Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.
Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.
Месяц
| Тема
| Цели и задачи
| Формы работы
| с детьми
| с родителями
| Сентябрь
| «Кто мы,
откуда? Где
наши корни?
«Путешествуем
в прошлое России»
«Русский народный костюм»
| Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями
На примере легенд, былин
показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев.
Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.
| Рассматривание семейных фотографий;
Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»;
Изготовление семейного древа
Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других;
Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи)
Оформление альбома «Русский народный костюм» (совместно с родителями;
«К нам гости пришли» с/р игра
(Кукла в русском костюме);
Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха.
| Создание мини-музея русской старины
Анкетирование родителей «Народные традиции в семье»
Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуре»
Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках
| Октябрь
| «Вечера долгие, руки умелые, головушки умные
«С новым урожаем!»
«Покров – первое зимовье»
| Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.
Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ
Продолжать знакомство детей с народными праздниками
| Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз);
Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.
Праздник «Осень, осень, в гости просим»;
Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;
Выставка поделок из природного материала.
Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой;
Рисование не тему «Поздняя осень»
| Круглый стол для родителей в рамках «Дня семейного общения» - «Семья – это главное»
| Ноябрь
| «Дом, дом, открой свою тайну»
«Дух и природа»
«Синичкины именины»
| Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;
Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа.
Познакомить детей с традициями проведения праздника на Руси
| Развлечение «Милости просим, гости дорогие»
Отгадывание загадок о предметах быта;
Д/И «Собери целое из частей»
Чтение: «Сказания и поверья русского народа»;
Чтение стихов о природе;
Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги
(обыгрывание)
Игра – викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях»
Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц»
| Конкурс «книжки малышки, про семью»
Подарки и поздравления мамам к Дню Матери
Сердце с фото ребенка и мамы
| Декабрь
| «Начинаем готовиться к зимним святкам»
«Спиридон – солнцеворот»
«Новый год у ворот »
| Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях
Продолжать знакомить детей с традициями проведения праздников на Руси
Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям, учить сравнивать, делать умозаключения.
| Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках;
Разучивание колядок, игр к празднику;
Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням
Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки)
Хоровод с Петрушкой;
Драматизация отрывков из сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка»
Презентация для детей «Новый год на Руси»
Пение колядок;
Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие;
Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров»
| Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы), «На пороге Новый год»
«Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника
Участие детей и родителей в творческом конкурсе
| январь
| «У нас Рождественский Сочельник»
«Русский самовар и чаепитие на Руси.
| Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций.
Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.
| Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки»
Конкурс рисунков «Рождественская сказка»
Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д»
Рассматривание коллекций чая;
Лепка из соленого теста пряников, сушек;
Д.И «Разбитый чайник»
Чайный вечер с родителями.
| «Роль отца в семейном воспитании»
«Зимушка-зима» - экскурсия детьми
| Февраль
| «Ждем весну. Готовимся к Масленице»
«День Трифона. День святого Валентина (14 февраля)
«Познаем секреты русской кухни. Печем блины»
| Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.
Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.
Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.
| Разучивание закличек на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров;
Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»;
Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица»
Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей;
Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.
Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;
Загадки о блинах;
Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов;
с/р. Игра «Семья»
| Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: как научить любить Родину?»
«Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап
Фоторепортаж «Я и мой папа»
Папка передвижка «Россия – наша Родина»
Готовимся к народному празднику «Масленица»
| Март
| «Народные промыслы:
хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка,
жестовские подносы»
| Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.
Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.
| Игра – путешествие « В музее народного творчества»
Рисование на темы:
- «Русская матрёшка»
- «Городецкая роспись»
- «Это чудо – Гжель»
- «Роспись дымковских игрушек»
Лепка на темы:
- «В гостях у сказки»
- «Дымковские игрушки»
Аппликация на темы:
- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»
- «Украшение дымковских игрушек»
Дидактические игры:
«Укрась кокошник», «Составь узор»
| Совместное творчество детей и родителей - изготовление птичек и рассказ о родном крае
Изготовление скворечников
Праздник для мам и бабушек
Мастерим подарки для мам
Фоторепортаж «Я и моя мама»
Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер»
| Апрель
| «Благовещенье – птиц на волю отпущенье»
«Вербное воскресенье»
«Пасха»
| Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщать детей к духовному наследию русского народа.
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.
Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.
Воспитывать в детях интерес к народной культуре.
| Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице;
Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д)
Рассматривание веточек вербы;
Использование веточек вербы в игре «Ручеек»;
Игра с пением «Верба – вербочка»
Склеивание корзиночек подставок для яиц;
Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию»
Праздник «Пасха»
| Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет»
«Как познакомить ребенка с праздником Пасхи»
Изготовление пасхальной корзиночки
Выставка литературы «Народное слово в семейном воспитании»
| Май
| «Не бывать на Руси весны без Егория»
«Про отцов и дедов помним»
«Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»
| Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.
Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.
Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы) Развивать творчество, артистизм.
| Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя.
Посещение Краеведческого музея (дети и родители)
Выставка работ детского творчества «Победный май»
Рассматривание фото из семейного альбома;
Утренник «День победы!»
Развлечение «Прощание с весной, встреча лета»
Хоровод «Во поле береза стояла»
Загадывание загадок о березе, о лете;
Коллаж «Разноцветная полянка»
| Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы
Конкурс творческих работ «Любимая сказка»
«Наши успехи» - родительское собрание
Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом.
| Итоговые мероприятия
| | | Планируемый практический выход:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Народные забавы», «Семейные посиделки», «В гостях у сказки»;
2. Подготовка и принятие участия семинара. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры»;;
3. Тема: «Воспитание сказкой», «Народные игрушки»;
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Народные и семейные традиции», «Осенние народные праздники», «Зимние забавы», «Рождественский сочельник», «Масленица пришла радость всем принесла», «Весенние народные праздники», «Папа, мама, я очень дружная семья», «Народный фольклор в воспитание и развитие ребенка», «Родословная семьи», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»;
5. Выставка работ. Тема: «Осенние дары», «Кормушка для птиц», «Новогодние подарки своими руками», «Рождественские каникулы с семьей», «Веселая масленица», «Радостная Пасха», «Я помню и горжусь»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Семейные народные праздники»;
7. Тема: «Народные праздники», «Зимние забавы», «Рождество», «Народные пословицы, заклички, поговорки;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
|