Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности формирования личности детей из неполных семей



Особенности формирования личности детей из неполных семей

Клопова О.В.

Представлены результаты исследования индивидуально-психологических особенностей подростков в возрасте 11–13 и 14–15 лет из полных и неполных семей. Анализируется динамика формирования личности в подростковом возрасте.

Согласно проведенным исследованиям, подростки в таких семьях отличаются нере­шительностью, несамостоятельностью, некоммуникабельностью, чувствительностью, ранимостью и инфантильностью. Они демонстрируют повышенную тревож­ность и изменения гендерной идентификации. Для них свойственно нарушение адаптации, формирование внутриличностного конф­ликта. Многочисленные исследования подчеркивают тот факт, что неполная семья негативно влияет на личность подростка в целом и способствует формированию у него определенного, часто негативного представления о будущем. В будущем они не испытывают желание самосовершенствоваться или иметь личностный рост, и вообще сомневаются, по поводу создания своей семьи. По результатам эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы: Образовательная успешность мальчиков, воспитывающихся в неполных семьях, значимо ниже, а заболеваемость значимо выше по сравнению с их сверстниками из полных семей. Юноши 15-17 лет, выросшие без отца, обладают более низкими коммуникативными и организаторскими способностями. Мальчики из неполных семей имеют низкий социометрический статус и авторитет в группе. Их мнение для группы не является значимым В учебной группе они чувствуют себя скованно, не могут построить адекватные взаимоотношения внутри группы, им трудно общаться с окружающими, , что может приводить к образовательным проблемам, низкой успеваемости. Кроме того, у них значимо выше заболеваемость, а частые пропуски тоже не способствуют повышению успеваемости и оптимальному взаимодействию в учебной группе. Проведя сравнительный анализ в группах детей, с учетом статуса семьи установлено, что нарушения состояния здоровья чаще возникали у детей из неполных семей. Они чаще формировали хронические заболевания и функциональные нарушения Следует подчеркнуть, что у детей из полных семей темп нарушения состояния здоровья происходил медленнее, хроническая патология формировалась реже а количество здоровых детей достоверно выше. Установлено, что из 4-х компонентов здоровья (соматическое, психологическое, физическое, психическое) в неполных семьях первоначально нарушается соматическое и психологическое и только в последующем – физическое и психическое

 

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создаётся искажённое представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, и они не воспринимают то, что пытается привить им мать. В обоих случаях, складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестком. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишёнными угрызениями совести. Такие мальчики часто менее зрелые и менее целеустремлённые, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. Нарушение процесса поло-ролевой идентификации вследствие отсутствия мужчины в семьях одиноких матерей может привести к развитию у мальчиков гомосексуализма.

 


Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных, живут только сегодняшним днём .Их не интересует, как можно изменить свою жизнь, они не желают строить планы на будущее

Результатом издержек материнского воспитания в неполной семье может стать деформация личности ребенка. Страх, который переживает мать за жизнь, здоровье, учёбу, настроение сына, невольно передается ему, и мальчик становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. К тому же у сына в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками.

Дефицит общения делает ребёнка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает. Материнская гиперопека может привести к ещё одному очень серьезному психологическому осложнению во взаимоотношениях между матерью и сыном.
Дело в том, что любая деспотическая любовь требует ответных проявлений: слов, ласк, клятв. Любовь матери к сыну не является исключением. Сознательно или подсознательно она ждёт от ребенка платы за своё жертвенное чувство. Пока сын маленький, он старается отвечать матери послушанием, сыновьями ласками, благодарными словами, жестами, взглядами. Взрослея, он начинает тяготиться безудержной, безграничной материнской любовью, потому что у него появляются другие привязанности. Мать этого не понимает и продолжает ждать или даже требовать от сына проявления любви «через силу», помимо его желания. Сын, чтобы не обидеть мать, отвечает на её любовь по необходимости или по привычке, что неизбежно ведёт к блокированию, задержке отрицательных чувств, эмоций и настроений – к состоянию фрустрации. Разрядка фрустрационного состояния нередко происходит в виде конфликта, во время которого сын высказывает в адрес матери упрёки, обиды и даже оскорбления. Это повергает её в шок, приводит к истерике. Обе стороны со временем начинают испытывать по отношению друг к другу эмоциональное отчуждение, зачастую переходящее в открытую ненависть и вражду. Такова плата за безграничную материнскую любовь.
Человеку, выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые в свою очередь становятся причиной ограничения развития. Они обнаруживают, как правило, отставание в умственном и физическом развитии, повышенную агрессивность.

