Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Имею честь препроводить Вам согласно Вашему желанию, присланный мне подполковником Энбергом эскиз здания панорамы с обозначением главных размеров.»



 

115 летие со дня основания музея – панорама           

                  «Оборона Севастополя».

 

Исторические события:

 

В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Чёрного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя, прежде чем им удалось взять город. В марте 1856 года был заключён Парижский мирный договор, который не принёс полной победы ни одной из воюющих сторон.

Создание

Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо, положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 (18) июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.

Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 м × 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 1610 м².

Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых её посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведённых событий.

 

Размещение панорамы

Проект здания принадлежит военному инженеру Фридриху-Оскару Энбергу. Это была гордость военного инженера, ведь к производству был принят его внеконкурсный проект.

27 февраля 1902 г. член Комитета по восстановлению памятников севастопольской обороны полковник А. М. Зайончковский в докладной записке графу И. И. Толстому, вице-президенту Императорской Академии художеств, сообщал:

«Имею честь препроводить Вам согласно Вашему желанию, присланный мне подполковником Энбергом эскиз здания панорамы с обозначением главных размеров.»

31 июля 1902 г. Император Николай II утвердил проект Ф.-О. Энберга.

Когда севастопольская панорама была открыта, полковник Ф.-О. Энберг несколько раз назначался «временно надсматривающим за панорамой» и расписывался в книге кассира панорамы.

Несмотря на то, что на панораме изображён вид с Малахова кургана, здание панорамы расположено в другом ключевом месте обороны города — на Четвёртом бастионе. На этом бастионе принимал участие в обороне Л. Н. Толстой в возрасте 28 лет.

Одной из необычных особенностей здания панорамы является круговое окно на куполе, предназначенное для обеспечения естественного освещения внутри.

 

 

3 сентября 1904 года Рубо приступил к монтажу панорамы, ему помогали студенты Петербургской Академии художеств М.Б. Греков и М.И. Авилов. С декабря 1904 по апрель 1905 года присылаемые в Севастополь правительственные комиссии пытались заставить Рубо изменить концепцию картины. Но художник принципиально главным героем изображаемого сражения считал народ и главной идеей своего произведения – прославление народного подвига.

14 (27) мая 1905 года панорама «Штурм 6 июня 1855 года» была открыта.И хотя открытие прошло без предварительного оповещения, радостное известие быстро распространилось по городу. Посмотреть на произведение Рубо собиралась масса зрителей – матросов, солдат, жителей города, ветеранов обороны. Люди, хранившие в памяти страшные эпизоды сражений, были поражены и растроганы реалистичностью панорамы.

Художник изобразил события 6 июня 1855 года, когда защитники Севастополя отразили ожесточенный штурм Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны, предпринятый англо-французскими войсками после 8-месячной осады города. В этот день русская армия успешно отразила натиск намного превосходившего её по численности врага.

Не овладев ни одним из севастопольских укреплений, неся огромные потери, морально подавленная вражеская армия была прикована к внешним стенам Севастополя еще на три долгих и трудных месяца.

По словам народного художника Василия Николаевича Яковлева, «Показывая небывалое мужество и стойкость простых русских людей, исполненных высокого патриотизма и воли к победе, произведение Рубо воспитывало в народе чувство любви к Родине и героический дух».
С первых же дней панорама стала пользоваться большой популярностью. Стала визитной карточкой Севастополя, гордостью его жителей. Она получила признание как одна из лучших панорам в мировом искусстве.

И вновь война. Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Севастополь в центре кровопролитных боев. Но музей-панорама не закрывался и в дни вражеской осады. В минуты затишья защитники города приходили за нравственной поддержкой к своим славным предкам – героям знаменитого полотна.

25 июня 1942 года во время фашистской массированной бомбардировки панорама загорелась. Огонь не знает пощады. Во время пожара погибла часть живописного полотна. Невзирая на смертельную опасность, советские воины вынесли из огня 86 фрагментов бесценного произведения искусства – примерно 2/3 живописного полотна панорамы. На борту лидера эсминцев «Ташкент» вместе с женщинами, детьми и ранеными эвакуировали и знаменитую картину. Во время перехода в Новороссийск трюмы «Ташкента», в которых находились фрагменты панорамы, оказались затопленными.

