Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Функции семьи



 

11. Социальные отношения.Выбор позиций из списка.

1..Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность

 

2.. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) бойкот

2) аплодисменты

3) насмешка

4) выговор

5) комплименты

6) улыбка

 

      Предметная область: Социальные отношения. Социальный контроль

 

 

      

 3.. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.

 

1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы

2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)

3) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса

4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания

5) рост числа людей, работающих в нескольких местах

6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии

 

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность.

 

 

    

4…Найдите в приведённом ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) семья

2) племя

3) народность

4) община

5) государство

         

Предметная область: Социальные отношения. Этнические общности

      

5... В стране П. в ходе социологических опросов, проведённых в 2005 и 2010 годах, предлагалось ответить на следующий вопрос: «Как Вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты были занесены в таблицу.

 

Варианты ответа 2005, % 2010, %
Я поступил на работу по призванию и в соответствии с полученной специальностью.
Я работаю не по специальности, но должен обеспечивать семью.
Мне нравится моя работа, я вполне доволен заработком.
В данный момент я не могу найти работу по специальности, жду подходящей вакансии.

 

Какой вывод можно сделать на основании полученных данных?

 

1) Доля граждан, вынужденных работать не по специальности, снизилась.

2) Доля граждан, чья занятость соответствует полученной специальности, не изменилась.

3) Количество респондентов, удовлетворённых своим материальным положением, повысилось.

4) Уровень безработицы существенно повысился.

5) Доля респондентов, ищущих работу по своей специальности, несколько сократилась.

 

  Раздел кодификатора ФИПИ: 3.2 Социальные группы

 

6…Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.

2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.

4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Предметная область: Социальные отношения. Диаграммы

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ—2015 по обществознанию.

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.2 Социальные группы

 

7. Социологи провели репрезентативные опросы 1600 юношей и девушек станы Z. Им задавали вопрос: «Что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодёжи?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

 

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Треть респондентов уверены, что основы жизненного опыта молодёжь приобретает в высших учебных заведениях.

2) Большая доля молодых людей считает, что основы жизненного опыта формирует семья.

3) Каждый третий юноша указал, что жизненный опыт, полученный в армии, имеет большое значение.

4) Равные доли опрошенных считают, что основы жизненного опыта формируются школой, компанией товарищей и средствами массовой информации.

5) Книги перестали быть основой жизненного опыта для более 90 % современной молодёжи.

      

  Раздел кодификатора ФИПИ: 3.2 Социальные группы

 

8. Запишите слово, пропущенное в схеме

 

 

 

       Предметная область: Социальные отношения. Семья и брак

       Раздел кодификатора ФИПИ: 3.10 Семья и брак

 

 9..Запишите слово, пропущенное в схеме:

 

 

          Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность

          Раздел кодификатора ФИПИ: 3.1 Социальная стратификация и мобильность

 

 

10.. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Функции семьи

 

ФУНКЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода
Эмоциональная Удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, психологической защите и поддержке

     

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.10 Семья и брак

 

 

11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Школьный класс, трудовой коллектив, родительская семья, агент социализации, СМИ.

 

Предметная область: Социальные отношения. Социализация

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.13 Социализация индивида

12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».

 

1) социальная норма

2) санкции

3) эксперимент

4) гипотеза

5) добрый поступок

6) свободный выбор

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм, Человек и общество. Мораль

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.15 Мораль

13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Человек живет в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Cписок терминов:

 

1) знание 2) общество 3) группа
4) позиция 5) отношение 6) норма
7) закономерность 8) поведение 9) экономика

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е
           

 

Предметная область: Социальные отношения. Социализация

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.13 Социализация индивида

 

14. Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)

 

Прочитайте текст и выполните задания 21—24

 

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

 

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

 

Очевидно, что описанный случай — яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

 

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

 

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

 

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем — соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

 

(Н. Смелзер)

 

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.11 Отклоняющееся поведение и его типы

 

15.В чем автор видит проявление стандартизации процесса социализации в традиционном обществе? Какой механизм социализации был для этого общества важнейшим? Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «социализация».

 

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

 

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

 

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

 

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

 

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

 

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

 

 

(Г.Г. Кириленко)

Предметная область: Социальные отношения. Социализация

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.13 Социализация индивида

 

 

16. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, правовую норму, религиозную норму. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

 

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.8 Виды социальных норм

 

 6..…Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.

2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.

4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Предметная область: Социальные отношения. Диаграммы

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ—2015 по обществознанию.

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.2 Социальные группы

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.