Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Он-лайн экскурсия. Ты помнишь, как из тьмы былого…?»



Он-лайн экскурсия

«Ты помнишь, как из тьмы былого…?»

 (к 285-летию со дня рождения Ф.С.Рокотова)

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Сегодня мы поговорим об одном из самых поэтических и великолепных женских образах в русском изобразительном искусстве о портрете Александры Струйской кисти прославленного живописца Федора Рокотова. Именно этому полотну Николай Заболоцкий посвятил свое прелестное стихотворение. А слава художника длится уже третье столетие, хотя и его не миновало в свое время забвение.

И так вот она, та, что и при жизни и после смерти вдохновляла на шедевры художников и поэтов. Перед нами сквозь золотистую дымку смотрят глаза-как два темных тумана. Они улыбаются и плачут, в них огонек самой жизни и предчувствие скорых бед. Кто же она? Эта дама с пудреной прической, закутанная в шелка? «Самая красивая женщина 18-го столетия», «Русская Джоконда»-репродукции картины продаются тысячами. Была ли Сашенька Струйская, в девичестве Озерова красива? Пожалуй, что и нет, это гений художник вознес ее на недосягаемую высоту. Гений Рокотова и его любовь, он любил Александру и поэтому ее портрет так трогает души поколений. Эта женщина прекрасна потому, что любима!

Рокотов Фёдор Степанович родился в 1735 в селе Воронцове (ныне в черте Москвы). Происхождение Рокотова остаётся загадкой: он появился на свет в семье крепостных крестьян князя П. И. Репнина, но числился «вольнорождённым». Возможно, ребёнок был незаконнорождённым; некоторое время ходили слухи о его дворянском происхождении. Дело было так: князь Репнин, как узнал, что дворовая в подмосковном имении Воронцово ждет ребенка, тут же дал ей вольную. Законных детей у князя не случилось. Зато мать мальчика вскоре выдали замуж за крепостного Рокотова, а все в Воронцове знали чей Федя сын. Отчим приемыша тихо ненавидел, тронуть боялся, вымещал на жене. Мальчик хорошо учился, часто бывал промеж господ, эти уроки держать себя в обществе очень пригодились впоследствии будущему академику. Талант будущего живописца заметил Иван Шувалов, основатель Московского университета и Академии художеств. По его «словесному приказанию» Рокотов был принят на обучение в Академию художеств в Петербурге. Одновременно он служил здесь младшим преподавателем.  Но сначала Князь Репнин определил мальчика в Шляхетский корпус, получить военный чин и завязать полезные знакомства. Одним из новых приятелей и будет Николай Струйский. Пензенский помещик, чудаковатый, эмоциональный и темпераментный, поклонник поэзии, кстати писал и сам и недурно. Впоследствии их пути разошлись, чтобы свести их вновь уже взрослыми в Английском клубе. На Струйского снизошло сказочное богатство после гибели родни от чумной эпидемии и пугачевского бунта. Разбогател и женился по второму разу. Ангел, как рекомендовал вторую супругу новоиспеченный муж. Глаза ее увидишь и все поймешь. А Рокотов на тот момент суперпопулярен, завален заказами, доходило до того, что сам он писал только лицо-остальное дописывали ученики. Струйский зазвал давнего приятеля в Рузаевку не без умысла-мечтал заиметь портреты себя и супруги кисти Рокотова. Дом в Рузаевке строился полным ходом, автором проекта был по слухам сам Растрелли. Жену-смолянку Струйский обожал без памяти, писал ей стихи, подарил на свадьбу целый храм Святой Троицы. Рокотов отказывался, но взглянув на Александру понял, что напишет ее. Портрет был готов, понравился он модели или нет художник не понял, но то, что души их отныне и навсегда связаны поняли оба.

А жизнь Сашеньки протекала меж тем причудливо. Муж все время посвящал написанию и роскошному изданию своих стихов, имением и всем громадным хозяйством пришлось заниматься молодой жене. И к тому же в своих одиночных вояжах по деревням муж предавался странному занятию. Он устраивал в деревнях суды и торжественно выносил приговоры. Сашенька пришла в ужас-приговоры были всамделишными и страшными. Она сама и на собаку руку поднять не могла, но что было ей делать, воспитанной в повиновении мужниной воле? А однажды Струйский явился в комнату к жене и рыдая сообщил, что проиграл в карты ее саму соседу Казанцеву и ей немедленно надо к нему ехать. Сашенька гордо вышла из комнаты. К счастью сосед оказался порядочным, воспитанным человеком, долго извинялся, не предполагал даже, что все это всерьез. Сашенька больше никогда не была прежней. Вся радость жизни ушла, впереди была только тьма и печаль. Портрет свой она распорядилась вынести из комнат-той Сашеньки больше не было. Красавица Александра Петровна поражает еще и гармонией своей души, видна не только ее доброта, но и сильный характер, серьезность и способность к самопожертвованию и в то же время очень естественная скромность. А эти качества никак не традиционны для светских красавиц XVIII века.

Ей предстояла долгая жизнь, состоящая из постоянных беременностей и родов. Она рожала 16 раз! Притом два раза близнецов. Десять детей умерли в младенчестве... В 40 лет Александра осталась вдовой. Ее неистовый муж заболел и умер, будучи еще не старым человеком. Окруженная детьми и внуками, и всеобщим уважением, Александра Струйская покинула мир в 86 лет. Родня унаследует все имение Струйских в том числе и портрет старого письма, заброшенный в дальних комнатах.

