Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция : «­Криминальная психология»



Лекция : «­Криминальная психология»

  1. ­Преступник как аномальная личность

Преступление можно рассматривать как отклонение от нормы во взаимодействии личности с социальной средой. В личностных аномалиях кроме социально-психологического фактора­ не должен игнорироваться и биологический­ связанный с функционированием организма (являющийся либо причиной либо­ благодатной почвой ­ для психосоциальных отклонений.­

Психические аномалии такого рода­ препятствуют усвоению социальных норм регулирующих поведение людей ­затрудняют получение высокой квалификации и образования ­выполнение отдельных социальных ролей чаще чем у здоровых­ мотивация поведения у таких лиц является бессознательной,­ а само поведение менее опосредовано сознанием.

Такие характеристики, например, свойственны психопатизированным, невротичным личностям, а также личностям с явной патологией психики. При таких характеристиках снижаются адаптационные возможности психики задерживается психическое развитие, они­ снижают сопротивляемость к воздействию ситуаций,­ в том числе конфликтных, сужают возможности выбора решений и вариантов поведения:­ облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуманных,­ в том числе противоправных поступков.

Аномальность личности может усугубляться снижением уровня интеллектуального развития, узостью, конкретностью или непоследовательностью мышления, ­затрудняющих принятие ими правильных решений в ситуации выбора. Неудовлетворенные потребности постоянно провоцируют состояние фрустрации с сопутствующей агрессивностью+­ расторможенностью эмоциональных процессов, так как снижены сознательный контроль и волевая регуляция. ­Например,­ у дезадаптированных подростков в результате школьного неуспеха, ­порицаний учителей и пренебрежительного отношения одноклассников возникает чувство враждебности к окружающим, ­провоцирующее формирование агрессивных установок.

Можно отметить сплав психологии преступника с психологией жертвы. Например, ­ у обычного нарушителя дисциплины -­ Противоречивость его самооценки может возникнуть из-за конфликтности двух образов Я- общественного и Я- уникального. Если в самосознании у такого человека проявляется образ общественного Я- ­ возникает ощущение своей несостоятельности, неполноценности, ведь все его ругают-­ Если уникального Я – наоборот, ­ ощущение сверх полноценности, этот вариант возникает на основе защитного компенсаторного механизма по типу Я не плохой,­ а хороший -­Я не только хороший,­ Я- ­­очень хороший.

Рассматривая правонарушителя как вид аномалии личности, ­мы также видим дефект или деформацию субъектности личности. Например, изучение личностей совершивших убийства, выявляет у них сильную психологическую зависимость от другого лица-­ Давайте проанализируем и оценим рассуждения одного из исследователей ­­Е.Г. ­Самовичева ­поведение, ответственность о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения.

Убийцы, ­по мнению автора, в целом относятся к такой категории людей, ­для которых свободная и самостоятельная адаптация к жизни всегда проблема.­ Выход из контакта с жертвой для них практически невозможный способ поведения, ­ так как связан с проявлением механизма­ выученной беспомощности. Этот механизм, по мнению Е. ­Самовичева, ­формируется и проявляется следующим образом, ребенок в семье­ будущий преступник (поставлен в ситуацию хронического неудовлетворения базовых потребностей и постоянно зависит от матери, с которой у него, ­кроме социально-психологической связи, ­ существует биологическое витальное единство.

 Мать либо не может, либо не хочет, ­ либо не умеет своевременно и полно удовлетворить его потребности, тем самым как бы отвергая ребенка. ­ По этой причине для него складывается ситуация экстремальности существования+­ при которой мать становится для ребенка жизнеугрожающим фактором при своей жизнеутверждающей роли. Ребенок начинает пребывать в ситуации внутриличностного конфликта, ­разрешить который ему не по силам. ­При таком состоянии усиливается его зависимость от витального фактора и снижаются его возможности социальной адаптации и личностной автономии. Это приводит к дисгармонии его развития­ задержке инфантильности (­проявляющейся в ограничении его возможностей в особенности при изменении обстоятельств), например, в ситуации школьного обучения, ­ межличностного общения, формируется комплекс неполноценности и, как его результат, происходят либо, проявление гиперкомпенсации основанной на переоценке своего ­Я,­ либо полная податливость жизненным ситуациям.