По данным многочисленных исследований, способности к математике, особенно к геометрии, — качества, в наибольшей степени страдающие при дефиците мужского влияния. Математические способности – едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского внимания. Недоразвитость этих способностей не связана ни с материальными трудностями «безотцовой» семьи, ни с конфликтами, сопровождающими уход отца. В её основе – отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной. Согласно исследовательским данным, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу…

Семья является естественной основой для гармоничного и целостного развития детей, оказывает решающее влияние на формирование личности, закладывая фундамент важнейших человеческих качеств. Однако если раньше воспитание осуществлялось преимущественно в полных семьях, то в настоящее время традиционный порядок кардинально меняется. Исследования доказывают, что неполная семья имеет больше негативных последствий для мальчиков, так как их психика менее устойчива, а требования общества к их социализации более жесткие. Материнская семья создает особую атмосферу для развития личности мальчика. В отсутствие отца дом фактически лишается мужского начала, мальчик уже не видит отчетливо, какую роль в семье играет мужчина, и о том, что значит быть мужчиной, он узнаёт со слов мамы. С одной стороны, мать может искренне хотеть счастья для своего сына. С другой стороны, развивать мужские интересы ребенка ей намного сложнее. И сколько бы мальчик ни слышал от матери, каким должен расти мужчина, он не видит перед собой реального образца и не сможет ему следовать. Есть основания предполагать, что отсутствие отца сказывается не только на развитии коммуникативных навыков, но и на негативных качествах самой личности, а также на особенностях поведения мальчика из неполной семьи. По результатам анализа исследований и построения профиля личности можно отметить, что для мальчиков 11–13 лет из материнских семей характерны следующие личностные особенности: замкнутость, высокий уровень вербальной культуры, эмоциональная нестабильность, подчиненность, низкая нормативность социального поведения, сдержанность, робость, чувствительность, мечтательность, прямолинейность, консерватизм, низкий самоконтроль, расслабленность. Их сверстников из полных семей характеризуют: общительность, низкий уровень вербальной культуры, эмоциональная стабильность, доминантность, экспрессивность, высокая нормативность поведения, чувствительность, подозрительность, мечтательность, прямолинейность, тревожность, радикализм, нонконформизм, высокий самоконтроль, напряженность. Мальчики из неполных семей оказались замкнутыми, обособленными, необщительными, безучастными; у них ниже способность к установлению непосредственных, межличностных контактов. Тогда как их сверстники из полных семей более контактны В то же самое время существуют значимые различия по эмоциональной стабильности подростков, воспитывающихся в неполных и полных семьях. Мальчики из полных семей отличаются большей эмоциональной стабильностью; для них характерна определенная зрелость эмоций. В противоположность им подростки, воспитывающиеся без отца, характеризуются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью в интересах, переменчивостью в отношениях Они имеют тенденцию уступать, уклоняться от ответственности. Подростки, воспитывающиеся в материнских семьях, более покорные, послушные, уступчивые, зависимые; а их сверстники из полных семей властные, самоуверенные, гораздо более своенравные Можно отметить также большую сдержанность мальчиков из первой группы. Они гораздо спокойнее, рассудительнее, молчаливее по сравнению с их более беспечными и жизнерадостными сверстниками. В условиях воспитания в неполных семьях мальчики 11–13 лет характеризуются низкой нормативностью поведения, игнорированием общепринятых норм и правил. Мальчики из полных семей социально активны, предприимчивы, для них характерна большая смелость и склонность к риску. В младшем подростковом возрасте мальчики, воспитывающиеся в неполных материнских семьях, более консервативны, подозрительны по отношению к новым людям, Можно отметить также, что мальчики 11–13 лет из неполных материнских семей демонстрируют низкий самоконтроль, они небрежны, неточны, не считаются с общепринятыми правилами; у них отмечается конфликтность представлений о себе. В то время как их сверстники, воспитывающиеся в полных семьях, волевые, они контролируют свои эмоции, принимают социальные нормы. К  14–15 –ти годам можно говорить о постепенном замедлении интеллектуального развития мальчика из неполной семье. Подростки в 14–15 лет становятся более кроткими, послушными, застенчивыми по сравнению с возрастом 11–13 лет Низкая нормативность поведения мальчиков из неполных семей к 14–15 годам еще снижается. Интеллектуальный показатель мальчиков 14–15 лет из неполных семей оказался значимо ниже, чем у их сверстников из полных семей Выше оказался и уровень напряженности, подростки, воспитывающиеся мамой, показывают более высокую раздражительность.

