Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНОБРНАУКИ РОССИИ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ. БФ ФГБОУ ВО «ВГУ»). Форма правления РФ на современном этапе»



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ

(БФ ФГБОУ ВО «ВГУ»)

Технолого-педагогический факультет

Кафедра психолого-педагогического и социального образования

«Форма правления РФ на современном этапе»

Доклад по дисциплине Социология и политология

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

(уровень бакалавриата)

Профили Начальное образование. Дошкольное образование

 

Обучающийся                            А.А. Горшкова

 

Преподаватель                          канд. пол. наук И.А. Свертков

 

Борисоглебск 2020

 

(Слайд 2) Термин «форма государства» употребляется в различных значениях. Во многих науках - это понятие, используемое для выделения данного явления (формы государства) из других явлений государственности; в понятии взятые в виде абстракции признаки отражают существенные стороны формы государства в их взаимосвязях, образующих определенную целостность.

Форма правления является одной из важнейших частей формы государства. Понятие формы государство зародилось еще до нашей эры. Аристотель писал о разграничении формы правления в зависимости от того, «осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)». В принципе вплоть до сегодняшнего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.

(Слайд 3) По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

- монархические (единоличные, наследственные)

- республиканские (коллегиальные, выборные)

Республиканская форма правления в России имеет особенности по сравнению с типичными формами президентской и парламентской республик. «Гибридный» характер новой формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социально-политических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти.

(Слайд 4) Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти

(Слайд 5) Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

- парламентарные

- президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

(Слайд 6) Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года: Российская Федерация — Россия это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как cмешанная республика.

Смешанную форму правления принято разделять на полупрезидентскую и полупарламентскую, которые отличаются друг от друга различным уровнем приближенности либо к президентской, либо к парламентской форме. Чтобы определить, к какой же из разновидностей относится Россия необходимо рассмотреть правовой статус президента во взаимоотношениях с другими высшими органами государственной власти, а также характер данных взаимоотношений.

Полупрезидентская республика характеризуется сочетанием черт двух типов республиканской формы правления, а также новых, малоизученных черт, которые не присущи ни одному из типов республики. В частности, для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В некоторых государствах венародно избранный президент, будучи главой государства, в формально правовом смысле оказывается, отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае основной закон может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

При полупрезидентской форме правления президент, являясь главой государства, избирается населением напрямую. Парламент избирается также населением, наряду с главой госуарства;здесь дествует премьер министр, который непосредственно руководит правительством. Само же правительство не назначается, а только формируется президентом из представителей большинства парламента. Это является главным отличием от президентской формы правления.

Современную Россию сложно отнести к одному из известных видов республик, поэтому в этих случаях возникает новая форма республики: полупрезидентская, полупарламентская, с преобладанием черт той или другой республики, а иногда и с такими чертами, которые не были присущи ни президентской, ни парламентской республики.    

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.

(Слайд 7) В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации.

(Слайд 8) Главой российского государства является Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

(Слайд 9) Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации. Оно является постоянно действующим органом .

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.

(Слайд 10) Конституция определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Существующая на сегодняшний день в Российской Федерации форма правления в виде суперпрезидентской республики способствует позитивным процессам повышения экономического, социально-политического уровня развития страны, что в полной мере соответствует нынешнему этапу формирования российского общества.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.