 Если возникает ситуация отвержения для такого подростка или взрослого человека, ­она в силу­ выученной беспомощности и оценки фактора сознательно или бессознательно, ­ как витально- угрожающего приводит к принятию решения обретения независимой жизнеспособности путем уничтожения угрозы.

Итак, по мнению Е. Самовичева, основным в происхождении убийств является онтогенетический фактор­­ блокирование способности к автономии в результате отвержения потенциального преступника другими лицами, ­ с которыми у него возникает объединение, благодаря биологическому механизму импринтинга, убийство ­в русле этих рассуждений(­ возникает как действие направленное на сохранение автономной жизнеспособности преступника, ­как бы разрывающее связь с жизнеобеспечивающим фактором, который перестал выполнять приписанную ему функцию.­

Таким образом, в описанном примере можно увидеть самоидентичность личности, ­нарушенную не только интроекцией, ­но и конфликтностью отношений матери и ребенка, ­когда он был еще слишком слаб и несамостоятелен, и способен, только на симбиотические отношения. Конфликт впоследствии стал внутриличностным конфликтом в его­ Я-концепции, когда образы прошлого склеились­ с настоящим и произошедшее в прошлом стало определять регуляцию поведение в настоящем.

Чем больше в механизме самоуправления человека участвуют бессознательные и патологические факторы, ­ тем в большей мере выражается зависимость личности от них, однако подчеркну, ­что одного фактора отвержения ребенка матерью в начале схемы возникновения психологического механизма убийства и провоцирующего фактора в его заключении недостаточно для объяснения того, почему одна личность становится убийцей, ­ а другая­­ нет.

Бывает, ­что дети, ­отлученные от родителей в связи с лишением тех родительских прав, в большей мере страдают от гуманной акции, чем от невыполнения родителями своих обязанностей или их образа жизни, поскольку, ­несмотря ни на что, ­любят их и нуждаются только в них. ­Кроме того, ­оценка, ­что­ выход из контакта с жертвой для убийц­­ практически невозможный способ поведения, ­ скорее всего, характеризует человека, которому невозможно вменение совершенного, ­поскольку он не хозяин себе, не субъект. ­Итак, ­каждый убийца не субъект своего деяния.

 Можно ли согласиться с таким полученным в исследовании результатом? ­ Блокирование способности к автономии может происходить в результате эмоционального­ заражения ­конфликтной ситуацией. В результате проявляются групповые хулиганские действия и массовые беспорядки, поскольку регуляция личности снижается до непосредственно эмоциональной.

 Это временное аномальное проявление, однако стоит отметить, ­что личность может стремиться к таким состояниям­­ вот в этом и будет проявляться ее аномалия. Блокирование способности к автономии может происходить как индуцирование психического состояния, при котором нормальное функционирование психики изменяется на демонстрируемое патологическое состояние –­ это феномен социальной психиатрии, ­такое проявление наблюдается, например, при обрядах в религиозных сектах­­ деструктивных культах, где индуцируются различные бредовые состояния, например, обожествление предводителя секты и тотальное подчинение ему.

Если анализировать преступления лиц, впоследствии признанных невменяемыми, ­стоить отметить, ­что нарушение субъектное, ­может возникнуть в любом звене самоуправления. ­Например, ­Л-­­больной шизофренией с бредом преследования, неоднократно убивал, и его тянуло убивать, чтобы обеспечить собственную безопасность. В самоуправлении такой личности в звено­ анализ значимых условий внешней среды встраивается болезненная бредовая идея, обусловливающая его страх и убийства. ­Антонян приводит некоторые результаты психологического обследования Л-­как крайне тревожной, ­ фобической личности. Например, он продолжал неоконченные предложения таким образом: «Если бы я занимал руководящий пост­ я обеспечил бы себе безопасность», «знаю, что глупо, но боюсь жить». «сделал бы все, чтобы забыть страх», ­ «большинство моих товарищей не знает, что я боюсь их самих» ­Он не защищен, ­зависим, ­не уверен в себе. Он боится жизни и выбирает в спутники себе смерть. Объясняет свои действия – «Я помогал смерти», «­Мне страшно без зла», «­Я слушался его призывов убивать».

