Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Политико-правовые идеи в Ветхом Завете.



4. Политико-правовые идеи в Ветхом Завете.

Одним из выдающихся памятников политико-правовой мысли Древнего Востока, наряду с древнеиндийскими арийскими ведами, древнеегипетскими текстами поучений и речений, вавилонскими и некоторыми другими законами, является Ветхий Завет - древнейшая часть Библии, составляющая около трех четвертей великой книги. Ветхий Завет - исторически сложившийся свод произведений древнееврейской монотеистической религиозной литературы, различные книги, фрагменты которого обычно датируются XIV-XIII веками до н.э. – II веком до н.э., а первые записи – примерно IX в. до н.э. Это – сборник исторических, нравственно-поучительных, церковно-ритуальных, юридических, мифологических, генеалогических, психологических, лирических и иных текстов, в совокупности объясняющих место и назначение человека, нормы его жизни в мире в соответствии с монотеистическими представлениями древних израильтян. Ветхий Завет вошел в священные книги иудаизма и христианства. Передача Богом писания Моисею признается, как известно, и в Коране. Уникальность Ветхого Завета заключается в том, что, являясь памятником мысли Древнего Востока, он оказал огромное влияние и на европейскую культуру, в том числе правовую.

Одна из важнейших тем в Ветхом Завете – место Бога в мире, его соотношение с человеком, его роль в регулировании жизни людей, их поведения, судьбы. Историки религии признают, что в начале II тысячелетия до н.э. евреи были политеистами. Видимо, Яхве был богом одной из этнических общностей и позже стал выходить на первое место как покровитель древнеизраильского союза племен. Основная идея Ветхого Завета - подчинение всей истории и законов мира одному Господу Богу, Яхве. Все иные многочисленные боги признавались заблуждениями людей. Лишь единый Бог управляет миром – вселенной и земным человечеством, осуществляет высший суд и высшую власть.

Философия права Ветхого Завета исходит из того, что первоначально постигнуть основы права, а также разграничить истинное и ложное, справедливое и несправедливое, добро и зло человек сам по себе не может и получает это знание от Бога, либо извне, через запрещенные для него Богом источники знаний. Знание этого – тайна для человека, которая постепенно ему открывается преимущественно извне. Кстати, образы “дерева познания” и “дерева жизни”, хранящих тайны жизни и знаний присутствуют не только в Ветхом Завете, но и в мифологии Древнего Египта и Древнего Вавилона. С ними в мифологии связан и образ “дерева мира”. Возможно, с этими образами генетически связан и более поздний образ “ветвей власти”, играющий системообразующую роль в концепции разделения властей.

Согласно философии права Ветхого Завета основные идеи, заложенные в систему регуляторов человеческого поведения и первые своды норм, регулирующих поведение людей, даны человеку свыше. В основе права человека – божественное право, спущенные ему с неба принципы и основные нормы. Здесь проявляется и общая черта древнейших памятников права, наставлений, как правило, содержащих сведения о происхождении их из божественного источника (например, “наставления Ману в дхарме” или “Законы Ману”, “Авеста”, излагающая учение Заратустры и др.). В основе всего в Ветхом Завете – высший, божественный разум, который, однако, для человека “неисследим”. Моисей и народ Израиля заключают союз, договор с Богом. Одна сторона обязуется следовать воле и закону Бога, а другая сторона – вести, защищать и спасти народ, выполняющий договор.

Используемые в Ветхом Завете термины “закон”, “беззаконие”, “беззаконник” имеют сложный смысловой состав. В них вкладывается и религиозный и светский смысл. При этом и светский аспект содержания этих терминов также включал религиозный – непосредственно, поскольку Бог рассматривался как творец, первооснова мира и общества с его нормами и институтами, - и опосредованно, поскольку божественный закон понимался как основа, главный смысл, цель закона земного. В то же время и закон в религиозном смысле рассматривается в разных аспектах, углубляющих его понимание. Содержание его – слово Бога, правда, истина, справедливость. Но форма его – высказанный Богом закон – формула правды, истины и справедливости. Божественный закон следует укреплять, поддерживать как таковой, как свидетельство истины, тем самым, поддерживая и реализуя правду, истину, справедливость. “Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон”. В уста Бога вкладываются слова: “Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное…”.