В целом можно заключить, что воспитание в условиях неполной семьи создает противоречивые условия для развития личности ребёнка, в переходный период это может негативно отразиться на процессах социализации, создавая сложности адаптации в социуме.

. Анализ статистики разводов в России за период с 1980-х по 2000-е годы показывает, что среди разведенных родителей 70-80% отцов — это поколение мужчин, выросших в неполных семьях. Произошло нечто самоубийственное, но человечество до сих пор этого не осознало. Но если уж полные семьи в силу женского лидерства воспитывают гомосексуалистов, то что говорить об уполовиненной семье ? Существует и другая проблема  В наши дни это приобрело форму лихорадки, когда женщины не взирая ни на что хотят «иметь», «обладать», «пользоваться» ребенком. В хорошо обеспеченных кругах уже не ново услышать от женщины, что женщина готова забеременеть «От пробирки» или от случайного мужчины. Общество поддерживает этот шаг женщины и боготворит ее за «мудрое решение». Объясняет круг общения такое поведение женщины следующим образом: «ну, что поделать, если не везет ей с мужчинами? Где их сейчас найдешь?». Сколько судеб, семей, детей рушатся, ломаются, умирают только потому, что был запущен этот ужасный механизм культа материнства. ..Ребенок – это не способ реализовать свои цели и желания. Ребенок – это не ваша колбаса на ужин. Ребенок – это самостоятельная личность, место для развития которой Вы можете гармонично создать.Механизмы влияния отсутствия отца для мальчиков и девочек разные – более болезнен уход отца из семьи для мальчика, воспитать девочку без отца тоже непросто, но неизмеримо сложнее женщине без мужа вырастить мальчика, это, возможно, вообще самое сложное, что только может быть в воспитании. Девочки испытывают сложности в основном из-за материальных трудностей и в связи с эмоциональным обеднением общения, мальчики же теряют наглядный полоролевой пример. Часто, в итоге он будет отождествлять себя с матерью. Потому что больше не с кем! В результате получится женоподобный мужчина: он будет по-женски эмоционален и импульсивен, мало способен вести себя разумно и расчётливо, планировать свою жизнь далеко вперёд. У него могут быть и какие-то женские достоинства: например, чисто женская любовь к детям, душевная мягкость. Но это будет «женщина в теле мужчины»: физически – мужчина, а психологически и духовно – женщина. Что ожидает такого человека во взрослой жизни, представить нетрудно. Прежде всего, у него будут большие проблемы при создании своей семьи.  Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии мальчика. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом человек пережил в детстве разлуку с отцом. Кстати, вопреки расхожему мнению, маменькиных сынков воспитывают не только матери-одиночки. В "группе риска" также женщины, неудовлетворенные мужем, работой, отношениями, да и жизнью вообще. Эта неудовлетворенность заставляет женщину обрушить всю свою кипучую энергию, которой бы с лихвой хватило на мужа, друзей, хобби и пятерых детей, на одного-единственного ребенка. - Забота порой оказывается настолько сильной, что становится "железным занавесом" между ребенком окружающим миром, Ребенок взрослеет, но у него нет друзей, серьезных увлечений, стремлений в жизни, а если есть, то они меркнут в сравнении с мамой и ее желаниями. Нельзя сбрасывать со счетов и влияния внешней среды. Ребенок из неполной семьи чаще оказывается объектом нравственно - психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Психологи утверждают, что мужское общество является необходимым условием для нормального формирования психики мальчика, а некоторые без обиняков заявляют: нет ничего страшнее мужчины, воспитанного мамой и бабушкой. Есть вещи, которым мама просто не может научить сына в силу того, что она женщина. Поэтому если папы в ближайшем окружении нет, необходимо обеспечить сыну мужское влияние дяди, дедушки или к примеру тренера в спортивном клубе. С каждым годом психологическая дистанция между ребенком и родителями должна увеличиваться - это нормально. У ребенка обязательно должна быть своя комната или угол, где он чувствует себя хозяином.