Следующие выдержки из судебно-психиатрического экспертного заключения демонстрируют аномальное субъектное самоуправление обвиняемого, детерминируемое психопатологией. Исследуемый ­обвиняется по уголовному делу ­по ст. ­208 ­УК РФ­­ оскорбление представителя власти-­ Он доставлен на амбулаторную судебно-психиатрическую экспертизу в связи с оказанием сопротивления сотрудникам милиции, ­ после чего по просьбе жены он проходил лечение в психиатрическом стационаре в течение­, 4­месяцев. Согласно материалам дела с декабря­ ­психическое состояние Д­.- несмотря на то, что он справлялся с обязанностями рабочего на железной дороге характеризовалось тем, ­что его мысли обгоняли одна другую, ­он считал себя то демобилизованным солдатом, то сотрудником ФСБ -значимым для спецслужб.­ Он стал считать, что начальство чинит ему препятствия,­ не дает работать, разными путями вмешивается в его личные дела. ­Однажды в армейском альбоме заметил отсутствие одной фотографии, ­ из чего сделал вывод, что ее изъяли спецслужбы, ­ для того чтобы в последующем устроить его агентом в органы безопасности. ­Он стал конфликтовать с женой, ­так как стал подозревать ее в том, что она взяла документы о праве собственности на дом, ­чтобы переделать их на свое имя. Он не поддавался разубеждению, считал, что теща настраивает жену против него. ­После ссоры жена ушла жить в дом своей матери. В исследуемой ситуации Д. ­со своим знакомым распивал дома спиртное, ­ во время разговора он узнал, ­что у знакомого группа крови и резус-фактор такой же, ­как у его жены. ­На это он сказал знакомому, ­что его кровь надо перелить жене, тогда у нее пройдут головные боли. ­Придумав такое, он ощутил мощный прилив сил, ­почувствовал себя богом, ­пошел и­ стал стучаться в дверь дома тещи, когда его не пустили, продолжал ломиться в дверь, оказал сопротивление вызванному наряду полиции и ­отказался от осмотра, ­считая себя богом, ­оскорблял сотрудников нецензурными выражениями, ­плевался на них. ­

В период расследования происшествия он был помещен в стационарное отделение­ психиатрической больницы, где ему был поставлен диагноз признаки хронического психического расстройства в форме шизофрении шубообразного течения, ­маниакально-параноидный приступ. Амбулаторной психиатрической экспертизой выявлены в настоящее время­ ­ негативные проявления в виде дефицитарной эмоциональности (холодность, грубые нарушения мышления, резонерство, паралогичность -прогностических и критических способностей. В период происшествия­­ маниакально-параноидный приступ дебюта шубообразной шизофрении. ­Поэтому по своему психическому состоянию в период совершения правонарушения подэкспертный не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В настоящее время он также не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, нуждается в направлении на принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа.

 Психологический комментарий: Видно, что в такой форме психиатрического заключения связь между диагнозом и психологическими возможностями Д.,­ как субъекта остается понятной в лучшем случае специалистам психиатрам. Исходя из модели ПО и психических функций, ­ соответствующих его звеньям,­ можно предложить следующее толкование и оценку субъектных возможностей Д­. Характер активности Д­. в инкриминируемой ситуации­­ непосредственная побуждающая функция, личностный смысл­, функция отношения, как в понимании действительности, так и в осознании себя у Д­, не соответствует фактическому и социальному значению действительности. ­Болезнь лишает его возможности выбора в организации самоуправления, ­ навязывая бредовые идеи, под влиянием которых он осмысливал действительность, ориентирующая функция ­идентифицировал себя с богом­, функции контроля и осознания -­оценивал себя как бога­, функция оценки- ­ с этой позиции принимал решения, целеобразующая функция- осуществлял их проверку­, контролирующая функция- исполнение действий, ­ регулирующая функция- ­не мог себя изменять­, быть критичным к себе­.