К концу войны все уцелевшие, но сильно израненные осколками фрагменты панорамы (специалисты насчитали более 6 тыс. пробоин!), были доставлены на предварительную реставрацию в Новосибирск, в филиал Государственной Третьяковской галереи, а затем – в Москву.
После окончания Великой Отечественной войны началось восстановление разрушенного фашистами Севастополя. Возрождение Панорамы становится одной из важнейших задач.

Воссоздание самой панорамы оказалось чрезвычайно сложным делом. Спасенные куски картины, разрозненные, разных размеров, с обгоревшими краями и многочисленными повреждениями не могли быть объединены на одном полотне. Они только послужили оригиналом для написания копии. Реставрация ценного исторического памятника была поручена лучшим мастерам советской живописи. Деятельностью коллектива, восстанавливавшего панораму, руководил академик живописи Василий Николаевич Яковлев, а после его смерти – Павел Петрович Соколов-Скаля́.

Художники, восстанавливая панораму, так же, как и Рубо, использовали воспоминания участников обороны. Более точно был изображен ландшафт, окружающий Севастополь. По уцелевшим фрагментам и фотографиям изготавливался огромный эскиз и большой макет предметного плана.

В возрожденной панораме появился ряд новых эпизодов. Например, на одном из них отображен приезд на перевязочный пункт Малахова кургана русского хирурга, активного участника обороны Севастополя Николая Ивановича Пирогова, а также возвращение после ночной вылазки разведчиков Петра Кошки и Федора Заики.

Возрождение и усовершенствование требовалось и самому зданию Панорамы. Новый проект разработал архитектор Виктор Петрович Петропавловский.

Воссозданная панорама под новым названием «Оборона Севастополя 1854–1855 годов» была торжественно открыта 16 октября 1954 года. Произошло это знаменательное событие накануне празднования 100-летия первой обороны Севастополя, по сути, это было второе рождение легендарной панорамы.

С 1954 года музей-панораму посетили десятки миллионов человек. Этот памятник героизму и мужеству наших соотечественников – своеобразное «место силы» для россиян. Здесь мы не только узнаём о важнейших событиях нашей военной истории. Здесь учимся сами и учим наших детей и внуков уважать и беречь своё Отечество, служить ему верой и правдой.

В настоящее время зданию Панорамы требуются ремонт, реставрация и современное техническое оснащение, реставрация необходима и самому живописному полотну с предметным планом. Президент Российской Федерации 9 мая 2020 года дал поручение выполнить эти работы наряду с ремонтом и реставрацией Мемориального комплекса «Исторический бульвар».

Мы планируем обновление и расширение экспозиции о панораме Рубо в новом выставочном здании музея-заповедника. В нём будут представлены уже известные посетителям экспонаты: сохранившиеся этюды панорамы, уцелевшие фрагменты исторического полотна. У нас существует договорённость с музеем-заповедником «Бородинское поле» о возвращении в музей после реставрации двух фрагментов панорамы, которые в настоящее время экспонируются и хранятся в Москве.

Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» рассказывает о бесстрашии и мужестве русского народа, проявленных в дни суровых испытаний. Это бесценное свидетельство патриотизма и высокого понятия чести у воинов и мирных граждан Севастополя. Это памятник нашей истории и культуры, который мы должны сохранить для будущих поколений. Сохранить как высочайшую нравственную и духовную ценность. Это наша миссия, наш гражданский долг.

Н.И.Мусиенко

Посещая Севастополь, обязательно необходимо выбрать время для осмотра музея-панорамы «Оборона Севастополя», посвященной обороне города в период Крымской войны 1853—1856 гг. Перед самим зданием панорамы, под открытым небом, раскинулся настоящий музей, состоящий из экспонатов тех военных времен середины 19 века.

Огромные корабельные орудия и якоря парусных судов, различных размеров и конфигураций.

Меня, как мальчишку, данные исторические реликвии всегда приводят в какой то неописуемый восторг. Особенно если все это можно потрогать и сфотографировать, я всегда воспользуюсь случаем. Недалеко от входа в музей, установлен памятник одному из главных героев Крымской войны — адмиралу Нахимову.

