революция (НТР) - это качественное изменение (скачок) в развитии науки, техники и материального производства, при котором наука превращается в ведущий фактор технического и социального прогресса, подготовивший общество во вступление в пост индустриальную (информационную) фазу своего развития. Считается, что исторической точкой отсчёта НТР является возникновение в начале 50-х годов кибернетики.

Характеристики эпохи.

1. Открытие новых источников энергии.

2. Открытие полупроводниковой технологии.

3. Новые химические вещества с заранее предугаданными свойствами.

4. Создание ракетно-технической индустрии.

5. Создание нового поколения информационно-вычислительной техники.

6. Новые биотехнологии.

В сер 70-х годов началась новая фаза НТР.

Характерными чертами постиндустриальной стадии является:

1. Широкое распространение гибких автоматизированных производств (ГАП), на смену автоматизации участков производства приходит полная автоматизация.

2. Переход к материало- и трудо-сберегающим процессам (от трудоёмких).

3. Образование новых комплексных отраслей научного познания: общая теория систем, синергетика, информатика, семиотика, глобалистика.

4. Общенаучные понятие алгоритм, система...

5. Развивается сфера услуг.

6. Переход к инновационной технологиям.

В 1980г. Даниэль Бэлл обращает внимание, что новый социальный способ жизни связан с телекоммуникационными системами и интеллектуальными технологиями. Он ставит информационный фактор в центр своей концепции, заявляет о наступлении информационного века.

 

7. Наука современного периода.

Характерные особенности (развития) науки на современном этапе её развития

1. Компьютеризация науки - это революция в области получения, хранения, обработки и передачи знания, в первую очередь различного рода научной информации.

2. Глубокие интеграционные процессы, которыми охвачена вся система современного развивающегося знания.

3. Интенсивное развитие молекулярной биологии и генетики. Технологии клонирования, конструирования новых генов (производство всего в больших количествах).

4. Прогресс в области химии. Внедрении в область химических исследований эволюционных идей, появление нового направления - эволюционная химия. Самопроизвольный переход низших химических соединений к высшим, а далее к жизни.

5. Основные функции науки.

Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.

Основные функции науки можно определить как

1. Познавательную

2. Мировоззренческую

3. Производственную,

4. Социальную

5.  Культурную.

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода цех, в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образования, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание (науки о природе) и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

6.Философия науки

Термин впервые был использован Е. Дюрингом (1833–1921) в монографии 1871 года «Логика и философия науки» («Logik und Wissenschaftstheorie»); с XVII в. по начало XIX в. оперировали термином «наукоучение» (Wissenscgaftslehre). Сегодня понятием «философия науки» обозначают как направление в истории философской мысли (причём, важно отметить, как западной, так и отечественной, на чём делаем особый акцент, поскольку в современных публикациях нередко встречаются высказывания типа: «философия науки является направлением современной западной (неклассической) философии» ), так и философскую дисциплину (наряду с онтологией, гносеологией, аксиологией и т.д.).

Возвращаясь к философии науки как дисциплине, сделаем вывод, что она состоит из множества философских концепций, для которых наука как таковая являлась объектом или апологии, или критики, или же нейтрального.

Концепции, образующие философию науки в качестве направления, восходят ещё к Платону и Аристотелю. Можно согласиться с тем, что именно последним «впервые относительно полно были описаны науки с точки зрения философии, т.е. заложены основы самой философии науки, сама её возможность».

Но важнейшей вехой в развитии философии науки как направления стало появление в 30–40-х годах XIX столетия позитивизма, в связи с чем важно соблюсти «золотую середину» в оценке вклада последнего в дело становления философии науки.

 Необходимость «взвешенной» оценки вклада позитивизма в формирование философии науки, скажем следующее. С одной стороны, можно согласиться со следующими утверждениями: «первой школой, сознательно объявившей себя философией науки, стал позитивизм»14; или же, более развёрнуто: «представители всех этапов позитивизма претендуют на создание научной философии. Позитивная философия становится научной не только из-за того, что наука является объектом ее рассмотрения: логические позитивисты разрабатывали научный способ анализа науки – в качестве такового представал метод логического анализа ее языка».