Таким образом, ­под влиянием психопатологии у Д­; ­в инкриминируемой ему ситуации осуществлялось аномальное отклоняющееся от нормы, самоуправление в большинстве звеньев не исключая звено интеграции. ­Из чего следует, ­что он не мог правильно понимать действительность, ­осознавать себя и значение своих действий, а значит, ­и адекватно регулировать свои действия.

Итак, рассматривая личность преступника, ­ мы коснулись и характеристики человека как субъекта­­ хозяина своей активности и самоуправления. Характеристика преступника как аномальной личности прежде всего касается личности, отклоняющейся от общепринятых ценностей, норм и правил поведения, ­ нарушающей границы территории других людей и границы дозволенного. ­

  1. ­Разнообразие психологических характеристик преступника

Личность человека­ преступившего закон, может характеризоваться по,

разному в зависимости от того, ­ какие психологические структуры сыграли в

преступном проявлении большую роль. ­Это может быть:

-слабохарактерный либо импульсивный человек и человек сильной воли;­

-эмоционально неустойчивый либо рациональный; ­

-агрессивный, ­жестокий и мягкотелый, и жалостливый;

~ неразвитый интеллектуально и очень умный;

~ циничный, ­ презирающий социальные ценности и одержимый какой-либо

общественной идеей, ­, например, национальной или религиозной;

~ отчужденно-эгоистичный и любящий людей или только своих близких;

~ инфантильный и умудренный жизненным опытом; ­

~ потерявшийся в перипетиях жизни и воспользовавшийся подобными проблемами­, например, ­для обогащения ­и т.д.­

Термин­ личность преступника весьма условен, ­ он является научной абстракцией, ­ а не характеристикой конкретного человека, которую придется устанавливать. Говоря о преступной личности, как социальном типе, необходимо выделить признак, отличающий его от других типов. Таким признаком является общественная опасность. ­

Преступная личность является закономерной социальной фигурой для конкретного общества настолько, ­ насколько закономерно существование преступности на данном этапе развития этого общества. Поэтому можно говорить о преступной личности как временном социальном типе только в связи с преступностью, представляющей собой преходящее социальное явление. ­ Этот временный тип, как и преступность в целом, обладает, однако устойчивыми чертами и свойствами ­позволяющими выделить его в качестве самостоятельного.

Психологические портреты личности коррупционера, террориста, насильника, мошенника, представителя секты сатанистов, производящей казни и жертвоприношения, серийного убийцы и убийцы совершившего деяние состоянии аффекта, будут отличаться. В портретах этих личностей будет проявляться как типичное для этого вида преступления, так и единичное­­ индивидуально неповторимое.

Общетипичного портрета преступной личности не существует, хотя типологический подход необходим и развивается как в криминологии, так и в психологии. В нем выделены различные типы преступлений и преступников. Например, ­ по объекту посягательства корыстные, насильственные и их сочетание. По характеру и степени общественной опасности случайный ситуационный, неустойчивый, ­злостный и особо опасный типы.

При изучении личности преступника необходим системный и комплексный подходы. Важно, чтобы личность изучалась целостно. Действует, совершает преступление человек как личность, а не какая-то ее отдельная психическая сфера, черта, состояние или реакция.

Личность необходимо рассматривать не только как автономную единицу, но и в контексте с окружающей действительностью. Этот принцип положен в основу выделения смягчающих обстоятельств при оценке ее деяния­ к которым относятся влияние на обвиняемого угрозы+­ стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств и т.п. ­Например, ­оценка влияния угрозы заключается не только в ее содержании, ­ реальности, направленности, ­ но и в психологических особенностях личности, подвергнутой угрозе ­в ее смелости, уверенности в себе, ее интеллекте, эмоциональной устойчивости, знании людей и современной криминальной обстановки, ­ее нравственных установок и т.­д.

Над построением психологических портретов преступных личностей работают криминологи, психиатры, ­ эксперты-психологи, ­ пенитенциарные психологи и другие специалисты. Однако, осознавая, какой сложны, ­ а порой неуловимый или трудный для исследования выбран объект, понятно, почему эта проблема не считается решенной. Трудности изучения личности преступника имеют разные причины, но очевидно, что это исследование, требующее как эмпирической проработки, ­так и теоретического обобщения получаемых результатов.