Возникновение государства у древних иудеев в Ветхом Завете связано, во-первых, с необходимостью создания разветвленной судебной системы, во-вторых, с рационализацией организационной и судебной деятельности для налаживания нормальной общественной жизни и, в-третьих, с реализацией правды и права через закон и власть.

По преданию, Моисей, выведший с Божьей помощью израильтян из Египта, первоначально решил сам лично исполнять правосудие, но к нему пришло слишком много людей, и он не успевал разрешать споры. Тогда его мудрый тесть посоветовал ему, оставаясь посредником между Богом и людьми, научить их уставам и законам Божьим, и выбрав наиболее подходящих, богобоязненных, честных и бескорыстных поставить их тысяченачальниками, подчинив им начальников над каждой сотней, пятидесятью и десятью людьми. “Пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя”. Моисей послушался мудрых слов тестя и сделал так, как тот советовал.

Власть земная рассматривается, в конечном счете, как производная от Бога. Власть связывается с силой, мощью, умением пользоваться высшими законами, соответствовать им в своей деятельности. Поддержка Богом, чудесные способности правителей, их советников-пророков, несокрушимая физическая сила выступают как своеобразные проявления и эквиваленты власти, как средства и методы ее осуществления. Мудрые правители чутко прислушиваются к слову Бога, передаваемому вместе с определенными знамениями через доверенных лиц. Следующий слову Бога приобретает в историях, описываемых в ветхозаветных книгах непобедимую силу, уничтожает и покоряет его врагов.

В Ветхом Завете специально не обсуждается проблема форм государства. Не говорится и о традиционной классификации форм государства в зависимости от количества лиц, находящихся у власти. Однако, древнееврейский историк Иосиф Флавий (37 г. – после 100 г.) в “Иудейских древностях” приводил, не признаваемые в литературе вполне достоверными, слова об аристократии как лучшей форме правления. Тем не менее, в Ветхом Завете естественной воспринимается, вероятнее всего, монархическая форма государства (царская власть), как наиболее подходящая монотеистическим представлениям и являющаяся своего рода трансляцией монотеизма на сферу политики. В то же время признается, что царь земной обладает бесконечно более ограниченной, слабой и временной властью по сравнению с абсолютной властью Бога. Монарх земного государства рассматривается как служащий Богу, обязанный следовать законам и установлениям Бога, нередко (не всегда) его избранник, но всегда – как его раб и этим по существу равный, в конечном счете, с другими людьми перед Богом. Царь, тем не менее, по отношению к подданным рассматривается как монарх, ограничиваемый лишь божественным законом, волей Бога.

Для обеспечения нормальной общественной жизни важная роль отводится правителю как хранителю правильности курса движения общества по установленному Богом пути. Судьба правителя – в руках Господа, который “низлагает и поставляет царей”, - утверждал пророк Даниил. В другом случае он заметил, что “…над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним кого хочет”.

Правитель должен соблюдать законы, прежде всего божественные, следовать правде и справедливости. “Мерзость для царей – дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол”. Соблюдая законы правитель должен быть разумным и знающим. Нарушения законов могут привести страну к упадку, а царя к утрате реальной власти. “Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна”. Пророк Исаия сравнивал беззаконие с трещиной в высокой стене, приводящей ее к падению внезапно, в одно мгновение. Разумный правитель всегда помнит о последствиях совершаемых им действий и думает не только о себе, но и народе. “Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни”. Справедливость и несправедливость царя особенно отчетливо проявляется в его суде, в частности, в отношении бедных. “Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится”. “Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее”.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.