 

 Отсутствие рассудочного начала в семейном общении, отцовского авторитета, излишняя материнская забота способствует закреплению инфантильных качеств в ребенке. Соответственно, если семью покидает мать, более страдают девочки. У одиноких родителей часто можно заметить два подхода к воспитанию детей. Первый – это усиление контроля над ребенком, как бы для того, чтобы компенсировать отсутствие второго родителя. Такой ребенок может замкнуться в себе, а может стать агрессивным, не контролирующим себя. Второй - противоположный, когда ребенка начинают жалеть, когда ребенок страдает заодно с мамой-папой по поводу несчастной судьбы, выпавшей на их долю .Ребенок растет неуверенным в себе, инфантильным. Единственному родителю немного проще в психологическом плане, если детей в семье несколько. В таких семьях старшие дети становятся моделями, пусть несовершенными, для младших; помогают матери воспитывать маленьких. С одной стороны, психологический климат в такой семье более сбалансирован, нередко старший брат и становится «папой» для остальных, но с другой – сами эти дети, которые вынуждены брать для себя непосильные по возрасту задачи очень страдают, «детство без детства» накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Проживающие в семье другие родственники мужского пола, особенно старшие по возрасту, также могут с успехом сыграть роль отсутствующего родителя. Начиная с раннего возраста, мальчики, живущие с матерями, тянутся ко взрослым мужчинам и испытывают внутреннюю потребность восприятия их в роли суррогатного отца. Поэтому очень важен образ родителя, который ушел из семьи. Тут многие делают ошибку, перенося личные взаимоотношения в плоскость взаимоотношений «отцов и детей», всячески очерняют ушедшего. Возможно, он/она действительно был не самым достойным человеком, но вот постоянно повторять это ребенку не стоит – это фактически гарантирует заниженную самооценку. Ребенок логично предполагает, что раз тот, кто его родил, был такой дурной человек, то и он сам вовсе не хорош. Особенно важен спокойный, взвешенный рассказ о покинувшем родителе в случае, если ребенок с этим родителем не общается и не встречается. Мальчик из семьи без отца всегда будет иметь некоторые проблемы в общении – с взрослыми, со сверстниками своего пола, с девочками. Отец, даже, как у нас часто бывает, почти не участвующий в воспитании активно, все равно задает систему координат для поведения ребенка одним своим присутствием, одним своим отличием от реакций и стереотипов поведения матери. Для девочки последствия отсутствия мужчины в семье тоже проявляются, особенно если мама не пытается обустроить свою личную жизнь после развода – она не имеет моделей поведения общения с мужчинами, образ «плохого папы» настраивает на недоверие к мужчинам вообще .