На предварительном следствии практически не ставится задача изучения преступной личности, поскольку изучение личности обвиняемого подчинено решению вопросов расследования конкретного преступления, когда устанавливается личность обвиняемого, избираются меры пресечения, формируется тактика проведения следственных действий и оказания воспитательного воздействия, избрания меры наказания, ­ определения причин преступления и внесения предложений по их предупреждению. ­

Трудность изучения личности преступника­ в лице обвиняемого­ в условиях судебно-психологической экспертизы заключается в том, ­что в условиях судебно- экспертного исследования не ставится задача создания полного психологического портрета личности. Обследуемое лицо+­ совершившее преступление­ изучается в соответствии с целью экспертизы и ее предмета. Поскольку необходимо установить лишь существенные психологические особенности, ­ имеющие значение для конкретной криминальной­ инкриминируемой ему ­ситуации.

Пенитенциарные психологи также могут сталкиваться с подобными проблемами узкой направленности исследовательских задач, кроме этого, ­ не всегда обвиняемые, ­а впоследствии и осужденные стремятся быть познанными. ­

К тому же приведение приговора к исполнению порой опережало выполнение исследовательских задач в отношении наиболее опасных преступников. Изучение психологии преступной личности и личности преступника актуально для юридической психологии, развитие которой определяется не только внутренней логикой развития научного знания, но и социальными факторами. Эта проблема решается благодаря работе юридических и клинических психологов в НИИ при Генеральной прокуратуре и МВД России ГНЦ СиСП им. Сербского и других научных центров, и кафедр вузов. ­

Продуктивность ее решения зависит не столько от субъективного фактора в виде наличия или отсутствия исследователей-энтузиастов, сколько от объективного фактора в виде четкой государственной политики и константности социального заказа.

  1. Психологические подходы к типологии преступных личностей

Создание типологии преступных личностей предполагает объединение личностей в группы по определенным признакам и требует абстрагирования от ряда признаков, в частности от принципа целостности. Рассматривая психологические типы, следует это учесть. ­Научная классификация должна иметь жесткую дифференциацию явления по отдельным признакам­ осуществлять деление на группы с их четко фиксированным местом. Типология­­ более высокий уровень обобщения без такой жесткой дифференциации.

Различные варианты типологии и классификаций будут описаны ниже под разными шифрами для возможной систематизации признаков в описании портрета конкретной личности. Единой типологии создать невозможно, так как дифференциация должна осуществляться по единому основанию, однако таких оснований обнаруживается множество. Если положить в основу классификации преступных личностей социальный или органический фактор, сыгравший доминирующую роль в ее формировании или проявлении, такие типы:

- Личность-­специально воспитанную правонарушителем;

- Личность-­ ставшую преступной по индивидуальным причинам, ­ возникшим, например, ­как протест на социальное воздействие.

- Личность- совершившую преступление в связи с органическими особенностями, среди которых доказанными на сегодняшний день являются

лишь патологические нарушения.

Предположения о физических чертах в виде стигматов как признаках прирожденного преступника Ч. Ломброзо, или открытие­ гена преступности­ не выдерживают научной критики не столько потому, ­что неизвестно, как функционирует геном человека, ­сколько потому, что преступление­­ явление социальное, ­ оно не может изучаться биологическими методами и оцениваться в биологическом ракурсе. ­

Учитывая при классификации личностей преступников уровень их

социальной зрелости, ­можно выделить такие типы:­

1.Зрелую личность;

2. Личность, незрелую, инфантильную, например, в связи со своим несовершеннолетием; ­

3. Личность, развивающуюся с задержкой и не имеющую возможности в полной мере осуществлять волевое самоуправление;

4.Личность, умственно отсталую или разрушающуюся по причине заболевания.­

Классифицировать личности преступников можно по индивидуальной или групповой форме преступного проявления, ­ но дело не в объективном факторе, поскольку некоторые преступления невозможно совершить в одиночку, а в субъективном. В этих типах в характеристике личности будут играть важную роль социально-психологические свойства, от которых зависит:

1. Автономность, как ­проявление самостоятельности личности; ­

2. Зависимость личности от других людей или подчиненность им.