Основатель позитивизма выразил эту интенцию предельно радикально: существуют три этапа развития мысли, первый из которых – теологический – представляет собой необходимый отправной пункт разума. Второй же – метафизический – есть не более чем «видоизменение теологических воззрений». И лишь на третьем – позитивном – наука при помощи правильного сочетания рассуждений и наблюдений приближается к познанию «действительных законов», стоящих за теми или иными явлениями.

Эта интенция основоположника позитивизма, усиливаясь с каждым новым этапом последнего, достигла максимальной полноты в рамках физикализма, представляющего собой одну из важнейших «концепций логического позитивизма, которая разрабатывалась Р. Карнапом, О. Нейратом в рамках проблематики верификации.

Это позволяет заключить следующее. Утверждая необходимость полного сведения, во-первых, теоретического уровня науки к эмпирическому с целью верификации и, во-вторых, языков всех дисциплин к языку физики, неопозитивизм довёл до логического предела позитивистские требования к знанию. А именно – неопозитивисты стали оценивать в качестве собственно «научных» только те утверждения, которые можно свести к высказываниям, содержание которых основывается на непосредственных наблюдениях. Последние получили название «протокольных предложений»; этим понятием в неопозитивистской концепции языка науки называют «исходные элементарные утверждения, образующие эмпирический базис науки и выражающие “непосредственно данное” в опыте (таковые утверждения – М. П.) рассматриваются как предел логического анализа языка науки, сведение к которому обеспечивает верифицируемость любого содержательного утверждения о мире, входящего в состав т.н. фактуальной или реальной науки»

7.Философия техники.

Как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание “Философия техники” был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга “Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения” вышла в свет в 1877 г. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги “О долге и добре” (1898 г.) также посвятил “философии техники”.В конце ХIХ века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре Технический итог ХIХ»(1898 г.).

Что такое философия техники?

На этот вопрос можно ответить двояким образом: во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама техника.

Что такое техника?

Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.

К сфере философии техники относят и прикладные задачи, и проблемы, напр., такие, как определение основ научно-технической политики, разработка методологии научно-технических и гуманитарно-технических экспертиз, методология научно-технического прогнозирования и др. На заре формирования этой дисциплины (в кон. 19 – нач. 20 в.) в философию техники подобные прикладные, хотя и достаточно широкие, проблемы не включались.

Важной методологической проблемой философии техники является проблема допустимых пределов ее редукции к таким реалиям, как деятельность, формы технической рациональности, ценности, те или иные аспекты культуры. Во многих основных определениях техники, которые даются в философии техники, происходит ее «распредмечивание», техника как бы исчезает, ее подменяют определенные формы деятельности, ценности, дух, аспекты культуры и т.п. С одной стороны, такая редукция является необходимым моментом и условием познания техники, с другой стороны, возникает опасность вообще утратить специфику техники как объекта изучения. «Распредмечивание» техники порой заходит так далеко, что техника представляется как глубинный и глобальный аспекты всякой человеческой деятельности и культуры, а не как нечто субстанциальное, что обычно мы интуитивно имеем в виду, говоря о технике. В связи с этим возникает дилемма: является ли техника самостоятельной реальностью, или же она есть инобытие чего-то другого, всего лишь аспект духа, человеческой деятельности или культуры и т.п.

В последние годы возникла новая проблема – анализ культурно-исторических изменений в понимании и восприятии техники. Исследования показывают, что, напр., в архаической культуре орудия, простейшие механизмы и сооружения понимались в анимистической картине мира. Древний человек думал, что в орудиях присутствуют духи, помогающие или препятствующие человеку. Развитие же техники в культуре Нового времени привело к тому, что современный человек видит в технике действие законов природы и свое собственное инженерное творчество. И дело не сводится к той или иной трактовке техники – речь идет о ее культурном существовании и бытии. Понятая в качестве духа, техника живет по одной «логике», имеет одни степени свободы; понятая же как проявление божественного творчества (средневековая трактовка) – по другой «логике», понятая как процесс (сила, энергия) природы – по третьей.

Философия техники находит применение в целом ряде областей, напр. в системе управления народным хозяйством (экспертиза научно-технических проектов, консультирование, прогнозирование и т.д.), в разных областях науки и техники, наконец, в гуманитарных дисциплинах (как момент рефлексии технической и технологической стороны гуманитарной работы и мышления).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.