Часто одинокие мамы говорят слова вроде «я жизнью ради тебя пожертвовала, на ноги тебя поставила в одиночку». Их можно понять, но это поистине роковая ошибка. Если такой ребенок и стоит на ногах, то некрепко. Шантажом и упреками уверенного в себе человека никогда не вырастить. Особенно подобные эмоциональные заявления чреваты последствиями для мальчиков – во взрослой жизни жертвовать собой никто ради него не будет, и «питаться» совместными страданиями тоже не получится. В итоге вырастают нерешительные, безынициативные мужчины, мучительно налаживающие контакт с женщинами и зачастую неспособные в полной мере выполнять функции мужа в семье. Не нужно сбрасывать со счетов еле заметный тот факт, что мамы чаще всего воспитывают своих сыновей на свой лад, будто бы для себя. Им очень трудно будет отпустить их от себя. Психологически, сын становится заложником ожиданий и надеж мамы. Взрослея, его будет тяготить это чувство. Не секрет, что мамы часто спекулируют этим, говоря, что все силы, время и энергию отдала для своего ребенка.  Зачастую матери чрезмерно опекают сыновей ради удовлетворения собственных потребностей, поскольку не обрели эмоциональной близости в браке. И как правило, у таких сыновей есть вроде бы все, но нет энергии, нет жажды силы, нет осознанного смысла жизни. Сыну необходимо учиться жить самостоятельно. Но с такой мамой это очень сложно. Я не приветствую факт того, что между мамой и сыном должны быть полные и доверительные отношения. Ведь восприятие мира и жизни женщины и мужчины различаются, поэтому навряд ли мамам удасться сохранить объективность суждений. Нельзя обойти стороной и проблемы, связанные с формированием у ребенка образа «я» в плане пола. Полноценная семья не только дает примеры общественного поведения, закладывает основы адаптации к социуму, но и влияет на формирование половой идентификации ребенка. Дети, лишенные непосредственных, наглядных примеров взаимоотношений «женщина-мужчина» в семье часто имеют проблемы в общении с детьми противоположного пола, а в дальнейшем – проблемы в построении отношений, семьи. Нормальная сексуальность тоже подчас не может сформироваться – ребенок вынужден довольствоваться скудной и «фантастической» информацией от сверстников, так как из семьи данный элемент человеческих взаимоотношений оказывается исключен. Иногда, особенно если родитель, с которым остался ребенок, попустительствует собственным излишним страданиям, , психологически подчиняет его себе, это и вовсе оборачивается нарушением половой идентификации маленького человека. Очень распространены ситуации, когда мать стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка. Другая сложность, с которой сталкиваются мальчики в неполных семьях, состоит в том, что их матери, несчастливые в браке, часто пытаются найти в своем сыне то, чего не удалось отыскать в партнере. Нередко такие матери, надеясь, что сыновья станут для них надеждой и опорой, переносят на них всю свою нереализованную любовь. Такой внушаемый и зависимый от матери ребенок вырастет мнительным, тревожным, склонным к зависимостям. Здесь нередко возникают фобии, депрессивная симптоматика, проблемы общения со сверстниками. Наблюдается также и ряд различий в отношении к детям в неполных семьях. Так, для мальчиков в неполных семьях часто существует большее число ограничений и запретов, чем для девочек. По мнению А.И.Захарова, в семьях мальчиков большую строгость матерей можно интерпретировать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего партнера. Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания чаще применяются к мальчикам из неполных семей по сравнению с полными. Здесь сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности (по данным психиатров в неполных семьях индекс невротизации выше у матерей мальчиков). В семьях девочек все наоборот - количество угроз, порицаний и физических наказаний в неполных семьях по сравнению с полными значительно меньше. Мама старается искоренить в сыне те черты характера, которые она не могла принять в бывшем супруге, а так как ребенок бессознательно транслирует модель поведения и черты характера отца, стараясь идентифицироваться с мужской фигурой, то он все больше становится похожим на отца, что еще больше раздражает мать, и это замкнутый круг. Последствия таковы , что среди них можно выделить гнев, опасения и фобии, повышенную тревожность, одиночество, обострение или возникновение психосоматических нарушений, ухудшение успеваемости. У детей из неполных семей часто возникает целый набор трудностей психологического характера, чаще встречаются невротические симптомы, Часто ребенок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым . Как часто мы можем это наблюдать в переходном возрасте у школьников, когда они не имея возможности выразить свои чувства вербально, демонстрируют протестное поведение, которое выражается во всем внешнем облике подростка, в телесных проявления, от подростковых прыщей до соматизации конфликта. Когда ребенку непозволительно проявлять агрессивное поведение, то ему ничего не остается делать, как только помещать эту агрессию «внутрь» себя, и тогда она начинает разрушать его изнутри. Возможно, поэтому в подростковом возрасте начинают обостряться хронические заболевания .В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме и чаще страдают различными соматическими заболеваниями во взрослом возрасте Можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения. К тому же процесс половой социализации протекает у мальчиков намного сложнее, поскольку в первые годы жизни в семье они идентифицируют себя с матерями, а позже стараются отвергнуть эту идентификацию, выбирая ведущей мужскую роль.А когда мальчика воспитывают таким образом, чтобы его поведение было удобным для женщин,это приводит к катастрофическим последствиям. Неполная семья (чаще образовавшаяся в результате развода родителей) является социальным барьером на пути маскулинизации мальчиков. очевидно эмоциональное неблагополучие мальчиков, т.к. они более чувствительны к воздействию неблагоприятных психологических факторов, чем девочки, образ отца разрушен матерью из-за ее нежелания переключиться с собственных обид, доминирование матери в доме и невозможность мальчика усвоить правильную гармоничную модель мужественности в распавшейся семье. Э. Фромм подчеркивает, что ребенку нужен отец на всем протяжении его развития. Однако особенно нуждается он в отцовской любви, власти и руководстве после 6 лет. У детей, оставленных отцами в 6-15 лет, отклонения в поведении наблюдаются в 44% случаев а в 15-18 лет – в единичных случаях. Тяготение ребенка к отцу и способность отца полностью принять своего ребенка стимулирует его интеллектуальное развитие. В то же время 60% отстающих в школе учеников воспитываются без отцов..