Такой анализ может показать, например, значимость группового окружения для криминального проявления отдельной личности.­

Психика имеет четыре режима функционирования: бессознательный, переживания, сознавания и рефлексии. Если положить в основу классификации личностей преступников доминирование режимов функционирования психики, ­ то получим следующее, личность, способную разработать и воплотить умысел на осознанно, на волевом уровне­ в режиме рефлексии. ­Она имеет устойчивую противоправную ориентацию и способна совершать преступление даже при меняющихся условиях, ­преодолевая возникающие препятствия.­ Такой личности может быть свойственно как умышленное, так и злостное деяние.

Личность, совершившую преступление в режиме сознавания. Такой личности может быть свойственно как умышленное деяние, так и поступки, ­совершенные в силу неполного понимания сложившейся ситуации или заблуждения. ­Такая личность может как не желать, ­так и не допускать в полной мере криминальных последствий.При режиме функционирования психики допуская лишь произвольное проявление, преступление совершается в силу упрощения решения какой-либо проблемы­ не интеллектом, ­а физической силой.

Личность, совершившую преступление в режиме переживания. ­ При доминировании в психике режима переживания совершаются аффективные преступления, ­с этим режимом связан также феномен страдания. ­В этом режиме сознание сужено, ­ так как режим сознавания,­ а тем более рефлексии, не может проявиться в полной мере. К этому режиму имеет отношение феномен эмоционального заражения в группе или толпе за счет взаимного усиления эмоций в виде паники, ­религиозного экстаза и др.­

Личность, совершившую преступление в режиме бессознательного функционирования психики. ­ Функционирование личности с доминированием этого режима происходит в основном по причине органических нарушений либо в измененном состоянии сознания, например, патологического опьянения, патологического аффекта или в индуцированном психическом состоянии. Такое состояние может быть временно вызванным и протекать в коротком временном интервале.

В основу классификации можно положить сферу психики, сыгравшую ведущую роль в аномально-криминальном ее проявлении, тогда получим три типа личности с преобладанием функционирования когнитивной, эмоциональной или мотивационной сферы. ­

­ Тип преступная личность, характеризующаяся рациональной деформацией социальных значений -это человек, ­который путем умозаключений сконструировал для себя особое понимание общественных знаний и норм, позволяющее проявлять корысть, ­насилие и т.п. Такая личность определяет для себя границы дозволенного, например, ­ грабить вообще или­ лишь награбленное. ­Границы дозволенного впоследствии могут расшириться, так по данным Кудрявцева, ­более половины ­воров и хулиганов совершают в последующем разбои и убийства.

При разорении отечества, торговле наркотиками, организации бизнеса на проституции, торговле некачественной продукцией и т.п., ­ такому типу преступников их рациональная позиция позволяет либо снять с себя ответственность, либо переложить на противоположную сторону. ­

Рациональные мотивировки могут быть такими­, например: спрос рождает предложение, ­все дело в несовершенстве законов, ­ народ­­ быдло, ­ цель оправдывает средства, ­ если не победил­­ проиграл, ­каждый сам за себя и т.д.­

Тип­ преступная личность, характеризующаяся особенностью эмоциональной сферы. Такая личность предрасположена не решать жизненные проблемы, а в большей степени, чем это необходимо, эмоционально их переживать. Если, используя разум, ­ человек ищет выход из положения, ­ то реагируя эмоционально, ­ он лишь фиксирует наличие проблемы и накапливает состояние неудовольствия. Более того, у эмоционального человека и интеллектуальные, ­ когнитивные процессы пропитываются­ эмоциями, ­ это проявляется в явлениях эмоциональной логики, непринятии контраргументов, превалировании смыслов над значениями, ­ в переживании страха, ­ оценки безвыходности, проявлении в регуляции не активности, ­ а пассивности или реактивности. ­