А Федор Рокотов так и прожил бобылем. Умер 12 декабря 1808 г. в Москве, погребён в Новоспасском монастыре. К концу жизни зрение у него ослабло вконец, слава сошла на нет… А ведь он «царицу малевал» и позировала она ему лично.

Портрет был написан в 1763 году. Именно в этот год и вступила на престол Екатерина II. Сама императрица находила этот портрет свой самым удачным из всех её портретов.

 И остались портреты … Княжна Агриппина Куракина. Дама властная и решительная.

Марья Воронцова-Волынская, особа романтической судьбы.

Дочь казненного в 1740 кабинет-министра А.П. Волынского и А.Л. Нарышкиной, родной племянницы царицы Натальи Кирилловны. После казни отца сослана в Сибирь и пострижена в монахини в енисейском Рождественском монастыре. По воцарении Елизаветы Петровны с нее в 1742 был снят монашеский обет и дано позволение вернуться в Москву, где она вышла замуж за графа И.И. Воронцова.

Евдокия Юсупова-жена курляндского герцога Петра Бирона, брак устроила сама Екатерина II.

Княжна Евдокия Борисовна была обвенчана с курляндским герцогом Петром Бироном с целью укрепления связей между Россией и Курляндией. К этому времени жених, обладавший «диким характером», успел развестись с первой супругой- принцессой. Герцогиня Евдокия, обладавшая красотой и высокими духовными качествами, нашла сторонников среди дворянства Курляндии. Первое время Пётр находился под некоторым влиянием молодой супруги, но вскоре отношения между ними разладились, и, не выдержав жестокого обращения, Евдокия Борисовна покинула мужа. Приглашённая на бракосочетания великого князя Павла Петровича она более не вернулась в Митаву.

Фаворит императрицы Орлов в латах. Григорий Григорьевич Орлов — личность, известная в русской истории: герой, отважный воин, первый в битве и на балах и… «безусловно, самый красивый мужчина империи», по выражению Екатерины II. На портрете Орлов изображен в зените своей славы и удачи. С полотна на нас смотрит веселый и даже несколько легкомысленный вельможа — он в генеральском мундире с золотым шитьем, красная орденская лента перекинута через плечо. Но все эти детали не заслоняют главного — по воспоминаниям современников, даже после возвышения он остался все тем же простым, добродушным человеком.

       И мальчик, чье происхождение тщательно скрывалось- маленький князь Бобринский.

Одна из самых популярных и загадочных картин (портретов) Рокотова. Кто на ней изображён? Кто-то считает, что это сын Екатерины II и графа Г. Г. Орлова Бобринский. Другие полагают, что лицо вообще женское. Костюм только мужской надет. Загадочный портрет.

Портрет князя Д.М. Голицына. 1760-е-— русский дипломат, на протяжении 32 лет представлявший интересы Екатерины II при дворе Габсбургов в Вене. Учредитель московской Голицынской больницы, названной его именем.

Князь И.И. Барятинский в юности. Известный англоман, успешный дипломат и агроном, после отставки посвятил всю свою жизнь устройству имений и применению на практике приобретённых им во время заграничных путешествий агрономических познаний. Отношения к крестьянам были установлены на разумных началах. В своём любимом Ивановском он устроил великолепный дворец, названный в честь жены Марьиным, где можно было найти всё, что в состоянии дать богатство, соединённое с утончённым вкусом. Барятинский жил открыто, у него был театр и оркестр. В его концертах принимали участие соседи, известные музыканты братья графы Виельгорские. В 1815 году у него родился старший сын, и уже в этом году он составил программу его воспитания, а в 1821 году написал «Conseils mon fils ain» («Советы старшему сыну»). Барятинский стремился сделать из своего сына прежде всего честного человека и хорошего христианина, а затем развить в нём самостоятельность, деловитость, чтобы подготовить его к роли крупного землевладельца, который должен улучшить быт своих крестьян и иметь полезное влияние на соседних помещиков. Человек образованный, умный, даровитый, князь Барятинский был один из самых блестящих представителей высшего придворного общества.

Ушедшая эпоха смотрит на нас с портретов людей, многие из них забыты, а чьи-то имена навеки стали достоянием России. Их глаза на «лицах с необщим выражением» строго и с интересом смотрят прямо в душу потомкам. И та, которую так любил Великий Мастер…По воспоминаниям современников она до последних дней сохраняла следы былой красоты. Своим детям она была мудрым советчиком. Известно, что она оживленно переписывалась и со своими внуками. Кстати, один из них - Андрей Полежаев - стал довольно известным поэтом. Струйская была гостеприимной хозяйкой, у нее даже бывал в гостях А.С. Пушкин. Искусствоведы назвали ее самой красивой русской женщиной ХVIII века. Конечно, ее судьба была удивительной. Воспитала восьмерых детей. Вела большое хозяйство. Жила во дворце Растрелли. Молилась в храме Святой Троицы Баженова. Ее красоту запечатлел Рокотов. Чудеса продолжались и после ее кончины: через 125 лет после этого у нее появился восхищенный поклонник - известный поэт Николай Заболоцкий. В 1953 году он написал ставшее знаменитым стихотворение «К портрету Струйской». Говорят, что он часто приходил в Третьяковскую галерею (где теперь выставлен портрет) и останавливался, любуясь таинственной красавицей. Но и он мало что отгадал. В его стихотворении больше вопросов, чем ответов.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.