Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13»
План по самообразованию на тему:
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».
на 2018-2019 год
Воспитатель: Кожевникова Е.А.
г. Городец
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов).
Актуальность темы:
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Цель:
· повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
· развитие творческих способностей детей среднего возраста средствами кукольного театра
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
· Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
· Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а так же их исполнительские умения.
· Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
· Обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
· Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
· Обучать работе с пальчиковыми куклами.
· Сплотить детский коллектив
· Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности.
Срок реализации: 2018 -2019 год.
Этапы работы.
Раздел
плана
| Содержание работы
| Сроки
| | Теоретический этап
| Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы:
· Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
· Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.
· Вакуленко Ю.А, Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008
· Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000.
· Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.
· А.В.Щеткин Театральная деятельность в детском саду М.,» Мозаика-синтез»2010
Изучение статей в журналах:
- «Воспитатель ДОУ»,
- «Дошкольное воспитание»,
- «Ребенок в детском саду»,
- «Обруч»
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете
Изучение опыта педагогов ДОУ
Разрабатывание плана второго года обучения «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность.
| В течении года
В течениие года
В течение года
В течение года
| | Практический этап
| Работа с детьми:
· Беседа: «Что такое театр? Цель: Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом зданий театра - современных и прошлых лет; дать понятия: сцена, оркестровая яма, зрительный зал. Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются, как проходят репетиции.
Материал: презентация о театре, фото наших театров – кукольного и драматического.
· Упражнение «Расскажи потешку» Цель: учить с помощью театральных кукол произносить знакомые потешки, отражая характер обыгрываемого героя, развивать выразительность речи.
· Упражнение «Кто как двигается» Цель: учить узнавать, называть и отражать с помощью движений животное, его характер. Закрепить умение придумывать несложный сюжет и обыграть его (встреча, знакомство, игра, ссора, примирение, дружба). Развивать фантазию.
· Игра «День рождения» Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.
· «В сказки мы играем, чувства изучаем». Цель: знакомство со сказкой «Пых», ответы на вопросы по содержанию.
· Игровые разминки на передачу эмоций персонажей перед зеркалом; обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей.
· Драматизация сказки «Пых». Цель: помочь детям побороть стеснительность, развивать артистические способности, выразительность речи, выразительность движений.
· Игра на развитие двигательных способностей:
· «Снеговик» Цель: развивать умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
· Этюд «Дикие животные зимой». Чувствовать и понимать эмоциональное состояние персонажа. Проявлять инициативу и самостоятельности в выборе средств перевоплощения; экспериментировать при создании образа.
· Театрализованная игра «Дед Мороз и лесные звери». Использовать различные средства выразительности речи, мимику, пластику для передачи характера и особенностей поведения персонажей - лесных зверей.
· Разыгрывание сценки «Приключение в лесу» Экспериментирование при создании одного и того же образа, обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей.
· Игра «Бабушка Маланья» Цель: Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
· Игра «Доскажи словечко» Цель. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.
· Знакомство с р. н. сказкой «Лисичка со скалочкой», ответы на вопросы по содержанию.
Игровые разминки на передачу эмоций и развитие выразительности движений.
Разыгрывание эпизодов по ролям.
· Театрализованная игра по сказке «Лисичка со скалочкой». Цель: Разыгрывание представления по знакомым литературным произведениям. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
· Этюд на интонационную выразительность: «Позови Снегурушку угрюмо, радостно, шепотом, приветливо… »
· Знакомство с русской народной сказкой «Снегурушка», ответы на вопросы по содержанию
· Театрализованная игра по р. н. сказке «Снегурушка». Развивать выразительность речи, подбирать средства выразительности движений в соответствии с сюжетом.
· Импровизация - выбор героя, придумывание истории (какое у него настроение, почему). Стараться передавать эмоциональное состояние своего героя.
· Этюды на выражение эмоции «Маме улыбаемся», «Мама рассердилась» Цель: развивать умение детей выразительно двигаться, выражать свои эмоции с помощью мимики.
· Знакомство со сказкой В. Сутеева «Под грибом»
· Игра-пантомима «Угадай, кто просился под грибок» Цель: развивать пантомимические навыки
· Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом».
· Показ сказки мамам. Цель: развивать артистические способности у детей, память и внимание, воспитывать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям.
· Проговаривание диалогических скороговорок:
-Расскажите про покупки.
-Про какие про покупки?
-Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».
Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
· Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Цель: воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа.
· Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака) » Цель: развивать пантомимические навыки
· Упражнение «Не вы ли «мяу-мяу» говорили?» Цель: упражнять в интонировании диалогов
· Драматизация сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?»
· Показ сказки детям младших групп. Цель: развивать артистические способности у детей, воспитывать дружеские взаимоотношения, желание доставить малышам радость.
· Театр кукол из ладошки. Изготовление игрушек-варежек для сказки «Теремок на новый лад» Цель: Учить детей, используя технику художественного приема аппликации, сделать объемные игрушки-варежки.
· Сказка «Теремок на новый лад» - воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа
· Театрализованная игра по сказке «Теремок на новый лад» Цель: изображать характерные особенности поведения персонажей
| Октябрь
ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
| | | Работа с родителями:
· Анкетирование родителей на тему:
«Ваше отношение к театрализованной деятельности»
· Консультация для родителей «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников»
· Оформление папки – передвижки «Правила поведения родителей на детском празднике»
· Оформление папки – передвижки «Мир театра»
· Консультация для родителей: «Кукольный театр дома
· Изготовление совместно с родителями необходимых атрибутов для театральной деятельности.
· Консультация для родителей: «Значение театральной деятельности в развитии речи дошкольника».
Советы родителям:
· Что делать, если ребенок боится публичных выступлений?
· Как правильно учить стихи с ребенком?
· Развиваем читательский интерес.
· Играем в сказку дома.
Обогащение предметно – развивающей среды:
Изготовление атрибутов для игры в театр.
Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: настольный, теневой, пальчиковый, варежковый театр).
Изготовление мнемотаблиц по сказкам.
Дидактические игры («Придумай сказку», «Разложи по порядку», «Театр настроений», «Четвертый лишний», «Узнай по контуру» и т. д.) .
Дидактические игры («Солнечные и пасмурные деньки», «Радужный хоровод», «Цыплята», «Разложи по порядку», «Нарисовать ряд», «Клоуны и шары», «Продолжи узор», «Нарисуй орнамент» ит. д.) .
| Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
В течение года
В течение года
| | Отчёт по теме самообразования
| · Аналитическая справка о работе за год.
· Составление фотоальбома «Театр в нашей группе».
| | |
|