Подтип включает лиц, характеризующихся эмоциональными чертами, например, неуравновешенностью, несдержанностью, ­ранимостью, ­ тревожностью, обидчивостью, агрессивностью, которые способствуют такому типу реагирования, ­как типичному для личности. Подтип включает лиц+­ совершивших преступление в пролонгирование или кратковременно переживаемом состоянии, например, в связи с длительной психотравмирующей ситуацией или неправомерными действиями потерпевшего. ­

 Тип преступная личность, характеризующаяся особенностью мотивационной сферы. Неудовлетворенность запросов человека является главной предпосылкой его активности, развития, творчества, ­ если существует разрыв между уровнем потребностей и возможностью их удовлетворения. ­Но та же неудовлетворенность является важной предпосылкой преступного проявления, ­ когда вступает в конфликт с возможностью удовлетворения.

Потребности человека развиваются в течение его жизни, ­ расширяется их перечень, они усложняются и по мере удовлетворения растут. Представления о границах комфортности жизнедеятельности имеют выраженный субъективный характер от скромного существования в пределах прожиточного минимума и до бесконечного обогащения.

На формирование потребностей влияет знание о возможном их проявлении у других людей или по прежнему собственному опыту. ­ Несмотря на понятие среднего уровня выраженности потребностей человек может нуждаться в большем ­ Меломан повышено нуждается в музыкальных альбомах, ученый­­ в книгах, гурман­­ во вкусной еде, ­ модница­­ в изысканных нарядах.

Подтип включает лиц с доминированием в мотивационной сфере эгоцентричной позиции и отношением к другим людям не как к самоценности, а как к средству или преграде в своей жизнедеятельности. Порою сам преступник приписывает жертве способность удовлетворить его потребности, а затем в той или иной форме требует этого удовлетворения. Такая личность может стремиться ставить себя не на равных с другими людьми, ­а выше. Только в этом случае она ощущает себя комфортно. Наибольшую опасность представляют садистические личности у которых проявляется потребность доставлять жертве мучения, ­наслаждаясь при этом.

Подтип включает лиц, характеризующихся­ провокационными влечениями, ­ т.е. ­ обладающими какой-то сильно выраженной потребностью, неудовлетворение которой приводит к дискомфортному состоянию и неудовольствию.

Подтип включает лиц, характеризующихся­ провакационными­мотивационно-волевыми чертами, например, импульсивностью, жестокостью, жадностью. ­

Подтип включает лиц, совершивших преступление в силу необходимости, обеспечивая свое выживание или жизнедеятельность и могут выражаться, ­, например, хотелось есть, надо было на что-то жить.

Таким образом, ­выделив психологическую характеристику­ в соответствии с шифром из разных классификаций, мы можем конкретизировать психологические характеристики конкретной личности­ совершившей правонарушение.

  1. Психология преступления

Изучение преступной личности возможно только через ее проявление, получившее такую квалификацию. ­

Употребление термина­ личность, склонная к совершению преступлений, противоречит принципу презумпции невиновности. Не лишне здесь еще раз упомянуть идущие в практику рекомендации Ломброзо: «Измерить, взвесить и повесить человека, имеющего всего лишь выделенные тюремным врачом признаки преступника». ­

­Кудрявцев в книге­ «Причины правонарушения» ­ ­пишет структура конкретного правонарушения может быть проанализирована с разных точек зрения. Юридический подход характеризует его как деяние, ­ состоящее из четырех элементов: ­объекта, объективной и субъективной сторон, ­ субъекта. Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный, генетический подход, ­позволяющий изучить видение человека в развитии.

­С этой точки зрения конкретное правонарушение есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени. ­Более того, поскольку нас интересуют причины правонарушений, ­ необходимо учитывать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и некоторые предшествующие им события. ­Таким образом, раскрывается генезис противоправного поведения, т.е. ­ его происхождение и развитие.

При изучении преступной личности всегда ставились вопросы, почему человек совершает преступление, ­несмотря на тяжесть установленного наказания, ­ почему не останавливается, испытав его, почему совершает корыстные преступления, не имея порой материальной нужды. В чем стержневая причина правонарушений вообще и для каждого случая в отдельности.

