Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Последствия развития. Функции конфликта



Последствия развития

Последствия конфликта бывают позитивными или негативными.

Позитивные или конструктивные последствия возникают, когда выход из конфликта найден. К ним относится:

1. Разрешение проблемы.

2. Нахождение выхода из проблемной ситуации.

3. Формирование развитой и волевой сферы у индивида.

4. Повышение стрессоустойчивости.

5. Адаптация личности к сложным условиям.

6. Усиление коммуникации и интеграции.

7. Появление новых ценностей, лидеров, норм.

Негативные или деструктивные последствия возникают, если выход не найден. Они включают в себя:

1. Рост внутреннего напряжения в виде повышенной агрессивности и тревожности.

2. Перерастание конфликта в жизненный кризис.

3. Разрушения и кровопролития.

4. Усиление ужесточения и группового напряжения.

5. Утрата уверенности в своих силах.

6. Разрушение существующих межличностных отношений.

Функции конфликта

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

· Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, при разрешении конфликтов в более чем 65 % случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

· Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10–15 % конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.

· Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность.

· Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.

· При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.

· Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

 

Деструктивные функции:

· Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.

· Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. По статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.

· Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

· Конфликт формирует негативный образ другого – «образ врага» – который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.

· Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.

 

Медиаторы конфликта

– третья сторона в конфликте и его косвенные участники, роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут выступать как отдельные лица, так и организации, и государства. Важная черта посредника – это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Поэтому в качестве медиатора могут выступать только люди или организации, которые выбираются обоими субъектами конфликта. При этом в качестве посредника могут выступать как официальные лица и организации, так и неофициальные.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.