Давайте, прежде чем идти внутрь панорамы, окунемся в историю. В 1854 году очередная русско-турецкая война была в самом разгаре. Адмирал Нахимов, в Синопской бухте, разбил почти весь турецкий флот.

Победа Русского оружия была не за горами, но в войну вступила Англия, Франция и Пьемонт. В сентябре 1854 года они высадили десант на Крымском полуострове. 13 сентября 1854 года началась героическая оборона Севастополя и продолжалась 349 дней.

Российский парусный флот, был заперт в бухте Севастополя. Чтобы не допустить полного уничтожения флота и не дать возможность вражеским кораблям подойти близко к городу, было принято решение о затоплении части судов перед входом в бухту. По утверждению историков, всего на дно бухты было отправлено 75 военных и 16 вспомогательных судов. Орудия и экипажи боевых кораблей отправились на сушу и там продолжили свою героическую службу.

В начале 20 века в Севастопольской бухте был установлен памятник в честь тех событий. Он так и называется «Памятник затопленным кораблям».

Пора посмотреть, что из себя представляет сама панорама. На первом этаже расположились фотографии и экспонаты крымской войны 1853—1856 гг.

Можно увидеть форму, оружие, документы связанные с той войной. Окунуться в ее историю, посмотреть на фотографии ее героев.

Отличная карта-гравюра, показывает нам, что из себя представлял Севастополь в середине 19 века.

Медленно, по винтовой лестнице, поднимаемся на второй этаж, где находится само полотно панорамы. По замыслу художников мы находимся в центре сражения наверху Малахова кургана. В качестве основы сюжета был взят один день штурма Корабельной стороны — 6 июня 1855 года. Эпизод был выбран не случайно. Он является символом мужества и доблести русских воинов, которые сумели отразить противника. Англо-французская группировка состояла из 173000 солдат, наших было чуть больше 75000.

Панорама поражает воображение. Реальные декорации незаметно переходят в художественное полотно. Перед нами открывается берег Южной бухты, постройки Адмиралтейства, в дыму горят корпуса Лазаревских казарм.

На входе в бухту, еле различимы, видны мачты затопленных русских судов, преграждающих вход с моря. В бухте стоит большой парусный 120 — пушечный линейный корабль "Великий князь Константин». На переднем плане только что разорвалась вражеская бомба. Левее взрыва стоит профессор медицины Н. И. Пирогов. Он впервые в Севастополе применял наркоз, гипсовые повязки и антисептики. У входа в землянку его встречает фельдшер и сестра милосердия.

На бастион принесла воды сестра Дарья Лаврентьевна Михайлова. Она стала первой в России сестрой милосердия. Ее хорошо знали и звали Дашей Севастопольской. За оказанную помощь во время войны, она была награждена золотой медалью «За усердие».

Красный флаг на мачте-сигнал тревоги. Атаку врага отражают артиллеристы батареи Никифорова.

На помощь товарищам спешат солдаты Черниговского полка.

На переднем плане ожидают сигнала к атаке солдаты Полтавкого полка.

Среди народных героев можно отметить бесстрашного и находчивого матроса Петра Кошку. Есть такая история: что однажды во время боя Петр спас адмирала Карнилова, схватив бомбу, которая упала под ноги военначальника и бросив ее в котел с кашей. Фитиль бомбы погас и взрыва не произошло. Корнилов поблагодарил Кошку, а матрос ответил фразой, ставшей впоследствии крылатой:«Доброе слово и Кошке приятно».

Центром композиции панорамы является оборонительная башня Малахова кургана. На башне 4 офицера внимательно наблюдают за действиями французов. Среди них адмирал П. С. Нахимов.28 июня 1855 года он был смертельно ранен пулей в висок.

Часть солдат спешат на помощь, на правый фланг, тут идут очень тяжелые бои с наступающими французскими войсками. На дальнем плане батарея Синявина под командованием лейтенанта К. Л. Гейкина, ведет огонь по врагу.

