Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое задание. Переписать, вставить пропущенные буквы. Объяснить употребление приставок ПРЕ- и ПРИ-.



                                       13.04.2020    

Тема занятия:  Правописание приставок пре - при - .

Цели: - повторение орфографического правила, регулирующего выбор букв е и и в      

приставках пре – и при - ;

- развивать умение различать значение и правописание слов с приставками

пре – и при - ;

- воспитывать потребность овладеть грамотным письмом.

                                            Ход занятия:

I. Орг. момент.

II. Сообщение темы и целей занятия. Запись даты и темы в тетради.

1. - Сегодня у нас занятие по теме «Гласные в приставках пре - и при-». Сегодня на занятии  мы вспомним, от чего зависит выбор букв е и и в приставках пре – и при - , а также продолжим работу по формированию умения различать значение и правописание слов с приставками пре – и при - .

2. Объяснение новой темы:

Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-
Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.
В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.


3. Объяснительный диктант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните употребление приставок ПРЕ- и ПРИ-.

 Пр…морский край, пр…образователь пр…роды, пр…непр…ятный разговор, всеобщее пр…знание, слегка пр…храмывать, жизненное пр…звание, пр…рвать рассказ, непр…рывные исследования, пр…вести собаку,  пр…одолевать пр…пятствия, пр…глушить свет, широкое пр…менение, пр…скверный характер, страна пр…вратилась, пр…задуматься над проблемой,  пр…вратности пр…роды, пр…шить пуговицу, пр…сильные толчки.

   III.  Актуализация знаний.   

 1.Задание: заполнить недостающую графу таблицы.

Правила написания приставок пре и при Примеры
приближение   
 присоединение  
 неполное действие  
 близость  
 = пере  
 =очень  

 

Правила написания приставок пре и при Примеры
   Приехать
   Приклеить
   Привстать
   Приморский
   Преступник
   Премилый

 

IV. Упражнение на закрепление навыка.
1. 
Дифференцированно – творческие задания – 1А, 2Б (выбрать одно из заданий и выполнить его в тетради):

 

1 А.

Задание:

   Какую приставку писать в этих словах и почему.

Мудрость пр..ходит с годами.

Что в детстве пр..обретёшь, на то в старости обопрёшься.

Ласточка пр…летела – скоро гром загремит.

 Журавль солнце пр..носит.

 Ехал к обеду, а пр..ехал в среду.

Пр..мудрости в щах., а сила в капусте.

Ни то, ни сё кипело, а то пр..горело.

Если на Новый год звёзд густо – ягод будет пр..много.

Родная сторонушка. Что добрая матушка – пр…греет, пр..ласкает. накормит.

 2 Б.

Задание:

Даны словосочетания, объясните   их написания:

 Предобрый человек, пренеприятный разговор, предлинная история, прескверный характер, пришкольный участок, придорожный патруль, привокзальная площадь. премилый ребёнок, преградить дорогу.

2. Практическое задание. Переписать, вставить пропущенные буквы. Объяснить употребление приставок ПРЕ- и ПРИ-.


1. Коротков не расслышал, хотя и пр_падал ухом к замочной скважине.  

 (М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и пр_был в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
4. Пр_одолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки.

(А. Толстой, "Хождение по мукам")
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне пр_сматривался к Даше - чем-то она ему пр_шлась по вкусу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
6. Чиж беспр_станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, "Отцы и дети")
7. Он сдвинул шапку на затылок, пр_держивая винтовку. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
8. Вместо подсолнухов, пр_манивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
9. В это мгновение лодка пр_чалила. (И. Тургенев, "Накануне")
10. Пускай горе пр_даст вам твердость. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
11. Не в том ли состоит это пр_имущество ,что в них меньше следов барства, чем в нас? (И. Тургенев, "Отцы и дети")
12. Но я не могу себя чувствовать пр_ниженной, последней из всех. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
13. Зачем заранее пр_дполагать, что я - враг? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
14. Ты должна будешь отстать от всех твоих пр_вычек; там, одна, ты пр_нуждена будешь работать... (И. Тургенев, "Накануне")
15. Я же, несмотря на многочисленные пр_вратности, никогда не знал несчастья. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
16. Дальнейший послужной список пр_ложен при паспорте. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
17. В это мгновение вошла в комнату А. В., и разговор пр_кратился. (И. Тургенев, "Накануне")
18. Инсаров прочел записку Елены - и тотчас же стал пр_водить свою комнатку в порядок. (И. Тургенев, "Накануне")
19. Агриппина шла, как пр_вязанная, шаг в шаг - за мужем. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
20. Я знаю трактирчик пр_скверный, где нам дадут обедишко пр_пакостный. (И. Тургенев, "Накануне")
21. Кузьма Кузьмич пр_строился на лавке под печкой и тоже не мог сразу заснуть - пр_чмокивая, бормотал. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
22. А вы говорите с ним и пр_зираете его в то же время. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
23. Иван Ильич, не шевелясь, чуть-чуть пр_открыл веки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
24. Пр_лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
25. У тебя хоть семь пядей во лбу - не пр_взошел науку, и всегда сделаешь ошибку. (По А. Толстому, "Хождение по мукам»)

5.  Итог занятия.

1. Вывод: - Подведём итог занятию. От чего же зависит правописание гласных в приставках? (от значения приставок)

6.  Домашнее задание.Выполнить морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: пришпиливание, перерасход, предопределение, предъявитель, переговариваться, переменчивый, пересмотреть.

3. Рефлексия.

 Заполнить  анкету (в тетради).

1. На занятии я работал 2. Своей работой на занятии я 3. Занятие для меня показалось 4. За занятие я 5. Мое настроение 6. Материал занятия мне был     7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.