|
|||
Последствия развития. Функции конфликта ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Последствия развития Последствия конфликта бывают позитивными или негативными. Позитивные или конструктивные последствия возникают, когда выход из конфликта найден. К ним относится: 1. Разрешение проблемы. 2. Нахождение выхода из проблемной ситуации. 3. Формирование развитой и волевой сферы у индивида. 4. Повышение стрессоустойчивости. 5. Адаптация личности к сложным условиям. 6. Усиление коммуникации и интеграции. 7. Появление новых ценностей, лидеров, норм. Негативные или деструктивные последствия возникают, если выход не найден. Они включают в себя: 1. Рост внутреннего напряжения в виде повышенной агрессивности и тревожности. 2. Перерастание конфликта в жизненный кризис. 3. Разрушения и кровопролития. 4. Усиление ужесточения и группового напряжения. 5. Утрата уверенности в своих силах. 6. Разрушение существующих межличностных отношений. Функции конфликта Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции. Конструктивные функции: · Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, при разрешении конфликтов в более чем 65 % случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе. · Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10–15 % конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него. · Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность. · Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. · При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. · Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.
Деструктивные функции: · Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта. · Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. По статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта. · Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта. · Конфликт формирует негативный образ другого – «образ врага» – который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта. · Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.
Медиаторы конфликта – третья сторона в конфликте и его косвенные участники, роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут выступать как отдельные лица, так и организации, и государства. Важная черта посредника – это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Поэтому в качестве медиатора могут выступать только люди или организации, которые выбираются обоими субъектами конфликта. При этом в качестве посредника могут выступать как официальные лица и организации, так и неофициальные.
|
|||
|