По-разному у личностей происходит принятие преступного умысла, разный смысл имеет совершенное деяние, ­как действие, так и бездействие. Преступление характеризует своеобразие замысла и способов его воплощения. Таким образом, психология преступления может быть понята через рассмотрение преступления, как деятельности личности, а также через виды самоуправления в жизнедеятельности, поскольку, кроме преступления, совершенного умышленно ст.­14­ УК РФ, оно может быть совершено по неосторожности­ ст.15­ УК РФ или как невиновное причинение вреда­ ст.17­УК РФ.

Преступление, рассматриваемое как вид деятельности, будет иметь ту же структуру, ­ что и любая деятельность, в которую входит потребность, цели, мотив, ­действия и операции­ по А.Н. ­Леонтьеву - преступная деятельность будет побуждаться потребностью, ­ направляться на мотив и окрашиваться им в личностный смысл. Немотивированных, т. е.­ преступлений без мотива, не бывает, бывают трудности в установлении мотива, так как он может быть скрытым не только для окружающих, но и для самого субъекта преступления, поскольку не всегда осознается.

Так, например, о наличии хулиганских мотивов свидетельствует ряд признаков­ вздорность, притязаний к окружающим, отсутствие существенных поводов к конфликту, ­пренебрежение общественными нормами и принципами. В то же время в сознании хулигана его поведение представляется борьбой за справедливость, за уважительное отношение.

Человеком не всегда осознаются мотивы его поступков, смыслы принятых решений­ безотносительно правонарушение это или нет, даже если он объясняет, почему действовал. ­Понятна и трудность рассмотрения ­­и толкования, ­и оценки чужого поведения. В связи с этим понимание преступления как преступной деятельности или специфического самоуправления­­ криминального деяния­­ должно помочь провести подобный анализ.

Как и любая деятельность, преступная состоит из различных действий, направленных на достижение промежуточных результатов­­ целей. ­Каждое из действий может выполняться своеобразным способом­­ операцией. Для осуществления действий необходимы знания, умения, опыт. ­ Если на пути проявления деятельности или действия возникает барьер, ситуация приобретает проблемный характер и должна решаться как не учебная, ­а жизненная задача.

При анализе преступной деятельности, чтобы определить основные элементы в ее структуре, необходимо задать вопросы. Для определения операции­ каким образом выполняется действие? Для определения действий, из каких актов состоит сложная деятельность? Для определения целей, ­ какие промежуточные результаты достигались или необходимо достичь? Для определения смысла, каков основной результат, ради чего­, зачем (­ человек действовал или бездействовал)?

Преступный по характеру мотив и смысл делает преступной деятельность в целом. Она может быть совершена ради корысти, мести, сокрытия другого преступления. Преступными также могут быть цели действия –­ украсть, ­ цель­ -чтобы поесть и выжить­, цель, чтобы защитить свою жизнь­.

Квалификации деяния составляет соотношение целей и мотива-­ Так, например, мотивы участия в очередном групповом преступлении у членов банды могут быть разными. ­ У одних­­ завладеть чужим имуществом, у других­­ само, утвердиться в собственных глазах либо приобщиться к референтной группе и жить­ воровской романтикой, у третьих­­ сохранить свою жизнь, боясь расправы за неповиновение.

Возможно, ­что в деятельности ни цель, ­ни мотив не являются преступными, например, ­испугать. ­ Цель, ­чтобы пошутить­, мотив, но для осуществления шутки выбираются опасные способы­ операции. Кроме этого, характер наступивших последствий может не вытекать из поставленной цели, а наступить как побочный результат, неожиданный для человека. Очевидно, что для понимания, совершенного и правильной его юридической квалификации необходимо установить все элементы в структуре деятельности человека.

По закону в числе обстоятельств, подлежащих обязательному установлению по каждому уголовному делу, указаны мотивы преступления. В ряде статей УК РФ в качестве специальных квалифицирующих обстоятельств выступают различные побуждения, ­которые должны быть установлены. Например, в УК РФ в качестве специальных квалифицирующих признаков убийства указаны корыстные, хулиганские побуждения, мотивы национальной, расовой, религиозной ненавис



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.