|
|||
Открытое занятие по формированию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну математики».
Описание опыта профессиональной деятельности Анисимовой Татьяны Олеговны, воспитателя детского сада №8, по теме «Путешествие по стране математики» на занятии в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений.
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на ознакомительном уровне имеет большую ценность для интенсивного интеллектуального развития ребенка, его познавательных способностей. Математическое развитие-значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Иными словами, чем лучше у ребенка будут развиты математические компоненты, тем совершеннее ребенок будет владеть представлениями об окружающем мире. Развитие математических способностей детей происходит за счет взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования «житейских» и «научных» понятий. Дети 6-7 лет в соответствии со своими возрастными особенностями могут владеть следующими математическими представлениями: - самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество, и удалять из множества отдельные ее части. - считать до 10 и дальше. - соотносить цифры (0-9) и количество предметов. - составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. - пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+,-,=). - различать величины: длину, объем, массу, время и способы их измерения. - измерять длину предметов. - делить предметы на несколько равных частей. - распознавать и называть: отрезок, угол, многоугольники, шар, куб, цилиндр. - узнавать знакомые геометрические фигуры в пределах реального мира. - ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости. - определять временные отношения (день-неделя-месяц), время по часам с точностью до 1 часа. - состав чисел первого 10. Конструирование: - видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения. - составлять модули из пластмассового и деревянного конструктора по рисунку и словесной инструкции. Данные математические задачи становятся детям по силе, т.к наглядно-образное мышление переходит на новый уровень, словесно-логического, они научаются сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, синтезировать полученную информацию. Однако не следует думать, что развитие логическое мышление -это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, которым посвятили свои труды отечественные и зарубежные педагоги-психологи, такие, как, А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцций, А.Дистерверг, К.Д. Ушинский и др. доказали, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в том случае, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Исходя из вышесказанного, я считаю, что для того, чтобы у ребенка на должном уровне сформировались математические представления, нужно работать над формированием логического мышления. Так, как ведущей сферой деятельности детей 6-7 лет, все еще остается игра, то и свою работу над формированием математических представлений, буду реализовывать с помощью игровых упражнений. Игровые упражнения разработаны в соответствии с возможностями и потребностями детей подготовительной группы. Для того чтобы получить достоверные результаты уровня сформированности логического мышления детей, я искусственно создала проблемную ситуацию, которая на мой взгляд поможет создать и поддержать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности детей. Тема моего занятия по формированию математических представлений «Путешествие по стране математики», данная тема обширна по моему назначению, и задействует все ключевые компетентности ребенка: 1. Деятельностная компетентность. Игровые упражнения подобраны таким образом, чтобы ребенок для достижения цели, сам смог отобрать необходимые средства для ее осуществления, определяет последовательность своих действий, делает выбор и принимает решение. Также данные задания предполагают, что дети должны договариваться о совместных действиях, работать в группе, оценивать и корректировать действия (своих и других), что так же относится к деятельностной компетентности. 2. Социальная компетентность. Задания по теме предполагают, что дети проявят себя в данной компетентности, им нужно будет объединиться для решения сложных задач, договориться между собой и вступить в контакт со взрослым. 3. Коммуникативная компетентность. Работая в команде, детям нужно будет учитывать чувства и желания других детей, аргументировать свою точку зрения, проявить умения задавать вопросы. 4. Здоровьесберегающая компетентность. Задания предполагают, что дети данного возраста в совершенстве владеют крупной и мелкой моторикой. Работая в команде, дети должны соблюдать правила безопасного поведения. 5. Информационная компетентность. Задания разработаны на раннее приобретенный опыт детьми. Из своего педагогического опыта, я пришла к выводу что, когда дети работают группами, в команде, результаты всегда выше, чем когда они работают индивидуально. Это связанно с тем, что у детей интерес к процессу освоения новых знаний более устойчивый, они вступают в обсуждения, обмениваются информацией, дети имеющие затруднения могут научиться у детей, которые не имеют затруднений. В сложившейся ситуации, дети у которых наблюдались затруднения, не будут испытывать неудобства, свою не состоятельность, а будут чувствовать уверенность в своих силах, и если команда справляется с заданиями, то еще гордость и свою значимость в положительном результате. Также между группами можно создавать здоровую конкуренцию, тем самым увеличивать интерес детей, сохранять на долго внимание к теме. А я в свою очередь, как педагог наблюдаю за детьми, фиксирую трудности детей в выполнении заданий. Провожу анализ своих педагогических наблюдений, на основе анализа разрабатываю игровые упражнения индивидуально для ребенка в соответствии с его нарушениями. Не случайно, я решила выбрать именно этот возраст детей, и взялась провести занятие по формированию математических представлений детей подготовительной группы. Так, как дети этой группы в этом году идут в школу, а для успешного обучения у них должно быть сформировано логическое мышление. Я считаю, что при подобранных мною специальных игровых упражнений по формированию математических представлений, можно провести диагностику детей на уровень сформированности их логического мышления. Мои педагогические наблюдения в ходе образовательной деятельности, могут помочь воспитателю данной группы, закрепить и усовершенствовать компоненты логического мышления. Также можно будет разработать памятку для родителей на каждого ребенка, с различными видами упражнений на формирования логического мышления и для закрепления математических представлений ребенка в летний период обучения. Открытое занятие по формированию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну математики». Цель: уточнить уровень сформированности логического мышления на занятии по формированию элементарных математических представлений. Задачи: 1. Уточнить знания детей подготовительной группы по формированию математических представлений. 2. Разработать игровые упражнения на сформированность математических представлений детей. 3. Транслировать открытое занятие по выбранной теме. 4. Провести педагогическую диагностику детей на уровень сформированности математических представлений. 5. Поделиться профессиональным опытом с педагогами. Принципы: 1. Педагогический процесс строится в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями детей. 2. Гуманизации. 3. Целостности. Методы: 1. Теоретические. 2. Практические. Планируемые результаты: при проведении открытого занятия в подготовительной группе, я планирую, игровыми упражнениями провести диагностику детей на готовность к школе, а именно на формирование и развитие логического мышления, которое отвечает за уровень сформированности математических представлений детей.
-
|
|||
|