 Очень часто женщина использует роль матери как шанс для самоутверждения после поражения в роли жены. Заметим, что особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны нарушения процесса идентификации с лицами мужского пола. Уровень идентификации с матерью у девочек из неполных семей достоверно не отличается от данного показателя у их сверстниц из полных семей. Отец, в силу значимости его роли, не может быть заменен никем другим без ущерба для ребенка. Не случайно даже дети, приписывающие своим отцам негативные характеристики, воспринимающие их отношение, как враждебное, отчужденное, все равно говорят, что отец — это тот человек, в котором они сильно нуждаются, которого они любят и ненавидят одновременно. Для полноценного воспитания ребенка необходимо наличие взрослых обоего пола. Однако современная цивилизация все более отдаляется от тех условий, которые принято считать благоприятными для психического развития личности: растет число разводов, женщины чаще решаются воспитывать ребенка без отца. Например по данным многочисленных специалистов, способности к математике, особенно к геометрии- качество, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского влияния. Мальчик не станет мужчиной по духу только потому, что родился с мужским телом. Осознание своей принадлежности к сильной половине человечества формируется годами, и определяющую роль в этом играет позитивный эмоциональный образ отца. Говоря другими словами – отцовское общество, отцовская любовь и ласка, отцовское внимание и возможность помогать отцу. Детям нужны ответственные, мужественные отцы, иначе часто страдают особенно математические, пространственные, аналитические способности ребенка. Надо заметить, что есть немало примеров, когда чужой женщине удавалось полноценно заменить для ребенка утраченную родную мать. И все же возможности такой замены не всегда безграничны. Не каждая женщина способна испытывать безусловную материнскую любовь к ребенку, которого не рожала. А вот в отношении отца такие сомнения беспочвенны. Можно с уверенностью сказать, что отцовское чувство практически лишено биологического компонента. Отцовство - это не биологическая функция! Отцом, по сути (не по крови), могут быть и отчим, и дедушка, и дядя, и старший брат. Чтобы быть настоящим отцом ребенку, необходимо всего-навсего хотеть и уметь им быть.

Роль мужчины в развитии способностей ребенка не сводится к каким-то определенным занятиям или упражнениям. Пользу приносит сам факт мужского общения. Ребенку не нужны нотации и уроки. Ему просто нужно быть рядом с папой, который всегда рад ему. А чему надо, он и сам научится. Был бы только пример хорошим.

Речь идет не просто о преходящих трудностях. Об этом говорит сравнительный анализ школьных успехов или профессионального образования детей из полных и неполных семей: последние гораздо реже учатся в средней или высшей школе и в результате получают более низкое профессиональное образование. Также когда отец в семье пассивно относится к воспитанию сына, тем самым он фактически не влияет на формирование мужских черт у ребенка. Какой бы заботливой и внимательной ни была мать, она не сможет создать над­лежащие условия для успешного освоения мужской роли и соответствующего стиля поведения. Учитывая всю жертвен­ность и героические усилия матери, неполная семья, к сожалению, не способна создать полноценные условия для социализации ребенка, адаптации его к социальной среде, приспособления к ней, овладения социальными ролями и функциями. как личности, сложная ситуация возникает в неполной семье, в кото­рой родители развелись

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.