Французы захватили батарею Жервэ. Напряжение возростало, на переднем плане майор Д. С. Юферов с тревогой наблюдает за исходом боя.

По склонам надвигается лавина Французских солдат. За ними идут Англичане.

На западном склоне оборона Русских прорвана, положение очень сложное. Якутский и Елецкий полки пытаются сохранить позиции. На переднем плане батарея Станиславского оставлена моряками.

 

Среди героев Севастополя были жители поселка Черная Слобода города Ельца муж и жена Ткач Федор Никитович и Дарья Давыдовна. Федор служил артиллеристом на боевом корабле. За отличие в боях ему вручили медаль и дали краткосрочный отпуск в Елец.

После окончания отпуска, его жена Дарья уехала вместе с ним в Севастополь, где продолжалась Крымская баталия. Федор дрался на бастионе, а Дарья приносила защитникам воду и оказывала медицинскую помощь раненым. По моему мнению, ее можно назвать второй Дашей Севастопольской. П. С. Нахимов представил ее к награде — медали «За храбрость», на Георгиевской ленте.

Дарья была свидетелем смертельного ранения адмирала Нахимова. А через два месяца на ее руках умер от ран муж. Сохранился наградной документ, где указывалось, что 13 сентября 1855 года, уже в городе Ельце ей была вручена медаль на Георгиевсой ленте с надписью «За храбрость». Героине определили пожизненную пенсию в размере 72 рублей (по тем временам крупная сумма).

Похоронили Дарью Ткач на Чернослободском кладбище города Ельца. На мраморном памятнике было высечено: «Ткач Дарья Давыдовна — сестра милосердия на бастионах Севастополя,  Гергиевский кавалер. Родилась в 1832 году. Скончалась в 1913 году». В данный момент могила не сохранилась, т. к. Чернослободское кладбище было уничтожено, а могильные плиты пошли на постройку опор «Каракумовского» моста в г. Ельце. Но это уже совсем другая история.

Вернемся снова на поле сражения. Бой переходит в рукопашную схватку за батарею Жервэ. На белом коне возвышается генерал-лейтенант С. А. Хрулев. В момент прорыва Французов он отважно пошел в атаку с Севским полком.

Ценой огромных потерь, оборона батареи Жервэ и Малахова Кургана в этот тяжелый день выстояла.

На переднем плане виден крест выложенный из ядер-это место, где был смертельно ранен вице-адмирал Владимир Корнилов.

Прорисовки панорамы и реконструкция настолько правдоподобны, что просто не замечаешь тонкую грань перехода от настоящих декораций к самому полотну.

. Давайте немного узнаем о создании данного шедевра.

В конце 19 века в России разрабатывался план проведения 50-летней годовщины битвы под Севастополем. В 1901 году реализацию масштабного проекта поручили Францу Рубо. К тому времени он уже был известен, как основоположник панорамной живописи. На создание картины ушло целых 4 года и 14 мая 1905 года она была готова.

Размеры полотна поражают. Длина полотна 115 метров, высота 14 метров и площадью 1610 квадратных метров. На полотне изображено более 4000 фигур-это реально титаническая работа. Указом правительства было решено специально построить здание-музей в центре Исторического Бульвара с куполом цилиндрической формы, на втором этаже которого в 1905 году разместили панораму Рубо. Панорама пережила и революцию и гражданскую войну. Но в период окупации Крыма немцами в июне 1942 года, в здание панорамы попала бомба.

На фото из интернета, прекрасно видно состояние здания музея после бомбежки. Полотно пытались спасти, оно было разрезано на 86 частей и доставлено на корабль Черноморского флота — эсминец «Ташкент». Кораблю удалось вырваться из осажденного города, на борту было более 2000 раненых защитников города, женщины и дети. Эсминец был обнаружен врагом и атакован, получил множество пробоин, но добрался до порта города Новороссийска. Часть полотна удалось сохранить, но художественная комиссия решила, что оно восстановлению не подлежит.

Уже после войны было принято решение на воссоздание бесценной панорамы Рубо. Лучшие художники СССР заново отрисовывали фрагменты.16 октября 1954 года, к 100 летию первой обороны Севастополя, здание было открыто и работает до сих пор.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.